Газета Спорт-Экспресс № 239 (2138) от 18 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ |
Игорь РАБИНЕР
из Лужников
ГОВОРЯ ОБ ОТСУТСТВИИ "КОМПЛЕКСА "СПАРТАКА", ИГРОКИ "ЛОКО" ВЫДАВАЛИ ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ
3:0, 3:0 - так матчи между конкурентами в споре за золотые медали заканчиваться не должны. Хотя бы потому, что во встречах с остальными клубами конкуренты эти набрали равное количество очков. И перед июньским поединком "Спартака" с "Локомотивом" в первом круге, и накануне субботнего матча шансы столичных оппонентов рассматривались, как примерно равные. На деле же вышло два разгрома, каждый из которых полностью соответствовал логике игрового сюжета.
В чем же причина того, что "Локомотив", выходя на встречи с красно-белыми, из раза в раз становится не похожим на себя? Почему и "Торпедо", и "Динамо", и ЦСКА в последние годы хотя бы по разу обыгрывали "Спартак", а самый стабильный после чемпиона столичный клуб за четыре последних первенства проиграл ему все 8 матчей с общим счетом - 5:22? Андрей Соломатин, когда я задал ему этот вопрос, ответил: "Почему-то так получается, что "Спартак" против нас проводит лучшие матчи в сезоне, а нам это же не удается. А вот почему - сами понять не можем".
По-моему, это и называется комплексом. Игроки "Локо", которые перед матчем дружно утверждали, что "комплекса "Спартака" у них нет, выдавали желаемое за действительное. Всеобщее оцепенение, которое охватывает футболистов красно-зеленых в матчах против красно-белых, ничем иным объяснить нельзя. Разница в мастерстве этих двух клубов не столь велика, как это может показаться в очных поединках. Стало быть, причина именно в той самой спартаковской психологии победителей, которая на российском уровне продолжает оставаться неуязвимой. "Спартаку" абсолютно все равно, против кого играть, степень раскованности его футболистов ни в малейшей степени не зависит от имени соперника. "Локомотив" же в решающие моменты справиться с нервозностью пока не в состоянии.
Романцев, настроенный после матча комплиментарно по отношению к сопернику и назвавший его командой европейского уровня, оправдывал состояние "Локо": "В эмоциональном плане мы были сильнее". И это - при том, что моральное состояние спартаковцев после неудачи сборной ставило "Локо" едва ли не в условия наибольшего благоприятствования. Если чемпион даже в таких обстоятельствах смог выбросить из головы украинскую трагедию - значит, сила его духа заслуживает самых высоких слов.
РАЗМЕН ДРОЗДОВА НА ТИХОНОВА УСПЕХОМ НЕ УВЕНЧАЛСЯ
В матче первого круга блестяще сработала тактическая хитрость Романцева, передвинувшего Виктора Булатова из обороны в центр полузащиты. Накануне ответной встречи было любопытно: рискнут ли теперь главные тренеры, пойдут ли на какие-то непредсказуемые ходы, чтобы поставить в тупик соперника?
Если спартаковская расстановка оказалась привычной, то Семин действительно удивил. Номинальный опорный хавбек Юрий Дроздов превратился в правого защитника. Логика задумки была ясна - лучший персональщик "Локо" должен был выключить из игры капитана "Спартака" Андрея Тихонова. После матча главный тренер железнодорожников признался, что искал противоядие лучшему снайперу соперников, который забивает "Локомотиву" практически в каждом матче и из самых невероятных позиций. Кто, если не укротитель Шевченко, способен был перекрыть Тихонову кислород?
На послематчевой пресс-конференции Семин был самокритичен: "Думаю, мы дали Дроздову не ту роль". Полагаю, что тренеру не стоит упрекать себя за это решение. Оно было логичным и обоснованным. Может быть, лишь несколько запоздалым - как нам стало известно, Дроздов о предстоящей опеке Тихонова узнал только на предматчевой установке. Готовься герой матча с Украиной к противостоянию спартаковскому капитану заранее, изучай он манеру его игры - как знать, смог бы именинник проявить себя во всем блеске? Но что невозможно было предусмотреть - так это игровой интеллект лидера "Спартака", его способность самостоятельно менять тактику действий в зависимости от хода матча.
На мой вопрос, вменялось ли Тихонову в обязанность постоянно смещаться с фланга в центр, Романцев ответил: "В нашей команде существует свое понимание игровой дисциплины. Скажем, есть неписаное правило: когда соперник не дает выполнять то, что задумывается, игрок должен сам искать варианты усиления игры. Тихонов искал".
То, что Дроздов не позволит ему хозяйничать в левой зоне атаки, Тихонов понял, как показалось, еще до начала игры - как только увидел, кто оказался его оппонентом. Цепкость и исполнительность опекуна в первые 10 минут не оставила в этом сомнений. Решение было принято быстро - капитан "Спартака", едва переходя центральную линию, начинал уходить в центр и даже направо, запутывая своего визави. После игры Семин признался мне, что Дроздову вменялось в обязанность опекать Тихонова по всему полю. Судя по всему, он об этом забыл. Учитывая, что передние центральные защитники Черевченко и Пашинин были заняты опекой форвардов Робсона и Ширко, это и привело к первому голу. На 12-й минуте Тихонов, никем не опекаемый, объявился справа, получил мяч от Парфенова, и его сольному проходу метров на 30 пассивно попытался помешать один лишь Соломатин. Но обвести его не составило звезде красно-белых никакого труда, а до встречи со следующим соперником - Чугайновым - Тихонов уже успел нанести резаный удар в дальний угол. Он получился настолько мощным и невероятным по траектории, что шансов отразить его у Нигматуллина не было.
В рядовых матчах пропущенный гол не означает для "Локомотива" ровным счетом ничего. Шесть "волевых" побед, принесших ему в сезоне рекорд России, - тому доказательство. Но психологическая устойчивость "Локо" в решающих матчах пока явно не дотягивает до спартаковской, и ранний гол деморализовал красно-зеленых. Они сбились на такой сумбур, который не мог не привести Семина в ужас. Впереди мужественно сражался Джанашия - но что он мог сделать без поддержки полузащитников?
А Тихонов продолжал терзать "Локомотив". В главный вечер чемпионата-99 и в собственный день рождения его посетило такое вдохновение, что остановить спартаковского капитана не представлялось возможным. Каждый его пас приводил к острейшей атаке, каждый удар получался пушечным. На 22-й минуте Тихонову помешала забить штанга, на 41-й - Нигматуллин, но мяч летел с такой богатырской силой, что от рук вратаря взмыл в воздух, опустился во Вратарскую и чудом не оказался в сетке. А ведь был и голевой прострел со штрафного на Ковтуна, и еще несколько моментов после перерыва...
ЛУЧШИМИ БЫЛИ ТЕ, КОМУ НАДО БЫЛО ОПРАВДЫВАТЬСЯ ПЕРЕД ГЕРОИЧЕСКИМИ МОСКОВСКИМИ БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Показательно, кто из спартаковцев в субботу сыграл наиболее ярко. Усматривается закономерность: помимо Тихонова, лучшими были те, кто последние свои матчи в Лужниках провели неудачно. Это Робсон, Ковтун, Булатов и Филимонов.
Для первых троих, напомню, черным стал день домашней встречи со "Спартой". Булатов, дебютировавший в Лиге чемпионов, не смог справиться с волнением и в перерыве был заменен. Ковтун при голе упустил Локвенца, а во втором тайме был удален - как и бразильский легионер. О том, за что предстояло оправдываться Филимонову, и говорить излишне. Каждый из этого квартета после своих персональных фиаско в Москве еще не играл. И увидев, сколько болельщиков пришло в субботу в Лужники, они почувствовали себя обязанными загладить вину.
О зрителях следует сказать особо. После уныния и апатии, которые не могла не вызвать трагедия 9 октября, ожидать большого стечения публики даже на центральном матче внутреннего чемпионата могли только самые неумеренные оптимисты. 50 тысяч, пришедшие в Лужники, в нынешних обстоятельствах выглядят цифрой невероятной. И заслуживающей неподдельного восхищения. Уверен: сыграй сборная против Украины, к примеру, так, как два года назад в стыковых матчах с итальянцами, зрителей оказалось бы как минимум вдвое меньше. Болельщики на этот раз проголосовали - невзирая на печальный результат - за свою веру в нашу сборную и в российский футбол.
ЗА ГОЛ КОВТУНА РОМАНЦЕВ ПОХВАЛИЛ... ГРОЗНОГО
Ни для кого не секрет, что Робсон и Ковтун - две наиболее неоднозначно воспринимаемые болельщиками фигуры в сегодняшнем "Спартаке". Бразилец, которого очень долго преследовали неудачи, равно как и один из недавних столпов "Динамо", никак не могли обрести ту уверенность и спокойствие, что отличают спартаковских лидеров. Не могли в том числе потому, что ощущали определенное недоверие фанов. Иные из которых чуть ли не ждали очередной их оплошности, чтобы утвердиться в собственной предубежденности против этих футболистов. Поэтому как голы, так и великолепная игра обоих в матче с "Локомотивом" особенно приятны. В том смысле, что всегда приятно убеждаться в силе человеческого характера. Ковтун с Робсоном не опустили руки после неудач и в самый нужный момент доказали, что доверие к ним со стороны Романцева не было случайным и неоправданным.
В одном из недавних интервью для "СЭ" Ковтун заметил: "Это в "Динамо" прошлые заслуги были в цене. А в "Спартаке" ко мне вернулось забытое ощущение, которое возникает, когда работаешь над собой. Надо постоянно что-то доказывать". Эти слова, как мне кажется, - ключ к пониманию той блестящей игры, что удалась Ковтуну в субботу. В "Динамо", да и первое время в "Спартаке" у него была репутация, как выражаются в Америке, "домашнего защитника" - то есть сосредоточенного на выполнении прямых обязанностей, не подключающегося в атаку. В игре с "Локо" Ковтун не только забил после розыгрыша штрафного, но и сам этот штрафной заработал. Это и есть та самая работа над собой, о которой он говорит.
Кстати, Романцев немалую заслугу в голе Ковтуна видит в работе своего помощника Вячеслава Грозного. По словам главного тренера, именно Грозный занимается отработкой стандартных положений, и прострел с выходом на дальнюю штангу самого рослого защитника "Спартака" был одной из его заготовок.
В отношении же красавца гола в исполнении бразильца Романцев заметил: "Да, в этом мяче присутствовала доля везения - мяч редко ложится на ногу так, как получилось в этой ситуации. Но своей отдачей и неуемной активностью Робсон заслужил это везение".
Порой создается впечатление, что в важнейших матчах количество адреналина в крови бразильца увеличивается как минимум вдвое. Против "Реала", "Партизана", ЦСКА и вот теперь "Локомотива" Робсон выходит с такой заряженностью на борьбу, что не заметить ее просто невозможно. При счете 1:0 легионер с близкого расстояния не смог пробить Нигматуллина - но Робсон настолько старался, что фаны простили ему этот промах. И потом об этом не пожалели.
Живой антитезой Робсону смотрелся Лоськов. Плеймейкер "Локо" блестяще играет с командами уровня "Ростсельмаша" и "Жемчужины", но пока ни в одной ключевой встрече - будь то игры еврокубков или чемпионата России - своих достоинств не явил. Острые пасы начали у него получаться лишь при счете 0:3, когда это было уже никому не нужно. А до того Лоськов, кроме многочисленных ошибок, запомнился только тем, что в жестком "стыке" с Тихоновым убрал ногу. На фоне бившегося, как лев, полутравмированного Джанашия это смотрелось, мягко говоря, некрасиво.
"САША - ВЕРИМ"
Будь Александр Филимонов человеком более открытым, о его жизни в последнюю неделю кто-нибудь обязательно написал бы повесть. В которой нашлось бы место отчаянию и злости на самого себя, бессонным ночам и желанию бросить к чертовой матери этот футбол, который сделал его антигероем в глазах огромной страны... А чуть позже - судорожному ожиданию следующего матча, который должен был или вернуть его к нормальной Вратарской жизни, или поставить на нем крест как на голкипере. Великий предшественник Филимонова Ринат Дасаев (как, впрочем, и тренер красно-белых Юрий Дарвин) так и говорил: "Если Александр не придет в себя к матчу с "Локомотивом", мы можем потерять хорошего вратаря".
Но даже Романцев за день до матча сказал о том, что Филимонов - человек замкнутый, он не может заглянуть ему в душу. Главному тренеру оставалось только верить и ждать. Потому как альтернативы Филимонову после грубейшей ошибки Сметанина в матче вторых сборных России и Германии у него не было.
А еще наверняка Филимонову было очень важно, как его встретят. Допускаю, что оглушительный свист и проклятия добили бы его. Но объявление фамилии голкипера было встречено на трибунах овацией. И взметнувшимися транспарантами: "Саша - верим" и "Филечка, с днем рождения!" Наверное, другой страны с такими отходчивыми людьми в мире больше нет. Как они проклинали Филимонова неделю назад, так же поддерживали теперь. С той же яростью и искренностью. Нашей, российской.
Когда матч закончился, болельщики по идее должны были скандировать фамилию его главного героя - Тихонова. Но они провожали команду дружным: "Фи-ля! Фи-ля!" Вратарь не подвел болельщицкой веры. Он не допустил за 90 минут ни единой помарки - и если до последнего получаса это не выглядело особым комплиментом (уж больно пассивно играл "Локомотив"), то заключительный отрезок стал для него проверкой на прочность. Сначала Филимонов дважды "прочитал" направления атак "Локо", успев забрать мяч в ногах у Саркисяна, а затем опередив Булыкина. Во втором случае он выдал бушевавшие внутри эмоции тем, что изо всех сил выбил мяч за боковую линию. И попал в... собственную скамейку. Угоди мяч в Романцева или какого-то другого человека, находившегося на спартаковской лавке, - последствия могли бы быть печальными... К счастью, этого не произошло.
В концовке матча Филимонову удалось свести на нет два голевых момента "Локо". Джанашия и Булыкин мощно били в ближний угол - но вратаря "Спартака" в этот день было не пробить. Он поймал намертво и мяч, пущенный головой лучшего игрока "Локомотива" по действиям на "втором этаже" - Черевченко.
Контрастом к игре Филимонова, увы, стали действия его оппонента - Нигматуллина. Вратарь красно-зеленых, как и в первом круге, слишком уж хотел доказать бывшему наставнику свою состоятельность - и перегорел. Да, несколько раз ему удавалось спасти ворота, но мастерство голкипера определяется не по тем мячам, что он отразил, а по тем, что пропустил. Во время розыгрыша штрафного, приведшего ко второму голу, мяч пролетел через всю вратарскую площадку, прежде чем найти голову Ковтуна. Отбивать этот прострел Нигматуллин был обязан. Да и Робсон - пусть удар у него и получился на загляденье - не смог бы перебросить мяч через голкипера, не выйди тот к линии вратарской. "Нигматуллин должен был знать, что если мяч находится не на траве, а в воздухе, после удара он скорее всего пойдет по навесной траектории, - говорит его бывший коллега по цеху Вячеслав Чанов. - Это одно из правил вратарского искусства, а потому преждевременный выход из ворот можно считать ошибкой".
ЗАМЕНЫ "ЛОКО" СРАБОТАЛИ, НО БЫЛО СЛИШКОМ ПОЗДНО
"Локомотив" заиграл в последние полчаса. Может быть, потому что спартаковцы при счете 3:0 ослабили вожжи. Но, несомненно, сказались и замены, проведенные Семиным: и Лаврик, и Булыкин освоились на поле очень быстро. Вот только почему эти замены не были произведены раньше - в перерыве? "Локо" вышел на поле с пятью чистыми защитниками, что при необходимости выигрывать само по себе выглядело спорным решением. При атаках красно-зеленых чувствовалось, что впереди у них не хватает людей - если одинокому Джанашия или изредка поддерживавшим его Лоськову с Харлачевым и удавалось обыграть одного соперника, перед ними тут же вырастал другой. А уж при счете 0:2, когда терять стало и вовсе нечего, замена пятого защитника на второго форварда - Булыкина - напрашивалась сама собой.
Семин не раз проявлял себя мастером своевременных замен. Поэтому причина того, что такая замена не была сделана теперь (Булыкин вышел слишком поздно), видится мне в какой-то апатии, наступившей у рулевого "Локо" после второго спартаковского гола. "Второй мяч подвел итог", - сказал главный тренер.
Может быть, именно поэтому обычно кипящий эмоциями Семин весь второй тайм просидел на скамейке, не поднявшись с нее ни единожды. Он понял, что в этом матче его команде не победить. И что чемпионская гонка проиграна.