Газета Спорт-Экспресс № 273 (2172) от 27 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
ЛОКОМОТИВ НН |
В НИЖНЕМ УЖЕ НАЧАЛИ ДЕЛИТЬ
ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ
Недавно на страницах нижегородской прессы верно было подмечено: "После содеянного в прошлом году Овчинников вправе был ожидать от властей милостей царских, а ему подали милостыню..." На чествовании команды 27 декабря 1998 года мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев с тонким намеком подарил Овчинникову мешок пряников и плетку-треххвостку. Вторым сувениром мэр заблаговременно ответил на заданный впоследствии тренером риторический вопрос: можно ли "слепить команду и гнать ее на поле штыками в задницу - дескать, поиграйте, ребята".
Сейчас наставник нижегородцев, как известно, оказался в подвешенном состоянии. Человек, который одиннадцать лет назад пригласил его в только что созданную команду и все эти годы в одиночку тащил груз финансовых проблем "Локомотива", - Омари Шарадзе - стал помехой на пути очередной нашей приватизации. Приватизировать на этот раз решено стабильно работающую железную дорогу. Урок аэрофлота, когда авиакомпаний стало едва ли не больше, чем самолетов, а в авиаперевозках воцарился настоящий хаос, госмужами не учитывается. Шарадзе не захотел своими руками разваливать то, что создавал на протяжении двух десятков лет. Сейчас почетный президент "Локомотива", начальник Горьковской железной дороги находится в отпуске. Увольнять отдыхающего не позволяют российские законы о труде, поэтому ситуация до сих не разрешена. Но точно известно: уйдет Шарадзе - не будет и Овчинникова.
Два дня назад "Локомотив" рассчитался с футболистами за сезон. Игроки официально отправлены в отпуск. Напутственное слово произнес Николай Козин - помощник Овчинникова. Сам главный тренер и президент при этом не присутствовал. Что он мог сказать своим игрокам?
Контракты с "Локомотивом" не истекают только у шестерых, причем из них лишь Кузнецов и Быстров стабильно играли в основном составе. Но и эти контракты при финансовом неблагополучии команды - фикция, поскольку не желающий выступать за "Локомотив" футболист всегда волен уйти через КДК ПФЛ. Вообще неясная ситуация с будущим команды может дорого стоить многим ее игрокам. Совсем скоро уважающие себя клубы будут полностью укомплектованы, и преданность "Локомотиву" грозит обернуться потерянным сезоном. В приватных беседах почти все железнодорожники говорят, что вряд ли останутся в Нижнем в случае ухода Овчинникова.
А пока наставник "Локомотива" ожидает дальнейшего развития событий в Москве, в его отсутствие начинают делить шкуру неубитого медведя - примеряют на себя должности президента клуба и главного тренера. Вот и городское начальство вдруг вспомнило о "своей" команде, и мэр публично предложил коммерсантам "скинуться по рублику" на процветание нижегородского футбола.
К Овчинникову в Нижнем никто не относится равнодушно - его либо боготворят, либо ненавидят. Боготворят в основном простые люди, которым он подарил большой футбол. А ненавидят... За одиннадцать лет Овчинников слишком часто говорил чиновникам и функционерам в лицо все, что о них думает, и это не прибавляло ему друзей. За все, в том числе и за откровенность, приходится платить. Жаль, что в итоге больше всех могут пострадать болельщики.
При таком отношении местных властей и вообще к спорту, и к любимой народом игре, в частности, ждать чего-то хорошего - наивно. Вряд ли в обозримом будущем на земле нижегородской появится второй Шарадзе, способный так же беззаветно и одержимо не давать захлебнуться в волнах рынка футбольному клубу высшего дивизиона. Вряд ли среди местных специалистов найдется человек, который, как Овчинников, в условиях хронического безденежья и отсутствия поддержки слепит за две недели крепкого середняка элиты. И ведь такое чудо надо будет повторять ежегодно! Именно поэтому на вопрос, помещенный в местном Интернете: "Что означает для "Локомотива" уход Шарадзе и Овчинникова?" - более 84 процентов респондентов ответили: "Полный крах".
Каждое утро тысячи нижегородских болельщиков со страхом раскрывают газеты - они боятся прочитать в них приговор их любимой команде. В провинции уже давно не ждут ничего хорошего от Москвы. Одиннадцать лет назад "Локомотив" был создан в Горьком. Но сегодня его судьба решается в столице.
Максим ЛЕБЕДЕВ
Нижний Новгород