Газета Спорт-Экспресс № 252 (2151) от 2 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ" |
ЗА 3 ГОДА ХАККИНЕН ПРЕВРАТИЛСЯ ИЗ НЕУДАЧНИКА К СУПЕРГОНЩИКА
ДОСЬЕ "СЭ |
Мика ХАККИНЕН
Родился 28 сентября 1968 года в Хельсинки.
Живет в Монте-Карло, Монако.
12 июня 1998 года женился на давней подруге Эрье. Детей нет.
Рост 1,79 м, вес 70 кг.
Спортивные увлечения помимо автогонок: лыжи, плавание, теннис, джет-ски.
За руль гоночного автомобиля сел в 6 лет.
Первая гоночная машина: "Формула Форд 1600".
Первый успех в гонках: чемпион Финляндии по картингу 1981 года.
Картинг: в 1974-1986 годах 5 раз становился чемпионом Финляндии.
Карьера в младших "формулах": "Формула Форд 1600" - чемпион Финляндии, Швеции и Северных стран 1987 года; "Формула Опель Лотус" - чемпион Европейской серии 1988 года; Британская серия "GM Лотус" - вице-чемпион 1988 года; британская "Формула-3" - 7-е место в 1989 году; британская "Формула-3" - чемпион 1990 года.
Первый старт в "Формуле-1": "Гран-при США" (10 марта 1991 года). Первые зачетные очки: "Гран-при Сан-Марино" (28 апреля 1991 года, 5-е место). Первая победа: "Гран-при Европы" (26 октября 1997 года). Первый старт с поул-позишн: "Гран-при Люксембурга" (28 сентября 1997 года). Двукратный чемпион мира (1998-1999).
Команды: Lotus (1991-1992), McLaren (1993-1999).
Всего за карьеру: провел 128 гонок, одержал 14 побед, 21 раз стартовал с поул-позишн, 7 раз стартовал со второго места, 13 раз устанавливал рекорды круга в гонках, имеет 2 "Больших шлема" и 3 хет-трика. Завоевал 294 очка.
Места в чемпионатах: 1991 - 15-е (2 очка), 1992 - 8-е (11), 1993 - 15-е (4), 1994 - 4-е (26), 1995 - 7-е (17), 1996 - 5-е (31), 1997 - 6-е (27), 1998 - 1-е (100), 1999 - 1-е (76).
Места в "Гран-при": 14 первых, 7 вторых, 16 третьих, 8 четвертых, 9 пятых, 6 шестых.
Юбилейный, 50-й чемпионат мира, отличавшийся невероятно запутанной и, прямо скажем, не всегда правдоподобной интригой, завершился в минувшие выходные в Японии в полном соответствии с логикой. Ведь, положа руку на сердце, нельзя не признать, что лишь удивительное стечение обстоятельств и потрясающее везение сделали пилота "Феррари" Эдди Ирвина внезапным соискателем чемпионского титула. Гораздо естественней в этой роли смотрелся бы двукратный чемпион мира и премьер Скудерии Михаэль Шумахер, который в предыдущие два года пытался выиграть для "Феррари" долгожданную формулическую корону. Однако авария на "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне на 3 месяца лишила нас удовольствия видеть на трассе немецкого пилота: злой рок не позволил Шумахеру в третий раз подряд побороться за чемпионство и, не исключено, преуспеть в этом сражении больше, чем в 1997 и 1998 годах.
С учетом всех этих обстоятельств и следует считать вторую подряд победу финна из "Макларена" Мики Хаккинена в высшей степени логичной. И особенно ценной и весомой, ибо Хаккинен в этом сезоне сполна убедился в справедливости истины: завоевать легче, чем отстоять завоеванное.
Трудно себе представить более напряженный и изматывающий способ отстаивания чемпионского титула, чем тот, который - пускай и не по своей воле - избрал в сезоне-99 Мика. Наблюдая за тем, как этот явно находящийся на пике карьеры парень, временами с точки зрения пилотажа выглядевший на голову выше своих конкурентов, да к тому сидевший за рулем одной из самых совершенных машин чемпионата, вместо высшей ступени подиума финишировал в траве или в гравии, я ловила себя на мысли, что от предначертанной тебе судьбы не уйдешь. Ведь еще пару лет назад белобрысого финна называли в паддоках наследником Жана Алези - вероятно, самого невезучего пилота в современном пелотоне. В сезоне-99 Хаккинена словно преследовали тени прошлого: талант, скорость, мастерство налицо, а реальный результат этому набору качеств явно не соответствует. Причем по собственной вине Мика упустил в этом году лишь две победы, в Имоле и Монце, все остальные его неудачи - целиком на совести техники и излишне ретивого партнера по команде Дэвида Култхарда, который явно придерживается принципа дружба дружбой, а табачок врозь.
Но вопреки всему Хаккинен все-таки выиграл этот чемпионат. Потому что обладает совершенно уникальным свойством, которое он, кстати, продемонстрировал и год назад: чем труднее ситуация, тем точнее, острее и безошибочнее становится его пилотаж. Совершенно нетипичная для обычного человека реакция на предельный стресс! И еще деталь, о которой, кажется, временами забывают те, кто любит покритиковать действующего чемпиона мира: по-настоящему побеждать Мика начал только в прошлом году, а первый "Гран-при" выиграл лишь в своей 96-й гонке!
Но, видать, столь долгое ожидание воспитывает настоящий бойцовский характер. А посему будущее Хаккинена видится мне в довольно радужном свете. Человек, начавший карабкаться вверх от подножия горы и знающий, как больно и обидно сползать или срываться обратно вниз, не покоряет избранной им вершины случайно. Так что, думаю, судьба припасла для Мики как минимум еще один чемпионский титул. Пускай не 2000 года, а, скажем, 2001-го. Ведь и его великие предшественники в "Макларене" Ален Прост и Айртон Сенна побеждали не каждый год.
Ольга ЛИНДЕ
НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ГОНКИ Мики ХАККИНЕНА
"Гран-при Португалии"-93. Самая знаменитая квалификация финна: впервые сев в призовой "Макларен" на гонке, да к тому же после почти годичного перерыва (уйдя из "Лотуса", Хаккинен исполнял роль тест-пилота. - О.Л.), Мика опередил самого Сенну! Впрочем, гонка все быстро поставила на места: великий бразилец, легко обманув напарника, уехал от него, а Хаккинен, увлекшись, вдребезги разбил машину.
"Гран-при Европы"-97. Первая в карьере победа досталась финну не самым лучшим образом: по настоянию босса "Макларена" Рона Денниса Дэвид Култхард, лидировавший в гонке, вынужден был пропустить вперед партнера, которому команда хотела сделать подарок.
"Гран-при Австралии"-98. Еще одна гонка, победу в которой, как и в Хересе-97, финну скорее всего никогда не простят его недоброжелатели. Хаккинен, выиграв в Мельбурне поул, в гонке уступил лидерство Култхарду после того, как команда совершила ошибку на пит-стопе. Шотландец, благородно соблюдая уговор - тот, кто первым из них входит в первый поворот имеет право на победу, восстановил статус-кво.
"Гран-при Монако"-98. Победа, которая сама по себе ценнее любого чемпионского титула - так по крайней мере утверждают сами гонщики.
Этот "Большой приз" в исполнении Хаккинена можно демонстрировать в качестве учебного пособия. Такой победы не погнушались бы даже великие Прост с Сенной!
"Гран-при Великобритании"-98. Впервые мир "Больших призов" понял, что не только Михаэль Шумахер умеет ездить в дождь. Лишь вмешательство пейс-кара лишило финна 40-секундного (!) преимущества над немцем, добытого на предельно мокрой трассе.
"Гран-при Люксембурга"-98. На знаменитом Нюрбургринге Хаккинен, уступив в квалификации ("Феррари" заняла первую линию целиком), провел совершенную с точки зрения пилотажа и тактики гонку и одержал победу, побив Шумахера и "Феррари" их же отточенным и излюбленным оружием, то есть при помощи безупречно проведенных и просчитанных пит-стопов.
"Гран-при Японии"-98. Победу в квалификации снова одержал Шумахер - и снова выяснилось, что "Макларен" пожертвовал субботой ради воскресенья. В невероятно нервной обстановке Хаккинен, пролидировав после ошибки Шумахера на втором старте всю гонку, впервые стал чемпионом мира.
"Гран-при Франции"-99. Хаос дождевой квалификации вынес на поул Баррикелло, а Хаккинена отбросил аж на 14-е место. После чего финн продемонстрировал, что в современной "Формуле-1", по всеобщему мнению, максимально неприспособленной для обгонов, обгонять можно - и еще как! Совершив по ходу "Гран-при" 18 (!) обгонов, Мика в итоге финишировал 2-м.
"Гран-при Австрии"-99. Еще одна великолепная демонстрация потрясающего таланта финна и точности его пилотажа. В момент старта Хаккинен, выигравший квалификацию, подвергся внезапной атаке со стороны своего партнера по команде, его "Макларен" развернуло, и в гонку финн, вынужденный пропустить весь пелотон, ушел последним. А финишировал 3-м.
"Гран-при Японии"-99. Еще один "Гран-при", безупречно проведенный в невероятно сложной психологической обстановке. Сегодня Мика называет эту гонку, возможно, лучшей в своей карьере и уж определенно самой изматывающей. Словом, достойная декорация для повторной коронации!