Газета Спорт-Экспресс № 2 (2198) от 6 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 8

6 января 2000

6 января 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ПЕЛЕ И ЯШИН

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

В канун православного Рождества-2000 итоги подвел мировой футбол. И хотя официально были названы лучшие игроки XX века, по сути определяли самых-самых за всю историю популярнейшей игры.

Ефим Шаинский

из Ротенбурга

КАК РОТЕНБУРГ СНИСКАЛ ВСЕМИРНУЮ СЛАВУ

Живописный городок Ротенбург, несмотря на свою семисотлетнюю историю, ранее был известен лишь как курорт: в горах, нависающих над узкими улочками, разместились многочисленные кардиологические клиники и санатории. Но в последние годы Ротенбург, расположенный в северной части германской земли Гессен, приобрел и футбольную славу. Нет, в городке, где обитают всего 50 тысяч человек, не создана суперкоманда и не построен ультрасовременный стадион. Но именно здесь Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) проводит свои традиционные ежегодные мероприятия под громким названием World Football Gala.

Особенно пышным получилось шоу, состоявшееся в ночь со вторника на среду по московскому времени. В зале гостиницы Meirotels вручили призы не только наиболее отличившимся в 1999 году игрокам, тренерам и судьям, но и огласили итоги грандиозного опроса (в нем участвовали представители всех континентов - 123 человека), в котором определялись лучшие футболисты двадцатого века.

ПОБЕДА ЯШИНА ПРОГНОЗИРОВАЛАСЬ.
НО ВСЕ РАВНО БЫЛО ПРИЯТНО

Корреспондента "СЭ", разумеется, больше всего интересовали голкиперы, ведь в этой номинации многие заранее прочили победу нашему легендарному Льву Яшину. Но приятного известия еще надо было дождаться: действо, происходившее в отеле, умело построили по законам детективного жанра. Очаровательная ведущая - швейцарка Моника Фасснахт - искусно нагнетала обстановку, представляя сперва тех, кто по итогам опроса расположился на дальних подступах к пьедесталу. Приятно было услышать, что 17-ю позицию в списке лучших вратарей века занял Ринат Дасаев (89 очков), опередивший таких асов, как венгр Дьюла Грошич (87), швед Томас Равелли (66), итальянец Вальтер Дзенга (62).

По мере приближения развязки напряжение возрастало. Его попытался снять немец Зепп Майер, занявший четвертую строчку (456 очков) в почетном списке. Вышедшего на сцену знаменитого в прошлом голкипера сборной ФРГ и мюнхенской "Баварии" зрители встретили громом оваций.

- Я заслужил эти аплодисменты, - стараясь сохранить серьезное выражение лица, сказал Майер. Конечно, ему был задан вопрос о лучшем вратаре мира-99 Оливере Кане, которого старина Зепп тренирует в "Баварии".

- Оливер - прекрасный вратарь, ведь он все время обо мне вспоминает и меня цитирует, - без ложной скромности ответил Майер. - Кан, безусловно, второй в мире голкипер по таланту за всю историю. Кто первый, думаю, всем и так понятно.

Произнеся последнюю фразу, Майер скромно потупил взор...

Но дальше дело пошло серьезнее. После того как третьим назвали итальянца Дино Дзоффа (661), в списке остались лишь присутствовавший в зале англичанин Гордон Бэнкс и Лев Яшин. Отдадим должное прозорливости великого британца, еще накануне говорившего, что в конкурсе вратарей победит русский. Бэнкса и пригласили на сцену предпоследним, что означало: лучшим вратарем мира двадцатого века стал Лев Яшин.

Перед тем как назвать фамилию нашего выдающегося голкипера, на большом экране были показаны документальные кадры кинохроники, напомнившие всем, как Яшин в отчаянных прыжках доставал мертвые мячи, как смело бросался форвардам в ноги, как умело руководил защитой. И уже после этого официально было объявлено, что первым номером в мировом рейтинге голкиперов всех времен стал Лев Яшин.

Приз получала вдова Льва Ивановича - Валентина Тимофеевна Яшина. Уже на сцене Моника Фасснахт задала ей вопрос:

- На Западе Яшина часто называли Черным Пауком. Откуда такое прозвище?

- Точно не знаю, - ответила Валентина Яшина. - Но мне кажется, дело в форме, которую надевают вратари. Как сказал Зепп Майер, сегодня голкиперы в пестрых кофтах напоминают порой попугаев. А Лев всегда был только в черном свитере. Может быть, кому-нибудь, кто обладает богатым воображением, и пришла в голову мысль сравнить прыгающего на фоне сетки за мячом, словно за жертвой, Яшина с черным пауком.

Валентина ЯШИНА
ПОДАРИЛА БЕККЕНБАУЭРУ ХОХЛОМСКУЮ ВАЗУ

А сразу после церемонии Валентина Яшина ответила на вопросы корреспондента "СЭ".

- Надеялись, что Льва Ивановича назовут лучшим вратарем мира двадцатого века?

- Предполагала, что так все и получится.

- Что сейчас ощущаете?

- Конечно, мне очень приятно было получить приз, чувствовать симпатию к себе и дружеское расположение Беккенбауэра, Кройфа, Бэнкса и многих других звезд мирового футбола. Ведь все это - дань уважения Льву Ивановичу.

- Во время церемонии вы сидели за одним столиком с сыном легендарного испанского вратаря Рикардо Заморы. О чем-то разговаривали?

- Сына, кстати, тоже зовут Рикардо, в свое время и он стоял в воротах. Замора-младший вспоминал о том, как когда-то в Мадриде отец подарил Льву Ивановичу запонки с его инициалами. Сделаны они были на ювелирной фирме, которой владел Замора-младший.

- Наверное, встречались в Ротенбурге и с другими известными в футболе людьми?

- Беккенбауэру подарила большую хохломскую вазу. Я очень уважаю этого человека - в свое время Франц был в нашей московской квартире, - когда встречаю его за границей на каких-нибудь футбольных мероприятиях, он мне всегда во всем помогает. Разумеется, Беккенбауэр поздравил одним из первых. Подходили ко мне также и знаменитый в прошлом форвард Уве Зеелер, и Гордон Бэнкс, и тренер сборной Испании Камачо, и многие другие.

ПЕЛЕ ДО ГЕРМАНИИ ТАК И НЕ ДОБРАЛСЯ

Не произошло неожиданностей и в опросе на звание лучшего футболиста мира. Как и ожидалось, с большим преимуществом победил Пеле (1705). Бразилец, правда, по семейным обстоятельствам не смог приехать в Ротенбург, но прислал руководству IFFHS телеграмму, в которой выражал благодарность всем, кто отдал ему свои голоса. А вот второму и третьему призерам - голландцу Йохану Кройфу (1303) и немцу Францу Беккенбауэру (1228) призы были вручены лично.