Газета Спорт-Экспресс № 4 (2200) от 11 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000 |
БАЙДАЧНЫЙ |
ТРЕНЕР "ЧЕРНОМОРЦА" |
Новый главный тренер "Черноморца" прибыл на Кипр вместе с подопечными в воскресенье к вечеру. И уже через несколько часов давал свое первое после назначения интервью. Проходило все это в следующих условиях: Байдачный предложил прогуляться по Аянапе и заодно побеседовать. Взяв старт из гостиницы "Нисси Бич", где остановился "Черноморец", мы прошли довольно почтительное расстояние вдоль берега моря, а затем вернулись обратно. Впрочем, время за разговором пролетело незаметно.
Максим КВЯТКОВСКИЙ |
из Аянапы |
ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ "ЧЕРНОМОРЦА" ПОСТУПИЛО 4 ЯНВАРЯ |
- Насколько неожиданным было решение руководства "Черноморца" не продлевать контракт с Федотовым, настолько же быстрым получилось ваше назначение. Когда и как это произошло?
- Честно говоря, я даже не знаю, как обстояло дело с Федотовым, - говорит Байдачный. - Да меня это не очень-то и интересовало. Я знаю Владимира Григорьевича как порядочного человека, он был классным футболистом. Однако представления о том, как и из-за чего с Федотовым решили расстаться, не имею и ни с кем на эту тему не разговаривал. Могу только сказать, что на "живое" место я не шел. Из Новороссийска мне позвонили 4 января - в тот момент "Черноморец" формально уже был без главного тренера.
- И вы приняли команду уже через день.
- Все действительно получилось достаточно быстро. Мне предложили приехать на переговоры. И вот здесь я должен вам раскрыть небольшой секрет. Обстоятельный разговор о совместной работе с руководством "Черноморца" у меня был еще в октябре 98-го. Тогда я являлся главным тренером "Жемчужины", но, признаться, собирался уходить из этой команды. Тут вдобавок началась известная эпопея с московским "Динамо". В общем, уже тогда я мог оказаться в Новороссийске. Но по ряду причин тот переход не состоялся.
- Выходит, с руководством клуба вы уже были хорошо знакомы?
- Конечно. Поэтому сейчас, когда я приехал, разговор у нас получился коротким.
- Прокомментируйте, пожалуйста, слухи о том, что вашими помощниками станут Владимир Веремеев и Леонид Пахомов.
- Скажу так: на 99 процентов эти слухи можно назвать верными. Пахомов наверняка будет работать со мной, что же касается Веремеева - он сейчас связан со сборной Украины. Если новым ее наставником станет Валерий Лобановский, то Веремеев вряд ли приедет - он останется в Украине.
- Неплохой тренерский штаб подбирается. Почему же вы не приглашали этих людей, когда работали в Сочи?
- Так ведь там никому и ничего не было нужно. В "Жемчужине" можно было создать серьезную команду, но как это сделать, когда прямо дают понять, что она никого в городе не интересует? В какой-то момент ее просто перестали финансировать.
МНЕ НЕ ДАНО ЗАРАБАТЫВАТЬ НА КОМ-ТО ДЕНЬГИ
- Раз уж речь зашла о "Жемчужине" - как вы оцениваете свое первое пришествие в российский чемпионат? Я имею в виду вашу работу в сочинском клубе.
- Ее можно разделить на два этапа. Первый связан с большим вдохновением и желанием. Если помните, и результат поначалу команда показывала весьма неплохой: долгое время даже шли на третьем месте. Потом начались неприятности. Подкосил нас известный кризис 17 августа. Когда в сентябре - октябре не рассчитываются еще за май и ситуация не меняется в лучшую сторону даже после окончания сезона, когда команда готова объявить забастовку, когда приходится в срочном порядке искать деньги, чтобы выехать на сбор, - трудно назвать все это элементами профессионального футбола.
- Но в России редкие клубы избегают подобных проблем.
- Понимаю. Только, знаете, есть разные категории тренеров. Одним нравится, когда все финансовые рычаги управления командой находятся у них в руках. Я к этой категории не отношусь. Мне не дано зарабатывать на чем-то или на ком-то деньги. Проработав долгое время за границей, я был лишен подобных проблем. Мне говорили: твое дело - мяч, футбольное поле и результат, который покажет команда. Больше - ничего. В России же, увы, не завершился еще, наверное, период, при котором тренеры должны быть по совместительству еще и президентами.
- И все же сезон-98, несмотря на смазанную концовку, вряд ли можно назвать неудачным для "Жемчужины". А вот старт прошедшего чемпионата получился просто-таки провальным.
- Иного слова и не подберешь. Скажу даже больше - можно было дойти до истерии. Уже впоследствии узнал много такого, от чего впору схватиться за голову.
- Например?
- О том, скажем, как команда продавала матчи, как некоторые бывшие работники клуба подговаривали футболистов действовать на поле спустя рукава. До сих пор считаю, что год назад совершил грубую ошибку, когда позволил уговорить себя остаться в "Жемчужине". Разговор тот, помнится, был в декабре, и я сказал, что больше не хочу работать в Сочи. Тем не менее меня убедили, и работа, как мне кажется, шла в правильном направлении. На сборах мы неплохо играли, пытались создать контуры будущей "Жемчужины". Но дома все рушилось, потому что нас в очередной раз встречало полнейшее равнодушие со стороны руководства. Все, что мы делали, не имело ровным счетом никакого смысла.
- Говорят, многие игроки затаили на вас обиду. В особенности за то, что вы часто и резко публично их критиковали.
- А вы поговорите с футболистами, которые со мной работали. Почему-то все они хотят вновь играть под моим началом. Спросите практически любого игрока "Жемчужины" об этом, и я посмотрю, что вы услышите в ответ. Им интересен был наш совместный творческий процесс. А кто все эти слухи распространяет, я знаю - можете быть уверены. Но говорить об этих людях, поверьте, нет никакого желания.
МЕЖДУ МОСКВОЙ И ПРОВИНЦИЕЙ - ПРОПАСТЬ
- Проработав в Сочи и прочувствовав российский чемпионат, что называется, изнутри, вы наверняка можете судить о его уровне и тенденциях развития.
- Впечатление создалось двоякое. Вроде бы действительно что-то улучшается и развивается. Но в то же время больших побед на международной арене никто не добивается, настоящих новых звезд на российском футбольном небосклоне в последнее время не зажглось. После некоторого всплеска, когда "Спартак" и "Локомотив" дошли до полуфиналов еврокубков, к сожалению, наблюдается определенный застой.
- А о российском первенстве что скажете?
- На мой взгляд, налицо довольно четкое разделение клубов на две группы. Одну составляют московские команды, другую - все остальные.
- Насколько велика разница?
- Она почти как пропасть, и прежде всего это ощущается в финансовом плане. Если уж перестали выдерживать конкуренцию такие периферийные гиганты, как "Ротор" и "Алания", какой смысл говорить об остальных?
- И на что же может рассчитывать один из этих "остальных" - "Черноморец"?
- Максимум - на место в середине таблицы. Говорить о том, что мы сможем ввязаться в борьбу с московскими зубрами, было бы с моей стороны по меньшей мере наивно.
- То есть вы считаете, что главенство столицы сохранится и в предстоящем чемпионате?
- Даже не сомневаюсь.
- Если вы говорите о месте в середине таблицы, стало быть, уже обговаривали с руководством новороссийского клуба задачи на сезон?
- О конкретных целях разговора пока не было. Мне надо знакомиться с футболистами, которые есть в "Черноморце", привлекать новых людей, наконец - налаживать игровые связи. Важно, что в городе есть люди, заинтересованные в том, чтобы иметь команду хорошего уровня. Мне кажется, они на правильном пути.
- У вас уже существует контракт с клубом?
- Да, существует.
- На какой срок?
- Будем говорить так: срок этот будет окончательно определен в конце месяца.
НЕ ЯВЛЯЮСЬ СТОРОННИКОМ ЛИНЕЙНОЙ ОБОРОНЫ
- После вашего прихода "Черноморец" ожидают значительные изменения? Скажем, уже на этот сбор поехали экс-сочинцы Какосьян и Калайджян - это вы их пригласили?
- Конечно. Вот вам, кстати, лишнее подтверждение тому, что футболисты, игравшие у меня в "Жемчужине", и дальше хотят работать со мной. Будут у нас и еще новички из числа тех, что знакомы мне по совместной деятельности.
- Имена назовете?
- Не вижу смысла - это преждевременно. И потом, чтобы вносить изменения в состав, нужно хорошенько узнать, кто на данный момент есть в твоем распоряжении. Пока что мне говорят только о слабых местах. Но ведь бывает и так - меняешь человеку амплуа, и тот на новой позиции вдруг преображается. "Черноморец" не настолько богат, чтобы приглашать суперзвезд. Мы можем позволить себе взять разве что талантливого молодого парня. Или - искать усиление внутри самой команды.
- Дальнейшие планы подготовки к сезону изменений не претерпят?
- Нет. С 5 по 19 февраля будем тренироваться в Италии, под Анконой. Затем, после недельного пребывания дома, отправимся в Испанию - в местечко Санта-Маргарита.
- Именно новороссийцы первыми в нашей стране полтора года назад перешли на линейную систему обороны, которую исповедовали до сих пор. С вашим приходом принципы игры "Черноморца" изменятся?
- Эффективно играть в линию, на мой взгляд, очень сложно. Эта схема требует, если можно так выразиться, колоссального взаимопонимания между футболистами. Признаюсь, что не являюсь ее сторонником. За время своей тренерской карьеры использовал различные системы построения обороны - с тремя, четырьмя защитниками, но в линию не играл никогда. Что ж, время до начала чемпионата есть - будем искать, пробовать. Возможно, последний защитник станет располагаться ближе, чем обычно, к трем остальным, но уж вряд ли на одной линии с ними. Вообще главный вопрос не в том, как расставить футболистов. Гораздо важнее научить их выполнять необходимые технико-тактические действия на любом участке поля.
- Я так понимаю, вы - за универсализм игроков?
- Совершенно верно. Являюсь сторонником коллективной игры, коллективного отбора, коллективных атак на чужие ворота. Это, убежден, и есть основные атрибуты современного футбола.