Газета Спорт-Экспресс № 41 (2237) от 23 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
МЕЛЛЕР-НИЛЬСЕН ЕЩЕ НЕ ПРОИГРАЛ,
А ЕМУ УЖЕ НУЖНЫ АДВОКАТЫ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Тель-Авива |
В далеком 72-м в составе экспериментальной сборной СССР, сформированной на основе "Зари" из Ворошиловграда, был защитник Юрий Васенин. И футболист умелый, и за пределами поля чувствовал себя уверенно: за словом в карман никогда не лез. Правда, шутки у него были скорее солдатские. При встречах - а происходили они раз пять в году - Васенин всякий раз повторял одно и то же: "Ну и летит же время - полгода не мылись, а как будто вчера".
Но шутки шутками, а время летит все стремительнее. Прилетаю в Израиль, в субботу встречаюсь с Шломо Шарфом, в воскресенье пожимаю руку Олегу Романцеву и вспоминаю: почти год назад (а кажется, что вчера) они сидели за столиком бара отеля "Дан Кейсария", пили кофе и договаривались о товарищеском матче своих команд израильской и российской. Он должен был пройти на "Рамат-Гане" в преддверии игры нашей сборной с Арменией.
Сначала был вариант, что израильтяне выставят первый состав, потом смешанный - с участием игроков олимпийской сборной, но в конце концов тренеры, хотя и расстались друзьями, так ни о чем и не договорились - по объективным и субъективным причинам. Так что генеральная репетиция у нашей команды тогда не состоялась.
И только сейчас - через одиннадцать с половиной месяцев матч Израиль - Россия будет проведен. Только не на тельавивском "Рамат-Гане", а в Хайфе - на "Кирьят Элизер". Но если Романцев займет сегодня привычное место на скамейке запасных, то Шарф скорее всего окажется в телестудии, где будет проводить разбор первой игры недавно назначенного нового главного тренера - Рихарда Меллера-Нильсена. Прежнего наставника сместили, хотя Шарф и довел команду до стыковых матчей Euro-2000. Израильские коллеги пытаются убедить всех: Шарф при любом варианте ушел бы в отставку, но меня одолевают сомнения. Не попади его команда под "датский поезд" и окажись среди финалистов первенства континента, вряд ли ему пришлось бы уступить пост тренеру-легионеру.
Но как бы то ни было, Шарф достойно перенес отставку. Более того - грудью сразу встал на защиту преемника. Подобное в наше время случается довольно-таки редко.
- Что вы делаете? - обратился он к журналистам. - Тренер еще не приступил к работе, а на него уже обрушился шквал критики: дескать, одних он пригласил в сборную, других нет. Меллер-Нильсен не успел проиграть ни одного матча, а его кровь уже пьют, как было и со мной в течение 8 лет работы со сборной.
И тут Шарф недвусмысленно намекнул, сколь несправедливой была критика в его адрес, когда он вызывал в сборную защитника Амира Шелаха из хайфского "Хапоэля". "Вина" футболиста заключалась в том, что он женился на дочке Ицхака Шума - тренера олимпийской сборной и помощника наставника главной команды. И посему журналисты делали вывод: Шелаха приглашают по блату.
Но теперь пришел Меллер-Нильсен, не знающий о родственных связях в израильском футболе, и тоже пригласил Шелаха. А журналистам опять ясно: снова поработал Шум, помогающий датчанину разобраться, что к чему, и протолкнувший в сборную зятя. И все аргументы Шарфа, выступающего в роли адвоката, растворяются в водопаде бездоказательных упреков, которым, похоже, не будет конца, если израильтяне сегодня проиграют.
Если Шелаха местная пресса настойчиво не рекомендует брать в сборную, то левого защитника из тель-авивского "Хапоэля" Игаля Антэби, наоборот, навязывают датскому специалисту, обвиняя его все в той же предвзятости и непоследовательности. Дело дошло до абсурда: в одной из газет я прочитал примерно следующее: "Меллер-Нильсен недавно утверждал, что Антэби - хороший защитник, но категорически отказался от его услуг. И, знаете, почему? Лишь потому, что талантливый футболист не проходил службу в рядах израильской армии".
На сей раз в роли адвоката пришлось выступать президенту федерации футбола Гаври Леви: "Хочу полностью опровергнуть слухи о необъективном отношении тренера из Дании к кому бы то ни было из наших игроков. Меллер-Нильсен абсолютно самостоятелен в своем выборе и единолично составлял список из 18 футболистов, которые готовятся к матчу с Россией. Он был совершенно не посвящен, кто служил в армии, кто - нет, кто служит сейчас".
Полузащитник хайфского "Хапоэля" Йоси Бенаюн принадлежит к последней категории: он - действующий военнослужащий и по этой причине не смог прийти на презентацию нового тренера, который, конечно, пригласил его в команду Да и как не взять, если Бенаюн, по мнению английских экспертов, входит в двадцатку самых одаренных молодых игроков Европы (в этом списке можно, кстати, обнаружить и фамилию московского спартаковца Артема Безродного. - Прим. Л.Т.). К тому же Бенаюн, занимавшийся в школе амстердамского "Аякса", так соскучился по дому где его, между прочим, ожидала непростая армейская жизнь, что вернулся к родным пенатам и стал кумиром болельщиков хайфского клуба.
Двое из них - истинные фанаты юного дарования - решили даже расправиться с репортером, не слишком лестно отозвавшимся об игре идола в финале Кубка Тото. Они поймали журналиста неподалеку от "Кирьят Элизер" через час после окончания следующего матча и жестоко избили. "Не пиши больше о Бенаюне, не пиши!" приговаривали распоясавшиеся болельщики. Очередной сюжет из серии "таланты и поклонники" - грустный и очень напоминающий на ту действительность.