Газета Спорт-Экспресс № 43 (2239) от 25 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

25 февраля 2000

25 февраля 2000 | Остальные

Знаете ли вы, что бридж - олимпийский вид спорта? Более того, он почти наверняка будет включен в показательную программу зимних Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити. Россиянам это должно быть особенно приятно, ведь родился бридж не где-нибудь, а у нас, в России!

НАШ РУССКИЙ БРИДЖ

Приятно и то, что за два года до олимпийского дебюта бридж, судя по всему, поднялся на своей исторической родине на новую высоту. Во всяком случае, таких соревнований, как Гран-при Российской лиги интеллектуальных игр (этот турнир состоялся в минувший уик-энд в отеле "Балчуг Кемпински"), в отечестве еще не было. Чего стоил хотя бы внезапный приезд чемпионов мира из Польши Адама Жмудзиньского и Цезаря Балицкого. Да и главный приз производил впечатление - полностью оплаченная поездка на командный чемпионат Америки.

ВСТРЕТИЛСЯ БАНКИР С ПРЕЗИДЕНТОМ

Началось все с того, что 30 лет назад в городе Фрунзе родился банкир. Правда, тогда о будущей профессии Сергея Кириленко никто не догадывался. Даже он сам, а потому закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, поступил в аспирантуру. Только выяснилось, что на аспирантскую стипендию прокормить семью довольно проблематично. Вот и стал человек банкиром - а если совсем точно, заместителем председателя правления "Собинбанка".

Дальше события развивались так. Как-то раз решил Кириленко поиграть в Интернете в свой любимый преферанс. Набрал на клавиатуре нужный адрес (для интересующихся - http:\\pref.bn.ru), и достался ему в партнеры некий Павлик. Расписали виртуальную пульку, а потом Павлик вдруг спросил: не хочет ли новый знакомый узнать правила бриджа?

Бридж банкиру очень понравился. Тогда Павлик, оказавшийся на поверку журналистом и одновременно фанатичным популяризатором бриджа Павлом Портным, свел бизнесмена с одним из создателей популярной компьютерной программы "Марьяж", а ныне президентом Российской лиги интеллектуальных игр Дмитрием Лесным. В итоге Москва получила прекрасный бриджевый турнир, председателем оргкомитета и одним из спонсоров которого стал Сергей Кириленко.

О том, сколь тщательно велась подготовка к этому турниру, говорит уже такой факт: на мебельной фабрике по спецзаказу было изготовлено 9 профессиональных столов. Должны же мы, наконец, играть на нормальном покрытии, а? Ну, хотя бы как нация, претендующая на звание родоначальницы бриджа.

ОТ БИРИЧА - К ОЛИМПИАДЕ!

Все-таки отрадно сознавать, что бридж придумали русские. Пускай его у нас, как и многие другие полезные изобретения, умыкнули. И назвали на свой манер - б-р-и-д-ж. Пойди теперь доказывай, что это исконно наша карточная забава.

Историки, правда, пытаются. Отыскали описание отечественной игры бирич, датированное 1885 годом и принадлежащее почему-то перу человека с не самой русской фамилией Коллин. С его труда и берет отсчет история бриджа, который теперь по праву считается самой популярной в мире карточной игрой.

Приходится признать, что росту этой популярности во многом поспособствовал Гарольд Вандербильт. Он в 1925 году усовершенствовал игру до такой степени, что с кондачка в правилах бывшего бирича теперь и не разобраться. Хотя давно уж пора нам это сделать. Не зря же все-таки четыре года назад МОК не только признал бридж олимпийским видом спорта, но и пообещал включить его в показательную программу зимних Игр-2002.

В бридж играют колодой из 52 карт. Старшинство обычное - от сильных туза и короля до слабеньких двойки и тройки. За специальным столом усаживаются четверо - и бьются пара на пару. Дабы не спутать играющих, каждому присваивается название одной из четырех сторон света.

Север, Юг, Запад и Восток получают на руки по 13 карт. Быстренько оценивают свое положение (время розыгрыша одного расклада строго лимитировано) и начинают борьбу за право назначить козырь. Вся сложность в том, что ни видеть друг друга, ни тем более общаться партнеры не могут (для путей строгости стол для бриджа даже снабжен массивной перегородкой). При этом требуется указать точное количество своих взяток. Занизишь возможности - сам у себя очки украдешь. Завысишь - соперники за твой недобор столько себе очков запишут, что мало не покажется.

Что же делать? Остается только безмолвно подсказывать партнеру - с помощью разложенных рядышком табличек с надписями "1 черва", "3 пики", "пас" и т.д. Положив любую из них на стол, вы сообщаете коллегам о поступивших к вам картах. Заявка "1 трефа" означает, что вы обязуетесь получить хотя бы 7 взяток, если козырем будет трефа. Эта информация оказывается доступна всем участникам карточной баталии. Вам же еще необходимо вложить в свои действия тайный смысл. При этом для того, чтобы партнер понял эти ваши бессловесные подсказки, должна быть наготове заранее разработанная система, своеобразный шифр. В основе его заложено правило американца Милтона Уорка, который в 30-х годах предложил назначить тузу, королю, даме и валету гипотетическую цену в 4, 3, 2 и 1 очко соответственно.

Теперь узнать о картах партнера становится намного проще. Приведем самый доступный пример. Допустим, что Север кладет на стол карточку с надписью "1 трефа". Проведя дешифровку, вы быстренько выясняете, что в рамках ваших предварительных договоренностей такая заявка означает: "У меня, товарищ Юг, не менее 16 очков произвольного распределения (то есть без какой-то масти-фаворита)". Вы ему на это карточку "1 пика" показываете, и он сразу оказывается посвящен в ваши проблемы: у вас есть как минимум 8 очков и 5 пик. Выяснив основные составляющие вашего расклада, он может поинтересоваться:

- А тузы-то есть? - именно этот вопрос, согласно вашему хитроумному шифру, хочет задать партнер, выставляя картинку "4 БК (без козыря)".

- Целых два, - подмигиваете вы карточкой "5 червей".

- Ладно. Тогда хватит болтать, давай-ка лучше поиграем. - Север вытягивает картонку с надписью "6 БК" и назначает тем самым игру без козырей. Если остальные пасуют, это означает завершение торговли и назначение контракта, согласно которому Север и Юг обязуются взять 12 взяток. Если возьмут, то заработают 990 очков, и про них обязательно скажут: "Во, ребята "Малый шлем" сыграли!"

При торговле, естественно, необходимо помнить, что соперники наверняка будут вам активно противодействовать, а каждая последующая заявка должна быть больше предыдущей.

В общем, слабенький привкус преферанса, заглушаемый пылью, сдутой с русского бирича. В то же время нужно учитывать, что спортивный бридж от большинства карточных игр отстоит далеко. Дело в том, что несложное специальное оборудование позволяет разыгрывать один и тот же расклад среди многочисленных участников за разными столами. В итоге получается, что обычный для карт процент везения сведен в бридже к нулю. Побеждает не самый фартовый, а самый умелый.

В АМЕРИКУ ПОЕДУТ НАШИ

На сей раз призовые - путевку в Америку - увезла с собой команда "М United", составленная из трех русских пар: Андрей Громов - Александр Петрунин (кстати, это лучшая сейчас российская пара), Георгий Матушко - Максим Хвень, Александр Дубинин - Михаил Красносельский. Именно они в суперфинале сумели одолеть команду организаторов "Изюминка", члены которой получили в качестве приза энное количество фишек казино "Амбассадор". За нее тоже выступали шестеро: Сергей Кириленко - Павел Портной, Анатолий Гудков - Максим Жмак и (собственно "изюминка"!) заявленные в последний момент чемпионы мира Цезарь Балицкий - Адам Жмудзиньский.

Несмотря на занятое второе место, польские гости остались от пребывания в Москве в восторге. Пан Цезарь настолько дурно себя чувствовал на следующее после окончания турнира (и соответственно заключительного банкета) утро, что даже был вынужден отказаться от детального знакомства с Первопрестольной. Я, правда, слышал, что единственный профессиональный польский игрок (то есть тот, кто зарабатывает на жизнь исключительно с помощью бриджа), Балицкий вообще редко покидает пределы гостиниц, в которых проводятся турниры. А вот его партнер, бизнесмен из Катовице Адам оказался более любознательным, и ваш покорный слуга полдня демонстрировал Жмудзиньскому красоты Москвы.

Особенно счастлив был Адам, когда посетил Зал имени Петра Ильича Чайковского, в котором в далекие 60-е выступал его отец-пианист. И конечно, он не мог удержаться от похвалы московскому "Гран-при".

- Ваш турнир, уверяю, не уступал ни одному соревнованию, на котором мне приходилось играть (Адам выступает 37 лет, из них 15 - в паре с Балицким), - признался он. - Гостиничный сервис и вовсе был на запредельном уровне. С удовольствием приехал бы в Россию еще раз, но, как мне рассказали, бридж у вас пока не так уж популярен. Обидно. Ведь в Польше правила игры знает каждый школьник. Сам я познакомился с бриджем в пять лет, узнав об игре от бабушки и дедушки. У вас же дети, знаю, играют в основном в шахматы. Так что не берусь сказать, когда окажусь в России в следующий раз.

Все-таки хочется верить, что в будущем пары самого высокого уровня будут приезжать к нам постоянно. Тем более что бридж надеется на олимпийский дебют - и, значит, нам раньше или позже все равно придется его всерьез культивировать. И кто знает, может, когда-нибудь у России будет свой бриджевый олимпийский чемпион. В конце концов это ж наша игра!

Александр ЗИЛЬБЕРТ