Газета Спорт-Экспресс № 53 (2249) от 9 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

10 марта 2000

10 марта 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ЛИНАРЕСЕ

ПОКА ЧЕМПИОН МИРА НИКАК НЕ ПОДБЕРЕТ КЛЮЧИ К ЧЕМПИОНУ ФИДЕ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

ДЛЯ ПОБЕДЫ МОЖЕТ ХВАТИТЬ "ПЛЮС 3"

И в 7-м туре все партии завершились вничью, так что вот уже два игровых дня подряд положение участников не претерпевает изменений. Когда после Вейк-ан-Зее мы говорили с Владимиром Крамником о предстоящем турнире 21-й категории в Линаресе, он предположил, что для победы в Испании должно хватить "плюс 3". Для сравнения: в Голландии набравшие столько Ананд, Леко и Крамник поделили второе место, а у ставшего первым Каспарова было "плюс 5". Похоже, прогноз Владимира сбывается: до финиша осталось 3 тура, а у них с Гарри пока по "плюс 2", и, вероятно, максимум, на что каждый из них может рассчитывать, это прихватить где-то еще "единичку". Если учесть, что я пишу эти строки в день, когда состоится встреча Каспарова и Крамника друг с другом, и, скорее всего, это будет ничья (вы можете проверить меня, заглянув на 1-ю страницу "СЭ"), то искомая "единичка" имеет шанс оказаться у чемпиона мира после партии 9-го тура с Леко. Однако венгр славится своей сверхосторожностью, и выиграть у него черными Гарри будет очень сложно. Остается одна надежда на Ананда, с которым Каспаров играет белыми и которому уже не привыкать быть поставщиком очков для королевского двора. Крамнику же надо будет попытаться добыть свою третью "единицу" в поединках с Алексеем Шировым черными, что маловероятно, или с Леко белыми - тут у Владимира есть шанс благодаря более высокому классу Объективно возможность завоевать третий "плюс" у Каспарова чуть выше.

Ну а теперь приступим к рассказу о 7-м туре.

"СЭ" - НЕ ТОЛЬКО КОЛЛЕКТИВНЫЙ АГИТАТОР, НО И ОРГАНИЗАТОР

Вторая встреча чемпиона мира и чемпиона мира ФИДЕ вызывала повышенный интерес. Ведь в первой партии Каспаров, как он считал, упустил победу, и Халифман не отрицал этого, сказав мне, что "пуля Каспарова просвистела у самого его виска". Петербургская бригада Халифмана, как я узнал, читает в Интернете мои репортажи из Линареса, и нашла в одном из них прогноз вашего корреспондента относительно того, что во второй раз каспаровская пуля вряд ли разминется с виском Александра. Халифмана этот "бесчеловечный" прогноз задел за живое, и он пообещал товарищам по оружию: "Умру, но не дам сбыться словам Васильева!" Забегая вперед, замечу, что никогда еще мои материалы не оказывали столь агитирующего и пропагандирующего влияния на чемпионские массы: ведь Халифман выполнил свое обещание!

ВО "ФРАНЦУЗСКОМ ГОРШКЕ" НЕПЛОХО ПОЛУЧАЮТСЯ "ПОЛОВИНКИ"

Выбор им французской защиты во встрече с самим Каспаровым говорил о том, что петербургский гроссмейстер вслед за великими выходцами из города на Неве Михаилом Ботвинником и Виктором Корчным решительно взял на вооружение этот считающийся очень трудным дебют и стал применять его во всех "черных" партиях. Чемпион ФИДЕ заслуживает аплодисментов хотя бы за то, что не побоялся обкатать новый для себя дебют (до Линареса он играл французскую только один раз и проиграл) на турнире 21-й категории!

И все же, когда Каспаров применил новинку уже на 7-м ходу (выпад ферзем на поле g4 вообще-то типичен для многих вариантов французской защиты, но в этом положении он применен впервые), тренеры Халифмана - гроссмейстер в игре по переписке Геннадий Несис и гроссмейстер в обычной игре Алексей Луговой - испереживались. Несис стал сетовать, что, дескать, он сам боялся применять "французскую" именно из-за этого варианта Каспарова с 6.Cd2. Луговой, назвав новинку Гарри непочтительно "игрой на арапа", стал критиковать своего подопечного за то, что тот, продумав 30 минут, лишил своего короля рокировки, тогда как, мол, черные могли играть Ке7, отдавая на съедение вражескому ферзю пешки "g" и "h" и приобретая взамен пешку "d" - по аналогии с обычными вариантами французской защиты. И вновь, забегая вперед, скажу: совершенно правильное решение принял чемпион ФИДЕ! Не стал Халифман ослаблять позицию своего короля, хотя и испытал некоторые неудобства в связи с отсутствием рокировки, но зато сохранил в неприкосновенности свой королевский дворец, в котором потом с комфортом и в безопасности отсиживался, посмеиваясь над тщетными потугами белых пробить его оборону.

Каспаров, спрятав своего короля на ферзевом фланге, попытался организовать пешечный штурм неприятельской крепости, но соперник, следуя законам жанра, приступил к подрывной работе на противоположном участке шахматного фронта. После размена ферзей, который для белых оказался вынужденной необходимостью, иначе атака черных на белого короля начиналась раньше, партия перешла в техническую стадию. У белых были пространственный перевес и перспективы организовать атаку на одинокую пешку "b", которую изо всех сил удерживали чуть ли не все черные фигуры, а у черных... Собственно, черным оставалось только ждать, что предпримут белые. Ждать и терпеть. Ведь при 7...Kpf8 ничего другого им не оставалось. И вот тут-то чемпион мира ошибся!

КАСПАРОВ:

- Я потерял минимум 5 темпов! Белые должны были вместо 29Лhdl играть 29.Сf11 с тем, чтобы потом пойти ЛhЗ и по третьему ряду ворваться в лагерь черных. В этом случае белые выигрывали без всяких проблем. После 29.Сf1 и 30.ЛhЗ можно было бы ограничиться комментарием: "Еще последовало...". Уму непостижимо: если не выигрывать такие технические позиции, тогда какие выигрывать?!

Когда Каспаров упустил указанный им шанс, черные наладили оборону, и пробить их бастионы было уже невозможно: ничья.

Я пошел поздравить чемпиона мира ФИДЕ с тем, что он сыграл вничью свой первый миниматч против чемпиона мира.

ХАЛИФМАН: С КАСПАРОВЫМ МОЖНО БОРОТЬСЯ

Халифман встретил меня добродушной улыбкой: "Ну как, напишете про "пулю", которая на сей раз пролетела так далеко от меня, что я ее даже не услышал?"

- Напишу! Каковы впечатления от этой партии? Новинка Каспарова 7.Фg4 вас сильно озадачила?

- Это была новинка для меня лично - всю базу данных мы еще не смотрели. Видимо, то, как я отреагировал на нее, было единственно правильным решением, хотя, как вы понимаете, добровольно остаться с Каспаровым на 7-м ходу без рокировки это акт гражданского мужества. Позиция у меня получилась после этого очень хорошая, но эндшпиль оказался тяжелым, пришлось немного "поползать", однако реальной опасности я так и не почувствовал. Не знаю, может, я и ошибаюсь...

Я не стал передавать Халифману слова Каспарова про 29.Сf1 и З0.ЛhЗ - не только, чтобы не омрачать человеку праздник, но и потому, что сам до конца не понял, как же Каспаров собирался там выигрывать. Однако, когда глубокой ночью расставил фигуры на доске, то увидел, что действительно белая ладья оказывалась на полях сЗ и bЗ гораздо раньше, чем в партии, и, похоже, черным было бы тогда очень трудно удержать позицию.

- А играть "французскую" с листа на таком высоком уровне не страшно было?

- Гораздо хуже оказаться совсем без дебюта за черных, как это случилось в матче с Леко. После того тревожного звонка я себе какой-никакой, а дебют черными настругал, позанимался, поизучал - как-никак не первый год в шахматы играю. Проблемы, конечно, еще остались, но, как видите, черный цвет держу! А это уже немало.

- Что думаете о матче с чемпионом мира?

- Каспаров, конечно, здорово играет, но бороться с ним можно.

КРАМНИК ИСПОЛЬЗОВАЛ СВОЮ "РУССКУЮ" В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Индийский гроссмейстер Виши Ананд постепенно приходит в себя после двух подряд поражений, и в партии с Крамником он был уже похож на себя. После игры улыбался, сыпал вариантами и вновь соглашался с Крамником без лишних слов. Очень хорошо понимают друг друга второй и третий шахматисты мира. Ну и что, если один из них оказался здесь вдруг на последнем месте? С кем не бывает.

Соперники разыграли русскую партию, знатоками которой оба являются. У них наверняка была свежа в памяти их встреча во Франкфурте, где Ананд создал эффектнейшую миниатюру, пожертвовав ладью за слона и заматовав черного короля где-то на 22-м ходу. С тех пор Крамник усилил вариант, однако и Виши на месте не сидел: его 13-й ход - новинка. Насколько она серьезная, можно судить по тому, что черные, рокировав в длинную сторону на 23-м ходу остались без качества за пешку. Но неожиданно всего через полтора хода после этого противники согласились на ничью, хотя с лишним качеством белые могли бы играть еще 100 ходов без всякого риска для себя. Но, во-первых, Виши очень доверяет Владимиру, а во-вторых, как сказал мне Крамник после партии, несмотря на отсутствие качества, позиция черных очень крепкая. И нам ничего не остается, как поверить ему и Виши на слово. Хотя, взглянув на заключительную позицию, каждый обычный любитель сказал бы: "Дайте-ка мне белые в этом положении, я готов сыграть с Крамником!" Впрочем, не только любители, но и профессионалы недоумевают. "Ничья? Странно", - пишет гроссмейстер Сергей Шипов на сайте Каспарова. Но мало ли странностей в жизни вообще и шахматах в частности...

ЛЕКО БЫЛ КАК НИКОГДА БЛИЗОК К ПЕРВОМУ УСПЕХУ,
НО ШИРОВ ЕГО ПЕРЕХИТРИЛ

У Петера Леко - счастливый характер. Даже после невероятно огорчительного для него результата партии с Алексеем Шировым - ничья в подавляющей позиции, где через пару ходов у венгра появлялся новый ферзь и объявлял мат шировскому королю - он смеялся, поражаясь, как это Широву удалось соорудить ничью вечным шахом, да еще так неожиданно. Действительно, никто в зале не видел спасения за Широва, еще за мгновение до того, как он сыграл на 54-м ходу необыкновенно красиво и сильно - е5-е4! И тут все, и Леко раньше других, мгновенно прозрели: "Ба, смотрите, какая ничья!"

А ведь только что тренирующий Леко кубинский гроссмейстер Родригес, как мальчишка, хлопал в ладоши в пресс-центре: его подопечный одерживал первую победу в турнире и выходил из своего "полтинника" на "плюс один". Да и как ему было не победить, если король черных, которыми руководил Широв, был отрезан от своих ладьей, а белый конь норовил его ударить копытом и объявить мат! И пара проходных шла с двух сторон к 8-й горизонтали... Но Широв есть Широв!

7-й тур. Ничьи: Каспаров - Халифман, Ананд - Крамник и Леко - Широв.

После 7 туров: Гарри Каспаров и Владимир Крамник (оба - Россия) - по 4,5 очка, Петер Леко (Венгрия) - 3,5, Александр Халифман (Россия) и Алексей Широв (Испания) - по 3 и Вишванатан Ананд (Индия) - 2,5.