Газета Спорт-Экспресс № 44 (2240) от 26 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
В эти дни в Новой Зеландии проходит спор за самый престижный трофей в парусном спорте - Кубок "Америки". На океанской акватории близ Окленда состязаются защитники - обладатели этого приза из Новой Зеландии на яхте "Блэк Маджик" и претенденты - итальянский экипаж судна "Прада". Впервые за полуторавековую историю Кубка в решающем матче не участвуют американцы, что стало первой громкой сенсацией регаты-2000.
ПОЛТОРА ВЕКА БИТВЫ ЗА СЕРЕБРЯНЫЙ КУВШИН БЕЗ ДНА |
ВЫЗОВ |
Американец Джон Кокс Стивенс происходил из знатного и состоятельного рода. Его отец был полковником во время войны за независимость, а после ее окончания обзавелся паромом с паровой машиной, курсировавшим через реку Гудзон. Один из сыновей полковника, Роберт, изобрел Т-образные железнодорожные рельсы. Другой, уже упомянутый Джон Кокс, еще в 1804 году приобрел первый в мире катер с винтом, а впоследствии они с Робертом стали хозяевами пароходной компании и морского порта. Эти люди умели зарабатывать деньги на использовании технических новинок, но больше всего Джон Кокс любил парусные суда, а его брат даже проектировал их.
В 5 часов вечера во вторник 30 июля 1844 года Стивенс и восемь его друзей собрались на борту шхуны "Джимкрэк", чтобы создать яхт-клуб Нью-Йорка - третью такого рода организацию в США и пятую в мире. Естественно, первым командором стал сам Стивенс. Шесть лет спустя он решил построить парусник. Судно заказали Уильяму Брауну, пообещав заплатить 30 000 долларов, если оно окажется самым быстрым в США. Браун был средним специалистом, но у него работал лучший дизайнер Джордж Стирс, который превзошел сам себя, создав чудо-яхту, получившую имя "Америка".
21 июня 1851 года она вышла из нью-йоркской гавани и взяла курс на Европу, чтобы посоревноваться с кем-то из считавшихся тогда законодателями мод в парусном спорте англичан. Через 20 дней "Америка" бросила якорь во французском Гавре, где прошел последний этап подготовки. Когда братья Стивенсы поднимались на борт, провожавший их редактор газеты "Нью-Йорк трибюн" воскликнул: "Глаза всех Штатов будут устремлены на вас! Если вы проиграете, наша страна опозорится".
29 июля, преодолев Ла-Манш, "Америка" встала на ночевку. Утром к гостям приблизился один из лучших английских парусников "Лаврок", покрутился вокруг шхуны и пошел в Каус, словно приглашая следовать за собой. Стивенс воспринял это как вызов, и, когда их с "Лавроком" разделяли около 200 ярдов, "Америка" бросилась в погоню. Идя против ветра, она опередила "Лаврок" на пятимильной дистанции примерно на 500 ярдов. Вскоре к американцам пожаловали гости во главе с графом Уилтоном. Они осмотрели судно и были поражены необычными обводами носа и кормы. В итоге близлежащий яхт-клуб королевы Виктории отказался допустить "Америку" к участию в своей ежегодной регате. Раздосадованный Стивенс предложил пари на 10 000 фунтов стерлингов (сейчас это около 500 000 долларов), утверждая, что "Америка" выиграет у любого парусника на дистанции от 20 до 70 миль. Никто не принял вызов. А вот английские газеты, в частности "Тайме", с симпатией отнеслись к американцам, назвав своих соотечественников "голубями, которых парализовал страх при виде ястреба".
ГОНКА |
И все-таки пристыженным британцам не удалось избежать поединка с "Америкой": королевский Скуадрон пригласил ее принять участие в гонке вокруг острова Уайт, призом в которой был серебряный кувшин без дна высотой 27 дюймов и весом 134 унции, называвшийся Кубком "100 гиней" - за такую сумму его купили в Лондоне у фирмы З. и С. Джерард. Легенду о том, что трофей изготовили по заказу королевы Виктории, придумал, скорее всего, Джон Стивенс.
22 августа в 10 утра раздался выстрел стартовой пушки, и экипаж "Америки" стал выбирать якорь. 14 соперников ушли в гонку раньше. Очень скоро тысячи зрителей увидели, как янки начинают обходить их одного за другим. Когда позади осталась половина дистанции, "Америка" была далеко впереди - от ближайшего конкурента ее отделяли две с половиной мили. Рассказывают, что королева Виктория, которая наблюдала за гонкой с борта яхты "Виктория и Альберт", поинтересовалась у лейтенанта, наблюдавшего за происходящим в подзорную трубу, какой парусник идет вторым, и услышала в ответ: "Ваше Величество, второго нет".
На самом деле второй финишировала с отставанием порядка 20 минут - судьи были настолько ошеломлены, что не засекли время, - небольшая яхта "Аврора". Если бы был подсчитан гандикап, то не исключено, что она оказалась бы победительницей. Но этого не сделали, и Кубок "100 гиней" был вручен королевой Викторией американцам.
Вскоре в США началась Гражданская война. Трофей находился то в доме одного брата Стивенса, то другого. Они даже подумывали о том, чтобы переплавить бесполезный кувшин - ведь он был без дна, отлить серебряные медали и подарить их своим внукам. Постепенно гонка вокруг острова Уайт превратилась в легенду, которую рассказывали за бутылкой доброго виски.
ЗАВЕЩАНИЕ |
В 1855 году Джон Кокс Стивенс покинул пост командора яхт-клуба, а 10 июня 1857-го он умер. Когда 8 июля Кубок принесли в клуб, то обнаружили в нем завещание бывшего командора из 239 слов. Оно стало основным документом, определявшим регламент проведения гонок за Кубок "Америки", как переименовал трофей Стивенс.
Первым в борьбу за него вступил англичанин Джеймс Эшбюри. В 1868 году была спущена на воду его шхуна "Камбрия", которая вчистую разбила американцев на "Сафо" в гонке вокруг острова Уайт. После этого в течение года шла переписка по поводу проведения матча-реванша уже на акватории хозяев приза, которые, кстати, толковали слово "матч", как соперничество "Камбрии" со всеми парусниками нью-йоркского яхт-клуба. А их было 13.
И вот 8 августа эта гонка состоялась. Дистанция - 35,1 мили. До стартового выстрела позиция "Камбрии", определенная организаторами, была лучше. Однако когда начали поднимать якоря, она оказалась в самой подветренной точке и уже была обречена. Большая "Камбрия", длина которой по ватерлинии составляла 98 футов, проиграла почти 39 минут 79-футовому "Мэджику". Эшбюри воспринял поражение спокойно, участвовал еще в нескольких гонках вдоль побережья, после чего заказал себе новую шхуну. Выигрыш Кубка "Америки" стал для него навязчивой идеей. Он вновь вступил в переписку с американцами и доказал, что слово "матч" означает спор "один на один". Но хитрые нью-йоркцы тут же ввели правило, которое позволяло им решать, какая их яхта будет защищать Кубок, утром в день гонки. То есть они могли выбирать судно в зависимости от погоды.
Эшбюри вернулся к берегам Америки в 1871 году. Договорились о семи стартах: три - в гавани Нью-Йорка, три - в океане, последний - по жребию. Эшбюри выставил "Ливонию". Перед первой гонкой он увидел на старте две шхуны под американским флагом - "Сафо" и "Колумбию". Ветер был слабым, и американцы пустили "Колумбию" - более легкую и потому имевшую преимущество. На всякий случай они сократили дистанцию на 10 миль, а в гоночной инструкции "забыли" указать правила огибания контрольного знака. "Ливония" имела шанс выиграть, но англичане обходили знак по традиционным правилам, а американцы - согласно своей вольной их трактовке. Позже "Ливонии" удалось выиграть одну гонку, в остальных первенствовали то "Колумбия", то "Сафо". Правда, в нескольких случаях Эшбюри посчитал, что победил он, и, объявив счет 4:3 в свою пользу, потребовал Кубок. Но вернулся он в Англию с пустыми руками и обвинил нью-йоркский клуб в жульничестве. Американцы, в свою очередь, упрекнули его в неджентльменском поведении.
После четырех поединков за Кубок стало ясно, что завещание Стивенса содержит слишком много подводных камней, и последнего из оставшихся в живых основателей клуба Джорджа Шуйлера попросили его переписать. Джордж сделал это, потом отредактировал и новую версию, в результате чего в правилах оказалось более 1000 слов.
КУБОК АРИСТОКРАТОВ |
Завладеть вожделенным трофеем дважды пытался английский граф Данравен, но быстро убедился в том, что американцы пойдут на любые ухищрения, дабы Кубок остался у них. Не случайно кувшин хранился в нью-йоркском клубе на специальном пьедестале, к которому он был прикручен здоровенным болтом. А еще говорили, что первый шкипер, который проиграет Кубок, оставит вместо него свою голову. Граф Данравен был близок к успеху, однако его беззастенчиво надували с обмерами, а в районе старта постоянно кишмя кишели катера, которые почему-то оказывались на пути именно графа. Данравен высказал все, что думает по этому поводу. В отместку его исключили из почетных членов клуба.
И тут возникла проблема - не оказалось претендентов. Американцы вовсю зазывали англичан, но те были обижены не на шутку. Наконец, пришло сообщение о том, что вызов готов бросить экипаж из Ирландии. Его прислал сэр Томас Липтон, который сделал свое состояние на торговле, прежде всего цейлонским чаем.
В то время в Нью-Йорке во главе клуба встали знаменитые магнаты Морганы, для которых постройка яхты была такой же мелочью, как для других покупка газеты по пути на работу. Липтон финансировал строительство "Шемрока", Морган - "Колумбии", которая победила в 1899 году. В 1901-м Липтон вывел на старт "Шемрок"-2 и был близок к успеху, но проиграл третью гонку по "исправленному" времени - с учетом гандикапа, хотя финишную линию пересек на 2 секунды раньше "Колумбии". В 1903 году Томас Липтон вновь вступил в бой, но и его "Шемрок"-3 не оказался удачливее своих предшественников. Когда ирландца попытались утешить, сказав, что его парусник красивее, он ответил: "Мне не нужна красивая лодка. Я хочу лодку, которая выиграет Кубок "Америки".
Очередная гонка была назначена на 1914 год, но грянула Первая мировая война, и старт состоялся только через шесть лет. Еще 10 лет спустя 80-летний, однако все еще не отчаявшийся вернуть Кубок на родину сэр Томас Липтон сделал ставку на "Шемрок"-5. За штурвалом американского защитника стоял Гарольд Вандербильт - один из наследников знаменитого мульти-миллиардера Корнелиуса Вандербильта. Он не был хватким финансистом, но оказался сильным яхтсменом.
12 МЕТРОВ |
Вандербильт был прав, когда сказал, что время больших парусников проходит. Тогда уже вовсю строились лодки по "метровой" формуле: в результате обмеров получалась цифра в метрах. Одним из самых популярных был класс "12 метров".
Вторая мировая война вновь прервала гонки на Кубок "Америки", и лишь в 1948 году командоры нью-йоркского и английского клубов договорились о возобновлении состязаний. Правда, никому не хотелось строить суда длиной около 22 метров по ватерлинии, и тогда в 1956 году командор Генри Сирс написал новое завещание. Его существенным отличием оказалось то, что лодки могли быть длиной до 14 метров.
Гонки 1970 года открыли новую эру в споре за Кубок "Америки" - претендентов оказалось сразу четверо: из Греции, Англии, Франции и Австралии. Первая пара сразу выбыла из борьбы, и отборочные соревнования шли между французами и австралийцами. Французский синдикат возглавлял барон Марсель Бик, который сделал состояние на дешевых шариковых ручках. Он привез в Ньюпорт 60 матросов, двух поваров, невероятное количество французского вина и несколько яхт класса "12 метров". Все лето Бик менял шкиперов и матросов, сам встал за штурвал в четвертой гонке претендентов и... заблудился в тумане. Отбор выиграли австралийцы, которым благородный барон оставил свою лодку для спарринга.
Австралийская яхта "Гретель"-2 была быстрее американского "Интрепида", но когда дело доходило до разбора протестов, в выигрыше оказывались защитники. "Подавать протест на американцев - все равно что жаловаться теще на жену", - мрачно пошутил глава синдиката Алан Пакер. В австралийской прессе началась антиамериканская кампания.
В 1977 году на место за штурвалом судна защитников претендовал Тед Тернер. Он отличался экстравагантными выходками на берегу, но на борту ему тогда не было равных. Группа бывших шкиперов-победителей проголосовала за Тернера - и не ошиблась: будущий телемагнат и миллиардер, основатель Игр доброй воли выиграл у австралийцев пять гонок подряд.
ПЕРВОЕ ФИАСКО АМЕРИКАНЦЕВ |
В 1980 году Кубок "Америки" отстоял Деннис Коннер, разгромив австралийский экипаж со счетом 5:1. Так началась эра профессиональных яхтсменов. Хотя формально Коннер считался владельцем фирмы, производящей диваны, он все-таки был больше яхтсменом, чем предпринимателем. После его успеха разразился скандал: Коннер выступал под флагом яхт-клуба Сан-Диего и потребовал, чтобы Кубок переехал в Калифорнию. В 1983 году Коннер снова стоял за штурвалом защитника - и проиграл "Австралии"-2. Так Кубок впервые уплыл из Нового Света.
Спустя несколько лет Коннер приехал в Австралию в качестве претендента и сумел вернуть Кубок в Америку. Затем ему пришлось провести внеочередной раунд: новозеландцы по-своему прочитали завещание и заставили его выйти на воду. Коннер согласился, но в ответ выставил... катамаран, против которого монокорпусная яхта оказалась бессильна.
Наконец, был введен класс яхт "Кубок "Америки". В нем состоялось уже несколько регат, и упорство новозеландцев все-таки было вознаграждено. Они и отстаивают сейчас завоеванный ими трофей в споре с итальянцами. Так что в ближайшее время в Новый Свет старый кувшин не вернется.
Всеволод КУКУШКИН