Газета Спорт-Экспресс № 35 (2231) от 16 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 8
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЯХРОМЕ |
НОМЕР 7094 СООБЩАЕТ |
13 тысяч человек приняли участие в гонке "Лыжня Россиию-2000. Среди них - корреспондент "СПОРТ-ЭКСПРЕСС"
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Вообще-то идея принять участие в "Лыжне России" выглядела авантюрой. Автор этих строк отвечает в "СЭ" за освещение лыжного спорта, а значит, должен был находиться во время гонки в пресс-центре и рядом с трассой, после финиша побеседовать с победителями, получить технические результаты и с чувством исполненного долга вернуться в редакцию. Но уж очень хотелось хотя бы раз пробежать по одной лыжне с героями собственных материалов.
К моему удивлению, авантюра была поддержана руководством газеты. Даже освободили от работы по 16-страничному понедельничному номеру. С одним условием: "С тебя - репортаж". Условие выполнено, репортаж перед вами.
НЕДЕЛЯ ДО ГОНКИ
Я больше не буду курить. Совсем не хочу курить. Не курю. Сеанс аутотренинга прошел успешно. Действительно, не курю. Дышится легко - хоть сейчас на лыжи! Кстати, где они?
Лыжи извлечены из дальнего угла кладовки и очищены от пыли веков. Опыт подсказывает, что крепления не очень-то приспособлены для конькового хода. Но, в конце концов, побегу-то не за призами, а за впечатлениями.
ОДИН ДЕНЬ ДО ГОНКИ
Посетители Тимирязевского парка получают массу положительных эмоций, наблюдая за моей тренировкой. Тренер - пес по кличке Лаки (между прочим, призер чемпионата Москвы по буксировке лыжников) - уносится вперед метров на пятьсот и терпеливо ожидает, пока хозяин доковыляет до него на смешных длинных деревяшках.
ВОСКРЕСЕНЬЕ. САВЕЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ. 7.30
Лес. Настоящий лес лыж. Прислушиваюсь к разговорам. Многие, оказывается, побегут по "Лыжне России" не в первый раз. Получаю массу полезных советов. Все ждут поезда, выделенного специально для тех, кто решил стартовать в Яхроме. А вот и первый сюрприз. Спортивного вида бородач радостно сообщает: "Электричка, которая должна была отправиться в 7.52, ушла в 7.20!" Железнодорожники явно перевыполнили взятые обязательства, а теперь - в свое оправдание - ссылаются на некую телефонограмму.
Ну и ладно. Отправляемся в Яхрому не на спецэлектричке, а на обычной, вместе с сонными пассажирами и бойкими торговцами всякой всячиной.
ВОСКРЕСЕНЬЕ. СТАНЦИЯ ЯХРОМА. 8.30
Местные школьники с песнями и плясками провожают нас до автобусов. Караван в сопровождении милицейских машин отправляется в путь. Путь до лыжного стадиона - 4 километра - преодолеваем за полчаса, и все это время школьница-экскурсовод читает по бумажке историю Яхромы. Понравилась одна из версий возникновения этого названия. Супруга князя Юрия Долгорукого, сходя с ладьи, оступилась и завопила: "Я - хрома!" Не дай Бог сегодня повторить судьбу княгини.
ЛЫЖНЫЙ СТАДИОН 11.00-11.30
Все формальности соблюдены. Участников (на 10-километровой дистанции, как удалось выяснить, их 9723) сортируют по "карманам"-накопителям. Ваш корреспондент, получивший номер 7094, увы, попадает в тот "карман", что дальше остальных от стартовой линии. Если еще и оставались какие-то надежды на достойный результат, то теперь их нет. Растворились, как дым.
Где-то далеко впереди румяные девушки потчуют хлебом-солью дорогих гостей во главе с новоиспеченным губернатором Московской области генералом Громовым. (Уже после финиша очевидцы сообщат мне подробности: губернатор мужественно прошел 50 метров на лыжах.
Наконец дан старт. Побежали! Впрочем, это громко сказано. Побежали первые ряды. А мы добрых полкилометра шагаем лыжа в лыжу. Меня предупреждали, что первый километр "Лыжни России" - настоящая борьба за выживание. Так оно, и есть. Уклоняясь от десятков крепких локтей, перемещаюсь в край людской реки. А как только заканчиваются стартовые ограждения, ухожу в сторону (разрешенное отклонение - 50 метров). Здесь снег не так укатан, как в основном фарватере, зато есть возможность обогнать тысячу - другую участников.
2-й КИЛОМЕТР ГОНКИ 11.40
Начинаю получать от бега удовольствие. Дорога широкая, мест для обгона предостаточно. Лыжня идет под уклон, скорость заметно возрастает. И тут второй сюрприз: на спуске дорога резко сужается. Слышен хруст. Слава Богу, трещат не ноги и руки, а палки и лыжи. Едва успеваю объехать внезапно упавшего мальчугана - и тут же врезаюсь в тетю внушительных размеров. Заканчиваю спуск на пятой точке. Тетя столкновения, кажется, не заметила. "С крещением!" - восклицает, объезжая меня, лихой мужичок на Fisher'e.
ЛЕС 11.45-12.30
Третий сюрприз: ширина лыжни в лесу - 3-4 метра. Людей на дистанции, как вы помните, почти 10 тысяч, и об обгонах можно забыть. Профи, сражающиеся за победу, давно умчались вперед и, наверное, даже успели финишировать. Прочим остается любоваться зимним лесом. До конца расслабиться не дают палки и лыжи идущих сзади да постоянно падающие перед носом дети. Особенно узкие места приходится преодолевать пешком - с лыжами на плечах.
Самое время вспомнить о профессиональных обязанностях. Пристаю с расспросами к ползущим рядом. Молодой автослесарь из Балашихи по имени Роман рассказывает, что впервые пробежал "Лыжню России" в 1998 году на спор. За ящик третьей "Балтики". С тех пор соревнований не пропускает, а пива больше не пьет.
Мало этого, в прошлом году Роман на горке столкнулся с девушкой. Так с синяками в ЗАГС и пошли. "Вот она - жена, рядом бежит", - гордо сообщает Роман, а его подруга жизни при этом застенчиво улыбается.
Прямо под ноги нам падает мальчишка на одной лыже. Беру интервью и у него. Оказывается, в некоторых московских школах за участие в "Лыжне России" пообещали выставить четвертную оценку по физкультуре. Значит, на "физру" не надо будет ходить до весны!
Неожиданно появляются комиссары гонки. Предупреждают: "Товарищи! Пожалуйста, не разгоняйтесь: впереди спуск и завал!" Ну, во-первых, разогнаться невозможно физически. А во-вторых, мы и сами падали, и что такое завалы, уже видели.
Но через километр становится ясно: нам, бегущим в серединке, повезло. Масштабы бедствия можно оценить по количеству деревянного, дюралевого и даже углепластикового лома. Через некоторое время начинаем обгонять пострадавших, ковыляющих на остатках снаряжения. Уныния на их лицах нет, наоборот, нам шутливо предлагают поделиться креплением или палкой.
Ура! Лес кончился. Заключительные полтора километра предстоит проехать опять по широкой дороге. Ого, вот это спуск! Скорость опьяняет! Но отрезвление приходит быстро - в виде потерянной кем-то на лыжне палки. Через пару секунд мой нос - в сугробе, лыжи - крест-накрест за спиной. Жаль, что рядом не было фотографа...
Встаю. Кажется, все в порядке. Вновь набираю скорость, и вот он - манящий рубеж, край света, Эльдорадо, зеленый луч. Короче, финиш. Моя лыжная эпопея продолжалась ровно час. Результат, конечно, не чемпионский. Но, как говаривал барон де Кубертен, главное не победа. Главное - участие.
ЛЫЖНЫЙ СТАДИОН 14.00-14.30
Кстати, о победителях. У настоящих профессионалов дистанция была посерьезнее - 50 км (тут на старт вышли 2990 человек). И призы соответствующие. Первые 20 финишировавших получили последние модели лыж Fisher. A победителям достались "Жигули".
Один из лидеров сборной России Владимир Вилисов два года назад уже выиграл в Яхроме автомобиль - и отдал его своему тренеру. А на этот раз сел за руль сам. Также самостоятельно покинула стадион на призовых "Жигулях" и победительница женской гонки Светлана Нагейкина.
Кстати, они с Вилисовым в этом году здорово пополнили свои автопарки, ведь в январе в их гаражах прописались еще и снегоходы "Тайга".
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Через сутки после гонки сижу за клавиатурой редакционного iMac'a. Осталось написать несколько строк, но вдруг я ловлю себя на мысли, что так и не понял, зачем из года в год тысячи людей обрекают себя на час-другой мучений. Видит Бог, бегать на лыжах в толпе - то еще удовольствие.
А может, я не ту дистанцию выбрал и стоит на следующий год пробежать 50 километров?
Владимир ПЕСНЯ