Газета Спорт-Экспресс № 30 (2226) от 10 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
"БОРУССИЯ" КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
МОЖЕТ ЛИ РОССИЙСКИЙ КЛУБ СТАТЬ ПРЕУСПЕВАЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ?
Наверное, никто сейчас не возьмется предположить, что ждет "Крылья Советов", "Ротор" или, скажем, "Уралан" в 2015 году. Станут ли наши клубы солидными и респектабельными - на западный манер - предприятиями? Или их участь - такое же жалкое по европейским меркам существование, как сейчас? Тенденции развития клубной инфраструктуры убеждают: футбольная Россия медленно, но верно движется вперед. Возрастающие разными путями финансовые возможности уже дают нам право сравнивать себя с Западом. И хотя бюджет среднего российского клуба уступает среднеевропейскому в семь-восемь раз, оснований в отчаянии посыпать голову пеплом нет.
Корреспондент "СЭ" встретился на московской выставке "Футбол Маркет 2000" с менеджером дортмундской "Боруссии" Михаэлем Майером. Его рассказ получился не только интересным, но и поучительным. Для России.
ИМИДЖ
14 лет назад "Боруссия" была на грани банкротства и расставания с бундеслигой. Дефицит годового бюджета клуба составлял колоссальную по тем временам сумму - четыре миллиона марок. А сейчас "Боруссия" - едва ли не самое преуспевающее предприятие Германии, заработавшее в прошлом году прибыль в 100 миллионов марок. Преображение состоялось в ничтожный отрезок времени, сравнимый с длиной карьеры футболиста.
А началось все с заботы об имидже клуба. Новое руководство "Боруссии" вступило в середине восьмидесятых в оживленный диалог с немногочисленными в ту пору болельщиками. Для этого клуб открыл специальный офис в самом центре Дортмунда, где всегда были готовы принять и выслушать каждого своего поклонника. Там любители футбола могли встретиться с кумирами, там создавались все новые и новые организации болельщиков, а - главное - ФК "Боруссия" готов был поддержать даже рискованное коммерческое начинание своих почитателей. Рождалась новая философия клуба, основанная на том, что любой шаг руководства может быть сделан только с одобрения болельщиков.
Красивая идея не просто провозглашалась, но и претворялась в жизнь. Один пример. В Дортмунде, одном из самых неблагополучных городов ФРГ, всегда ненавидели иностранных рабочих - гастарбайтеров. Коснулось это и футбола: первых легионеров "Боруссии" местные фаны приняли более чем настороженно. Чтобы изменить неблагоприятное общественное мнение, клуб не только организовал митинг в поддержку "своих" иностранцев, но и выступил с аналогичным обращением ко всей бундеслиге.
В свое время в ходе еврокубкового матча в Польше дортмундские фаны допустили националистические выходки в адрес хозяев. Это вызвало настолько шумный скандал, что его не смогли погасить и политики. Но когда поляки приехали на ответный матч, болельщики развернули на трибунах огромный транспарант с извинениями. Конфликт, который не удалось погасить дипломатическими средствами, был улажен средствами футбольными.
Сейчас фанаты "Боруссии" ведут себя во время выездных матчей просто образцово - по меркам неспокойной в этом плане бундеслиги.
ТИТУЛЬНЫЙ СПОНСОР
Болельщики чувствуют себя причастными к любому решению клубного руководства. В свое время трудным для "Боруссии" шагом был отказ от услуг фирмы Adidas и заключение контракта с Nike. У болельщиков это вызвало крайне негативную реакцию: новый деловой партнер клуба ассоциировался с американской экспансией в Рурскую область и сокращением рабочих мест Честное объяснение начальства: дескать, янки предложили более выгодный контракт, публику не удовлетворило в Дортмунде и окрестностях уровень безработицы приближался к 30 процентам. Тогда "Боруссия" предложила каждому болельщику стать соучастником сделки. И резко снизила цены на билеты. Что, в свою очередь, повысило имидж клуба в глазах спонсоров. И финансовое положение "Боруссии" пошло на лад.
Но тут возникли новые проблемы. Когда "Боруссия" впервые в своей истории взялась за решение серьезных спортивных задач, многие дортмундцы возмутились: зачем это в небогатом городе будут тратить деньги на футбольных миллионеров?! Сейчас трудно поверить, но покупка 18-летнего Андреаса Меллера за два с половиной миллиона марок вызвала демонстрации протеста рачительных бюргеров.
И вновь руководство клуба не отказалось от диалога по щекотливому вопросу. И смогло-таки убедить горожан: даже самые дорогие футбольные приобретения - разумные инвестиции в будущее. Разумеется, при сохранении преемственности и при соответствующей отдаче игроков. И люди клубу поверили. С тех пор покупки футболистов даже за десять миллионов марок воспринимаются налогоплательщиками спокойно.
АТРИБУТИКА И ТОВАРНЫЙ ЗНАК
"Боруссия" набирала обороты. Рост популярности сделал выгодной продажу атрибутики. Клуб зарегистрировал собственный товарный знак и разработал широкомасштабную программу выпуска самых разнообразных предметов со своей символикой. И если поначалу это носило характер всеядности логотип "Боруссии" можно было увидеть даже на пакетах с мусором, - то постепенно появилась рекламная концепция.
Все это производство ФК "Боруссия" держит в своих руках, отдавая на сторону минимум заказов. А привлекательность каждого нового образца менеджеры клуба проверяют на самых верных фанах в том самом офисе в центре Дортмунда, где и состоялось второе рождение "Боруссии". Наличием бесплатной обратной связи сотрудники клуба очень дорожат. Понятно, почему. Два года тому назад "Боруссия" продала 450 тысяч клубных футболок, стоимостью 100 марок каждая! А трехэтажный магазин, где любая мелочь снабжена ярлыком любимого клуба, - самая посещаемая в Дортмунде торговая точка.
ПРОЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИЕ. И НЕ ТОЛЬКО
Популярность "Боруссии" в Германии растет: согласно социологическим исследованиям, сейчас у нее - семь миллионов поклонников. Всего на миллион меньше, чем у "Баварии", но перспективы дортмундцев в этом плане светлее, чем у великого мюнхенского клуба. Среди любителей футбола, которым пока нет двенадцати, авторитет "Боруссии" значительно выше, чем у "вечного" лидера футбола Германии.
Все это создает базу для штурма очередных турнирных вершин и возможность браться за новые коммерческие проекты. Еще когда доходы "Боруссии" составляли примерно 60 миллионов марок, клуб взялся за строительство стадиона стоимостью в 130 миллионов. Планы строительства будущего 70-тысячника активно обсуждались в болельщицких кругах, и общественное мнение приняло два смелых решения. Во-первых, на огромной арене нет ни одной ложи, что делает ее самым уникальным спортивным сооружением планеты! Во-вторых, темпераментные фаны "Боруссии" изъявили желание смотреть матчи стоя, и руководство клуба - несмотря на рекомендации ФИФА и УЕФА - пошло навстречу. На стадионе - 25 тысяч стоячих мест, хотя на международных матчах, при проведении которых рекомендации международных федераций превращаются в прямые требования, трибуна трансформируется в сидячую. Это требует дополнительных затрат - зато исполнена воля болельщиков.
В Германии общепризнано: лучшая в стране футбольная атмосфера царит именно на дортмундском стадионе. А кредиты на его строительство были погашены быстро: "Боруссия" легко продает по 55 тысяч сезонных абонементов - желающих приобрести их значительно больше. Да и успехи в еврокубках постоянная доходная статья клуба.
Но поскольку одна из составляющих клубной философии никогда не останавливаться на достигнутом, денег клубу всегда не хватает: их вкладывают в реализацию новых проектов, иногда и не связанных напрямую с командой мастеров. Например, по три миллиона марок клуб инвестирует ежегодно в развитие детского футбола, участвует в самых разных коммерческих начинаниях. При этом бюджет клуба полностью прозрачен и по-прежнему обсуждается с болельщиками.
- Мне непонятна ситуация, когда, допустим, мадридский "Реал" сообщает о постоянно ухудшающемся финансовом положении, ничего не выигрывает, но каждые два месяца приобретает все новых и новых дорогостоящих футболистов, - завершил свой рассказ Михаэль Майер. - У нас такая ситуация невозможна в принципе - общественное мнение не допустит.
Рассказ Майера - словно наглядное пособие для российских клубов. У нас порой забывают, для кого, собственно, существует футбол. В "Боруссии" интересы болельщиков поставлены во главу угла. Именно такая тесная взаимосвязь способна принести помимо прочего и скорый коммерческий успех. Может быть, и нашим футбольным руководителям стоит встать на естественный для цивилизованного общества путь?
Арнольд ЭПШТЕЙН
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ БЮДЖЕТ |
Беглый анализ статей, составляющих балансы наших и зарубежных клубов, выявляет их принципиальную разницу. В то время как российские команды существуют в основном за счет бюджетных средств, западные зарабатывают деньги сами. Дортмундский опыт может стать хорошим подспорьем для тех, кто хочет идти в ногу со временем.
Ср. | Ср. | |
Бюджетные средства | 2,0* | - |
Спонсоры | 0,5 | 5,0 |
Продажа билетов | 0,1 | 1,5 |
Продажа абонементов | 0,1 | 2,0 |
Продажа атрибутики | - | 2,5 |
Телевизионные права | 0,1 | 7,0 |
Коммерческие проекты | 0,5 | 3,0 |
Совокупный доход | 3,3 | 21 |
* Цифры в миллионах долларов