Газета Спорт-Экспресс № 7 (2203) от 14 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион |
НОВЫЙ НАСТАВНИК АРМЕЙЦЕВ ПО ФИЗПОДГОТОВКЕ
ВСЕГДА СЧИТАЛ ФУТБОЛИСТОВ РАЗГИЛЬДЯЯМИ.
ТЕПЕРЬ ОН ПОНЯЛ, ЧТО ОШИБАЛСЯ
Буквально перед Новым годом штаб ЦСКА пополнился новым тренером по физподготовке. На эту должность был приглашен 47-летний Анатолий Пушков, специалист по подготовке спринтеров. Предложенные им на сборе в Турции нагрузки стали откровением для игроков.
Юрий БУТНЕВ
из Гейнука
- Где вы работали до прихода в ЦСКА?
- В Школе высшего спортивного мастерства в Москве. Заслуженный тренер России с 1991 года с 25-летним стажем. Имел опыт работы с командой регбистов, немного помогал волейболистам, но основная профессия - тренер по легкой атлетике. Мой профиль - это бег на 100, 200 и 400 метров. Я готовил чемпионку мира в эстафете 4х400 метров Оксану Кнороз, а в последнее время тренировал одного из сильнейших наших спринтеров Александра Порхомовского.
- В сборной по легкой атлетике не работали?
- Я не являюсь штатным работником спорткомитета. Поэтому в сборную мне дорога закрыта.
- А сами в молодости тоже бегали спринт?
- Нет, прыгал в длину, но не очень здорово. Был достаточно средним спортсменом.
- С футболом впервые столкнулись?
- Да.
- Как вы попали в ЦСКА?
- Честно говоря, все произошло очень быстро и неожиданно. Старший тренер сборной России по легкой атлетике Валерий Куличенков, который сейчас курирует подготовку команды ЦСКА, уговорил меня поработать с футболистами.
- Вы быстро согласились?
- У меня было всего три дня на раздумья. Немного поколебавшись, решил попробовать. Мне всегда нравился профессиональный подход к делу, а в ЦСКА все поставлено на очень высоком уровне.
- Что могло помешать вашей работе?
- Многое. Я сказал, что съезжу на этот сбор - посмотрю, как пойдет дело, как отнесутся ко мне ребята, понравится ли мне. Если не будет контакта с игроками и с руководством, я здесь работать не собираюсь. Но могу сказать, что на сегодняшний день я очень доволен. Думал, будет хуже. И, честно говоря, поменял отношение к футболистам, которых всю жизнь считал разгильдяями. Оказалось - это совсем не так. В легкой атлетике народ в общей массе более пижонистый.
- Не трудно было перестраиваться с индивидуального тренинга на групповой?
- Абсолютно нет. Тренировать футболистов достаточно просто, потому что даже игроки высокого класса - это уровень легкоатлета второго разряда. Я так понял, что в детском возрасте футболисты никакого внимания атлетизму не уделяют и поэтому не умеют делать элементарных вещей, за счет которых можно очень прилично прибавить в "физике".
ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ТРЕНИРОВКИ ОКРОШИДЗЕ
И ШЕЛЕГ ВЫПАЛИ НА НЕДЕЛЮ
- Что вам сказал Долматов при первой встрече?
- Четко сформулировал задачу, которую я буду пытаться выполнять. Я отвечаю за функциональную подготовку команды на протяжении всего сезона.
- В чем суть вашей методики, которую вы будете применять в ЦСКА?
- Я сторонник системного подхода к тренировкам. Моя работа должна дополнять футбольную часть занятия. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. А если идет крен в ту или другую сторону команда неизбежно будет попадать в функциональные "ямы".
- Кто из ваших новых подопечных с точки зрения атлетизма близок к хорошему уровню?
- Сейчас никого оценивать не могу. Скажу лишь, что основной состав после отдыха выглядит лучше, чем новички, у которых исходный уровень подготовки пониже. Конечно, ненамного, но все-таки разница есть.
- Какой была первая реакция игроков на ваши тренировки?
- На первом же занятии им пришлось достаточно тяжело.
- Что же вы такого сделали?
- Да ничего особенного. Просто показал те упражнения, которые игроки будут делать. В основном это упражнения скоростно-силового характера. А народ после них до сих пор очухаться не может. Два человека - Окрошидзе и Шелег - вообще выпали на неделю. А я-то думал, что мы просто размялись...
- Значит, на следующий день после вашего дебюта ребята грустные ходили?
- Тут вот какая проблема. Некоторые игроки находятся в ЦСКА на просмотре. Им надо показать себя, а получилось, что я их первой же тренировкой сразу "убил". Но у меня не было времени, чтобы ознакомиться с уровнем подготовки каждого игрока. Я думал - вот мы маленькую часть работы сделали, а дальше будем добавлять. А вышло так, что пришлось сокращать объемы.
- Какие сроки сборов наиболее удобны для вашей работы?
- Две недели - это самый оптимальный вариант. Приезжать на десять дней нет смысла, потому что первый и последний день, как правило, выпадают, а если есть еще пара тест-матчей, то практически ничего сделать нельзя. В то же время отрываться надолго от семьи ребятам тяжело, поскольку они работают фактически без выходных, два-три раза в день.
- А более щадящий график не подойдет?
- Нет, потому что я просто не уложусь в программу.
- Когда вы дали такие мощные нагрузки...
- Да они не мощные.
- Хорошо. Мощные - для футболистов. Наверное, не ожидали такого эффекта?
- Да. Для меня стало сюрпризом, как сильные игроки отреагировали на минимальные нагрузки. Я ведь на самом деле дал им те упражнения, которые не должны представлять проблем для хоть немного подготовленных спортсменов.
В ДЕТСТВЕ БОЛЕЛ ЗА "ТОРПЕДО"
- Футболом раньше интересовались?
- В детстве болел за "Торпедо". Мне почему-то очень нравились вратари, и особенно Кавазашвили. А потом я потерял интерес к футболу. Меня привлекали контактные виды спорта - американский футбол, например.
- Как у вас строится работа с вратарями?
- Пока они работают в общей группе, но по сокращенной программе.
- Вопрос по Варламову. Практика восстановления травмированных футболистов чем-то отличается от практики, существующей, скажем, в легкой атлетике?
- Совершенно не отличается. И судя по тому, как относится к работе Евгений, поставить его на ноги не будет большой проблемой. За четыре тренировки мы умудрились убрать разницу между прооперированной и здоровой ногами почти в 3 сантиметра. Сегодня (12 января. - Прим. Ю.Б.) он пробежал в полном объеме кросс по песку и был очень доволен. И я тоже доволен, потому что не ожидал, что все пойдет так быстро. Это очень ответственный парень, с которым приятно работать.
- Реально ли нам догнать в атлетизме немцев или англичан?
- При системном подходе к физической подготовке - да. Я немного следил за чемпионатом Англии и за бундеслигой. Поэтому знаю, что говорю.
- Вы тренер-демократ или тиран?
- Демократ. Я никогда не кричу на своих подопечных. Лучше похвалить игрока, даже если он сделал упражнение плохо, и сказать: "А вот так будет еще лучше".