Газета Спорт-Экспресс № 16 (2212) от 25 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

26 января 2000

26 января 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ. 7-й тур

КАСПАРОВ УПУСКАЕТ ВЫИГРЫШ, НО СОХРАНЯЕТ ЛИДЕРСТВО

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

УБИЛАВА РУГАЛСЯ, А ДОХОЯН БЫЛ РАД

В 7-м туре центральной была, естественно, партия Гарри Каспаров - Вишванатан Ананд. Ведь встречались первый и второй шахматисты мира, новый матч которых за шахматную корону должен состояться в 2000 году, если... Впрочем, в связи с этим поединком возникает много "если", в том числе такое: матч станет реальностью, если Ананд сохранит вторую позицию в табели о рангах.

В воскресенье Каспаров играл белыми и на первом ходу привычно двинул вперед ферзевую пешку. Как и год назад здесь же, в Вейк-ан-Зее, мы с тренером Ананда грузинским гроссмейстером Элизбаром Убилавой заняли места в последнем ряду партера в пресс-центре, чтобы наблюдать за этой сверхважной схваткой по телемонитору. На прошлогоднем турнире Убилава бессонной ночью нашел в анализе опаснейшую дыру в базе данных своего подопечного и, по существу, спас Ананда от поражения. Помня об этом, я прежде всего спросил у Убилавы, как он спал перед новой встречей с Каспаровым и спал ли вообще. Убилава честно признался: спал. Но тут же на всякий случай добавил: "Возможно, я был не прав, но это покажет сегодняшняя партия".

Против каспаровского 1. d4 бороться непросто: ферзевый гамбит и его славянские разветвления временно положены на полку, Виши и его тренер обратили свои взоры к замечательному изобретению Арона Нимцовича. Во взаимоотношениях на таком уровне важна каждая партия, даже блиц. Убилава сообщил мне, что "Нимцович" встречался у этих соперников только однажды, а именно в прошлом году здесь же, в Вейк-ан-Зее, во время блицтурнира. Там тоже был вариант с 5.g3. Ту партию и тот турнир выиграл Каспаров. Но ведь прошел целый год, и много воды утекло с тех пор...

До 19-го хода Гарри и Виши придерживались проторенной в теории тропинки. Последними до них по ней в этом варианте прошли Таль Шакед и Кирил Георгиев в Лас-Вегасе на чемпионате мира ФИДЕ. Шакед получил преимущество по дебюту а выиграл Кирил. На 19-м ходу чемпион мира сделал новый ход: JIdl-d2. Ладья на этом поле стоит идеально: сохраняет за собой одну из центральных линий, держит под присмотром свою пешку "а" и надавливает на вражеского слона. Для одного хода достоинств хватает. Через два хода после новинки возникла критическая позиция всего варианта. Своим 21-м ходом Ананд вдруг отдал грозному противнику пешку на сб. Мой сосед переменился в лице и начал тихо ругаться.

- Что он наделал! Зачем отдал пешку?! Надо же, проиграть на ровном месте! - стонал Убилава со страдальческим выражением в глазах.

Мимо нас с торжествующим видом промчался к выходу тренер чемпиона мира гроссмейстер Юрий Дохоян. Он хорошо понимал своего коллегу: такие пешки не отыгрываются и такие концовки, да еще на таком уровне, не спасаются.

- Нет! Это выше моего понимания! - продолжал стенать Убилава. - Я уверен, что Найджел ни за что пешку не отдаст. Он посмотрит на их доску и скажет: "Что я, дурак, что ли, пешку отдавать?" Найджел сейчас ему покажет, как надо играть эту позицию!

Сейчас я поясню, почему Убилава не к ночи помянул Шорта.

ЖАЛКИЙ ПЛАГИАТ

В это же самое время, в том же самом туре, на том же самом турнире игралась еще одна партия Каспаров - Ананд. Только в роли Каспарова выступал Люк ван Вели, а в роли Ананда - Шорт. И эти ребята выкинули такой номер, который лично я видел впервые: до 21-го хода они повторили - один к одному! - игру Каспарова и Ананда. В принципе в шахматах сплошь и рядом встречаются дебютные повторы, собственно, таким образом и движется вперед подслеповатая дама Теория: один что-то придумает, другой это проверит и применит. Иногда, как в ставшем хрестоматийным матче Аргентина - СССР в 50-х годах, целые команды применяют один и тот же вариант, опираясь на плоды совместного анализа. У меня с детства засели в памяти фразы из учебника Панова: "Плод аргентинского анализа", "плод советского анализа". Наши плоды в том матче оказались весомее, и мы лихо разгромили Аргентину. Но трудно предположить, что Каспаров и ван Вели готовили вместе этот вариант, равно как и не верится в параллельное совместное творчество Ананда и Шорта. То есть шло натуральное "списывание", за что в школе можно запросто схлопотать двойку, а здесь за это ничего не будет. Я спросил Убилаву, что он думает об охране авторских прав в шахматах и об откровенном "списывании" Люком ван Вели чемпионских ходов с соседнего монитора.

- Какие права? - воскликнул Убилава. - Это же джунгли, в которых идет борьба не на жизнь, а на смерть!

Джунгли? Но ведь даже в джунглях обезьяны не раскачиваются на ветках точно так же, как соседи...

Более сурово отреагировал на копирование голландцем игры Каспарова тренер чемпиона Юрий Дохоян:

- Ван Вели сделал только один свой ход и тут же о...я, - презрительно сказал гроссмейстер, употребив грубоватый синоним слова "испугался".

Потом на пресс-конференции Ананда спросят, завидовал ли он Шорту, когда тот сделал легкую ничью. На что Ананд с улыбкой ответил, что он позавидовал Шорту, когда тот покинул сцену.

Ну а тренер индийца как в воду глядел: Шорт не стал на 21-м повторять ход Виши. Ананд, конечно, большой авторитет в шахматах, но не настолько, чтобы слепо повторять его ошибки. Шорт пешку просто защитил, и ван Вели через пару ходов предложил ничью.

Спросили Ананда и про его жертву.

- Это была ошибка, - сказал Ананд. - Я был уверен, что тут же отыграю пешку, но быстро убедился, что это не так. Наверное, я должен был проиграть этот эндшпиль, хотя какие-то шансы на спасение у меня оставались. И Каспаров дал мне возможность ими воспользоваться.

АЛЕХИН ВЫИГРАЛ У КАПАБЛАНКИ ТАКОЙ ЭНДШПИЛЬ

Помню, как во время одного из московских турниров по быстрым шахматам "Кремлевские звезды" ко мне подошел человек, представившийся сотрудником некоего Центра Николая Рериха, и стал всерьез меня уверять, что Каспаров - это реинкарнация Алехина, а Ананд - Капабланки.

В реинкарнацию я верю с трудом, но то, что в творческом почерке Каспарова есть многое от великого русского шахматиста - это точно. Гарри еще в 1979 году в Минске на чемпионате СССР говорил мне, что знает все (!) партии Алехина наизусть. ("Не каждый ход, а идеи", - уточнил Гарик, которому тогда было лет 16.) Очень многое роднит в творческом плане и Ананда с великим кубинцем. Так вот, как подметил гроссмейстер Сергей Шипов в своем аналитическом комментарии партии Каспаров - Ананд на интернетовском сайте "Клуба Каспарова", в финальной партии исторического матча Алехин - Капабланка встретился эндшпиль, аналогичный концовке поединка 7-го тура Каспарова с Анандом. Только тогда на доске были еще пешки "е4" и "е6". В 1927 году в Буэнос-Айресе этот эндшпиль Алехин выиграл и завоевал корону 4-го шахматного короля. В 2000-м почти такой же эндшпиль 13-й чемпион мира не выиграл...

По мнению Дохояна, Каспаров считал, что выиграет автоматически, а надо было как следует подумать.

- Не понимаю, куда Гарри спешил, ведь почти час был у него в запасе! - ворчал раздосадованный тренер чемпиона. Еще более недовольным и мрачным был Каспаров, покидая сцену. На мой вопрос, где он упустил выигрыш, Гарри ответил так: "Я совершенно упустил из виду ход 35... f6!" Сказав это, чемпион мира с каменным лицом быстро покинул здание для игры. Он не анализировал публично партию, как обычно, а оделся и ушел. Ананд же весь вечер был на арене, много смеялся, шутил, давал пресс-конференцию, охотно общался со всеми, кто пожелает.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЗАМИНКОЙ ЧЕМПИОНА

Центральная партия тура и турнира, конечно же, отвлекла внимание от других. У Каспарова остался еще один такой же трудный поединок - с Владимиром Крамником в 12-м туре. А вот перед Анандом теперь прямой путь к пьедесталу почета: и Каспарова, и Крамника Виши уже прошел без потерь, и это повышает его шансы на очень высокое место.

Крамник как-то поблек в последние дни. В 5-м туре едва не проиграл белыми Смбату Лпутяну. После дебюта, как сказал мне Владимир, у него была очень тяжелая позиция, так что жертва фигуры была не зевком, а жестом отчаяния и попыткой замутить воду, что ему в итоге и удалось сделать. В 6-м туре Крамник, играя черными, едва унес ноги в дуэли с Яном Тимманом. А в отчетном туре, имея белые, ничего не смог поделать с Предрагом Николичем - безвольная игра и робкая ничья на 20-м ходу. Так к "решающей и определяющей" партии 12-го тура с чемпионом мира можно и лидерство потерять.

Как читатель, должно быть, заметил, 7-й тур вообще оказался самым мирным: только одна партия окончилась победно. Это - черными! - одолел Виктора Корчного неудачник старта Смбат Лпутян. Выиграл он, что называется, по делу: применил важную новинку в дебюте (на 11-м ходу), сильно и мощно провел середину партии и в конце не стушевался - в жесточайшем обоюдном цейтноте, на висящем флажке вырвал победу у ветерана.

Головоломнейший поединок провели Майкл Адамс и Александр Морозевич. Москвич черными в своей фирменной "французской" сумел переиграть маститого соперника и заставил того единственными ходами искать спасение, которое Адамс с большим трудом нашел в этой фантастической по красоте и глубине партии! Такая ничья стоит многих побед. Собственно, она является предисловием к этим многим победам. При анализе Майкл с недоверчивой улыбкой, открыв рот от удивления, смотрел на доску на которой его юный оппонент демонстрировал один вариант красивее другого. Такие феноменальные познания обнаружил как бы мимоходом, словно шутя, Александр, что и у бывалых очевидцев этой демонстрации силы и фантазии дух захватило. Очень впечатляющая работа молодого шахматиста. Теперь мне понятно, почему Морозевич отказывается от многих престижных турниров. Он работает. И еще как работает! С таким подходом к делу Александр далеко пойдет. Во время анализа мелькнула мысль, что этому парню по плечу не только данный турнир выиграть, но и корону чемпионскую. Такой всесокрушающей энергией и отвагой пронизана игра Морозевича! Строгости, говорите, не хватает? Она придет. А может, строгость эта и не нужна вовсе?..

7-й тур. Корчной - Лпутян - 0:1. Ничьи: Каспаров - Ананд, Крамник - Николич, Адамс - Морозевич, ван Вели - Шорт, Леко - Пикет и Полгар - Тимман.

После 7 туров: Гарри Каспаров и Владимир Крамник (оба - Россия) - по 5 очков, Вишванатан Ананд (Индия) и Петер Леко (Венгрия) - по 4,5, Александр Морозевич (Россия) и Йерун Пикет - по 4, Ян Тимман (оба - Голландия), Майкл Адамс и Найджел Шорт (оба - Англия) - по 3,5, Предраг Николич (Босния и Герцеговина) - 3, Виктор Корчной (Швейцария) и Смбат Лпутян (Армения) - по 2,5, Юдит Полгар (Венгрия) - 2 и Люк ван Вели (Голландия) - 1,5.