Газета Спорт-Экспресс № 287 (2186) от 15 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ |
Акакий ДЕВАДЗЕ
В ПЕРВОМ ЖЕ ИЗРАИЛЬСКОМ СЕЗОНЕ
СТАЛ ЛУЧШИМ ВРАТАРЕМ
Когда несколько дней назад мы разговорились с голкипером "Тироля" и сборной России Станиславом Черчесовым о Вратарских школах, он особняком выделил грузинскую: "Посмотрите, какие замечательные стражи ворот выросли на этой земле: Котрикадзе, Кавазашвили, Урушадзе, Степания, Гогия, Габелия... Кстати, в 95-м, выступая за "Спартак", обратил внимание на Девадзе, защищавшего ворота "Ростсельмаша". Мне понравилась его манера - яркая и надежная. А как сложилась дальнейшая судьба этого способного вратаря, толком не знаю. Помню только, что из Ростова он уехал в Израиль..."
Черчесов прав: Девадзе действительно несколько лет назад отправился на Ближний Восток. Но мой телефонный звонок застал его на родине, в Тбилиси.
- Судя по всему, ваша израильская командировка закончилась. А при каких обстоятельствах вы в нее отправились?
- Я провел три сезона в Ростове, а потом у нас с Андреевым случился маленький конфликт. И тут последовало предложение из Израиля. Правда, от средней команды высшего дивизиона - "Хапоэля" из Тайбе. Я в ней отыграл четыре месяца, а следующий сезон начал уже в Ашдоде, что расположен у моря в 32 километрах от Тель-Авива.
- По-моему, это небольшой городок...
- ... в котором проживает 180 тысяч человек, в том числе около 40 тысяч грузинских евреев. Поэтому знаете, - как у себя дома там себя чувствовал.
- Неудивительно, что после первого сезона в Ашдоде вас признали лучшим голкипером страны.
- На это звание претендовали три вратаря - Уваров из тель-авивского "Маккаби", его одноклубник из Хайфы Давидович и я. На последнем этапе этого своеобразного конкурса по телевидению показывали фрагменты матчей с нашим участием (будете в Тбилиси - газету покажу). И телезрители отдали мне предпочтение. Приятно, что их мнение совпало с оценкой журналистов и специалистов - я об этом в газетах читал.
- Мне сказали, что вам хватило шести месяцев, чтобы начать свободно изъясняться на иврите. Но с Уваровым вы наверняка говорили по-русски?
- Конечно. А вы знаете, какой это человек?! Я ведь только в Израиль прилетел, а Александр меня сразу в гости к себе позвал. Мы сели друг против друга, и он мне, как отец сыну, наставления стал давать. Это был бесценный урок - не получив его, я бы в Израиле так с ходу не заиграл.
- В отцы вам все-таки Уваров не годится - у вас разница в возрасте лишь 12 лет...
- Значит, он мне все это время, как старший брат был. Представляете, самый популярный футболист Израиля - и как ко мне относился!
- Интересно, в чем специфика Вратарской игры в израильском футболе?
- Там против вратарей достаточно жестко действуют, и Уваров меня об этом предупредил. Но в игре разве будешь себя беречь?! Однажды в Ришон-ли-Ционе нападающий соперника в борьбе за мяч коленом мне в лицо угодил. Я очнулся, по словам очевидцев, через полтора часа. Уже в больнице. Говорят, израильские врачи электрошоком привели меня в чувства. Потому у меня интервью брали - и газетчики, и телевизионщики - ужасно переживали за мое здоровье.
- И через сколько дней вы вернулись в ворота?
- Не поверите - через двадцать! Меня невозможно было удержать дома. В тот сезон я как раз и стал голкипером номер один.
- Что ж, у вас такая эффектная манера игры...
- Вы меня, наверное, с Отаром Габелия путаете - вот кто был истинным любимцем публики.
- Нет, Габелия ни с кем не спутаю. Я был первым, кто о нем во всесоюзной прессе написал. Он тогда, летом 74-го, за кутаисское "Торпедо" играл.
- В детстве Габелия был моим кумиром, а потом в сборной Грузии давал мне уроки Вратарского искусства.
- А как вы думаете, почему в Грузии почти всегда были классные вратари?
- Потому что у нас всегда были отличные нападающие, которые никогда не давали вратарям скучать.
- Однако я слышал, что новые тренеры вашей сборной Давид Кипиани и Реваз Дзодзуашвили сетуют на дефицит хороших голкиперов. Это правда?
- Правда. Даже хотят, чтобы кто-то из иностранцев принял грузинское гражданство и защищал ворота сборной. Но мы с Гварамадзе, вратарем "Крыльев Советов", постараемся этого не допустить.
- Но для этого надо быть на виду.
- Мои агенты подыскивают для меня хороший клуб - в России или дальнем зарубежье. А пока тренируюсь в Дигоми с тбилисским "Динамо" по индивидуальной программе.
- Вы провели более десятка матчей за сборную Грузии. Какой самый памятный из них?
- С Германией в 95-м году в отборочном цикле чемпионата Европы. Мы, правда, уступили - 0:2, но меня вместе с автором обоих голов Клинсманном признали лучшими игроками матча.
- Если вернетесь в сборную, то вас ждут чрезвычайно серьезные испытания в классификационном турнире мирового первенства 2002 года.
- Да, нашей команде очень сильные соперники достались: Италия с Румынией, например. Но, как говорится, волков бояться - в лес не ходить.
- А что, на ваш взгляд, мешает грузинскому футболу, располагающему одаренными игроками, добиться заметных успехов на международной арене?
- У нас, увы, не слишком много тренеров высокой квалификации. Хотя мне, признаться, в этом смысле повезло. К тому же я уверен, что Кипиани и Дзодзуашвили - как раз те люди, которые сегодня нужны сборной и помогут ей подняться вверх.
- 28 ноября вам исполнилось 28 лет. Это много или мало для человека, защищающего ворота?
- Я еще не старый, но уже не молодой. В общем, самый подходящий возраст, чтобы совершать Вратарские подвиги.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ