Газета Спорт-Экспресс № 286 (2185) от 14 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 4
ОЛИМПИЗМ |
ПОПОВ, БУБКА И СМИРНОВ - ЧЛЕНЫ МОК!
110-я сессия Международного олимпийского комитета внесла ряд революционных поправок в текст Олимпийской хартии
Александр РАТНЕР
из Лозанны
Ровно год продолжался для Международного олимпийского комитета кошмар под названием "Скандал в связи с выбором Солт-Лейк-Сити столицей зимних Олимпийских игр 2002 года". Этот скандал привел к глубочайшему кризису доверия к МОК со стороны международной общественности и заставил комитет поверить в необходимость радикальных реформ своей структуры и деятельности. И вот в минувший уик-энд МОК как бы отрекся от порочного прошлого и родился заново, приняв на своей 110-й сессии, как это сейчас модно говорить, пакет поправок к Олимпийской хартии, существенно меняющих облик организации, история которой насчитывает уже 105 лет. Среди многочисленных изменений главными я бы назвал две: отказ от бессрочности и бесконтрольности членства в МОК и существенное ограничение полномочий президента.
ЧЛЕНАМИ МОК СТАЛИ СПОРТСМЕНЫ
Новая структура МОК будет выглядеть следующим образом. 15 человек должны представлять международные спортивные федерации или их объединения, 15 - национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 - действующие атлеты и 70 - так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен в пределах от 18 до 70 лет.
В члены МОК начиная с 2000 года будут выбирать на 8 лет с возможностью переизбрания. Но стать членом МОК теперь окажется очень трудно. Создана так называемая Комиссия по номинациям, а проще говоря, своего рода отдел кадров, куда должны поступать представления от международных федераций, национальных олимпийских комитетов, их объединений или от действующих членов МОК. Эта комиссия сразу же запрашивает у кандидата документы, касающиеся его профессионального и материального положения, и готовит досье для представления в исполком МОК. Исполком тоже изучает документы - и лишь затем предлагает сессии МОК принять или не принять того или иного кандидата. При этом все первичные заявки должны поступить в Комиссию по номинациям не позже, чем за три месяца до очередной сессии, и вообще на одну вакансию может быть несколько претендентов.
Что касается действующих атлетов, то их будут выбирать прямо во время Олимпийских игр обитатели Олимпийской деревни. Во время летних Игр - четыре спортсмена, набравшие наибольшее число голосов, станут членами МОК на 8 лет, а еще четверо (опять-таки согласно набранным голосам) - на четыре года. На зимних Играх соответственно будут выбраны два атлета на 8 лет и два - на четыре. Еще три члена МОК в этой категории будут названы дополнительно по представлению исполкома МОК, чтобы иметь разумное соотношение представительства по континентам, видам спорта и т.д. Действующими атлетами отныне считаются те, кто либо участвует в Олимпийских играх, либо принимал в них участие не раньше, чем за четыре года до этого. И хотя первые такие выборы должны пройти в Сиднее и Солт-Лейк-Сити, уже в минувшее воскресенье МОК принял в свои ряды десять действующих спортсменов - членов Комиссии атлетов. Вплоть до Игр в Сиднее членами МОК будут россиянин Александр Попов, украинец Сергей Бубка, немец Роланд Баар, американец Роберт Ствртлик, чех Ян Железны, алжирка Хасиба Булмерка и канадка Жермен Крукс. А до зимних Игр в Солт-Лейк-Сити - Владимир Смирнов из Казахстана, Юхан-Улаф Косе из Норвегии и Мануэла Ди Чента из Италии.
Александра Попова, к сожалению, в Лозанне не было, а вот Сергей Бубка и Владимир Смирнов, которых мне от имени читателей "СЭ" довелось поздравить одним из первых, не скрывали своей радости и гордости за то, что они оказались в числе самых первых действующих атлетов, принятых в ряды МОК. Оба, кстати, выразили намерение по окончании нынешнего срока баллотироваться в члены МОК.
Что же касается действующих членов МОК, то необходимо заметить, что возрастной лимит и некоторые другие новые ограничения их касаются не в полной мере. Для тех, кто уже является членом МОК, возрастной лимит остался на уровне 80 лет, и с 11 декабря как бы только начался отсчет первого восьмилетнего срока. Да и то в связи с тем, что за один раз всех не переизбрать, решено, что процедуру переизбрания в 2007 году пройдет одна треть из них, в 2008-м - вторая и в 2009-м - третья. Кто в какую группу попадет, решит жеребьевка, которая состоится во время сессии МОК 2000 года.
СРОК ПРЕЗИДЕНТСТВА - ВОСЕМЬ ЛЕТ
Я уже отметил, что в будущем влияние президента МОК будет резко ограничено. В частности, после ухода Самаранча в 2001 году президентов будут избирать только на восемь лет - с возможностью переизбраться еще один раз всего на четыре года. Кроме того, как уже отмечалось выше, президент МОК не сможет оказывать большого влияния на выборы новых членов МОК. Для сравнения: из нынешних 113 членов МОК 95 были избраны при Самаранче. Можно ли сомневаться, что фактически он определял, кого, когда и где принять в члены МОК?
При этом ни в коей мере не хочу бросить тень на ту выдающуюся роль, которую Самаранч сыграл и играет в развитии международного олимпийского движения, в повышении значимости Олимпийских игр и престижности членства в МОК. Но и суперлояльность нынешнего МОК своему президенту тоже обращает на себя внимание. На 110-й сессии, скажем, в прениях по вопросу о том, сохранить или отменить возможность визитов членов МОК в города-кандидаты, абсолютное большинство высказывалось в пользу сохранения такой возможности. Но когда дело дошло до голосования, только 10 решили отстаивать свою позицию до конца. И визиты отменили, хотя все понимают, что запретить посещение таких городов, кaк Париж, Лондон, Нью-Йорк, Севилья, Кейптаун и т.д., если они вдруг станут претендентами на проведение Олимпийских игр, невозможно.
Реформы затронули и структуру исполкома МОК. В будущем в него должны входить 15 человек: президент, четыре вице-президента и десять членов исполкома. На все вакансии претенденты должны подать заявку как минимум за три месяца до выборов, а повторно избираться в исполком можно лишь через четыре года после окончания срока действующих полномочий. Без этого перерыва возможен лишь переход из членов исполкома в вице-президенты.
ВИЗИТЫ В ГОРОДА - КАНДИДАТЫ ЗАПРЕЩЕНЫ
Наконец, необходимо сказать о переменах в процедуре выборов столицы Олимпийских игр. Как отметил в своем выступлении Самаранч, тот кризис, что пережил МОК, как раз был связан с тем, что борьба за право принять Олимпийские игры во многих странах мира стала важной целью не только энтузиастов спорта, но и деловых кругов, выборных органов власти, включая руководителей государств и правительств. "Именно поэтому, - подчеркнул Самаранч, - города-кандидаты становились все более агрессивными в их стремлении получить Игры".
Отныне процесс выборов олимпийских столиц будет проходить в три или даже четыре этапа. Сначала НОК должен подать соответствующую заявку в МОК. Потом группа экспертов МОК должна определить, существуют ли в том или ином городе реальные условия для проведения Олимпийских игр. И только в том случае, если ответ будет положительным, город может быть признан в качестве "кандидата на проведение Олимпийских игр". В зависимости от того, сколько окажется таких городов-кандидатов, может иметь место отбор тех, кого допустят до решающего голосования на сессии МОК. И так как визиты в города-кандидаты отныне запрещены, большое значение приобретает то, как сами претенденты на Олимпийские игры заполнят соответствующее досье, характеризующее город с самых разных сторон, а также какое впечатление город произведет на Оценочную комиссию МОК, состоящую из представителей МОК, международных федераций и национальных олимпийских комитетов. Доклад этой комиссии позволит членам МОК сформировать более или менее объективное мнение о возможностях городов-кандидатов.
Тут же отметим и возросшую ответственность соответствующих национальных олимпийских комитетов за действия претендентов на проведение Олимпийских игр. Отныне НОК вместе с МОК и городом-кандидатом должны разделить всю ответственность за, не дай Бог, неправомерные действия граждан или организаций своей страны, участвующих в предвыборной кампании.
Усилилась роль НОК и по многим другим вопросам. В частности, они отныне обязаны (да-да, именно обязаны) участвовать в Олимпийских играх. Невостребованность этого права может привести к определенным санкциям. Таким образом, МОК пытается застраховать себя и международное олимпийское движение от возможных бойкотов Олимпийских игр.
ПРОГРАММА ИГР БУДЕТ СОКРАЩЕНА
Программа летних Олимпийских игр, по новым правилам, с 2004 года не должна включать в себя более 280 номеров. Для сравнения в Сиднее будет разыграно 300 комплектов наград. Таким образом, после Сиднея какие-то номера программы должны исчезнуть, а включение новых напрямую связано с исключением старых, потерявших популярность или различающихся только несущественными техническими деталями.
Отмечу и то, что МОК вновь сказал "нет" призовым деньгам для победителей и призеров Олимпиады, а также рекламе внутри олимпийских арен.
* * *
На закрытии 110-й сессии МОК неоднократно звучала мысль о том, что с кризисом международного олимпийского движения покончено и реформы позволят МОК войти в новое тысячелетие обновленным, как никогда ранее сильным, современным, демократичным, "прозрачным", ответственным и единым. Но насколько правомерен такой оптимистичный прогноз? В среду 15 декабря Самаранч будет выступать на слушаниях в Комитете по торговле, науке и транспорту сената США, который проводит свое расследование и рассматривает целесообразность введения санкций по отношению к МОК. Удовлетворят ли олимпийские реформы американских законодателей? Это мы узнаем скоро. Если, правда, Самаранча не задержат агенты ФБР прямо в аэропорту Вашингтона. ФБР давно добивается, чтобы Самаранч дал показания для другого расследования - по делу Солт-Лейк-Сити, которое проводит министерство юстиции США.
Говорят, ФБР и МОК вроде бы договорились, что Самаранч даст показания в какой-нибудь другой раз. Но известно и то, что государственный департамент США отказался признать его дипломатический иммунитет, ссылаясь на то, что таковым в Америке обладают только дипломаты, аккредитованные в Вашингтоне, а дипломатический паспорт, выданный президенту МОК (хоть когда-то и был послом Испании в Советском Союзе) для них ровным словом ничего не значит.
Так что светлое будущее олимпийского движения и МОК зависит сегодня, увы, не только от тех, кто принял исторические реформы и намеревается воплотить их в жизнь, но и от тех, кто своей волей в состоянии перекрыть основные источники поступления финансовых средств.