Газета Спорт-Экспресс № 197 (2096) от 30 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 12-й ЭТАП - "ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ" |
КУЛТХАРД - ПОБЕДИТЕЛЬ, ХАККИНЕН - ЛИДЕР
Вчерашняя гонка в Спа-Франкоршам кардинальным образом изменила ситуацию в чемпионате мира-99 - лидерство захватил "Макларен". Блистательная победа Дэвида Култхарда и второе место Мики Хаккинена принесли команде третий дубль в сезоне и максимальное количество очков в зачете Кубка конструкторов - 106. Второе место Хаккинена оказалось равносильным победе: теперь финн с преимуществом в 1 очко лидирует в чемпионате.
Этот сезон приучил нас не обращать большого внимания на второго пилота (второго по счету, но не по положению в команде, неизменно подчеркивает Рон Деннис) "Макларена" Дэвида Култхарда. Виноват в этом он сам: шотландец ни разу не стартовал с поул-позишн и выиграл всего одну гонку - в отсутствие Мики Хаккинена. Зато все время говорил про продолжающуюся борьбу за чемпионский титул-99. Это удивляло, хотя в таблице мирового первенства Дэвид не так уж и на много отстает от лидеров. Хаккинен, доминировавший в квалификациях, побед добивался не настолько часто, чтобы отодвинуть Култхарда в глубокую тень. А между шотландцем и шедшим первым Эдди Ирвином было всего 20 очков, которые, учитывая предстоящие 5 гонок, вполне можно отыграть.
Накануне "Гран-при Бельгии" Дэвид заметил: "Если победа там будет у меня в руках, но Рон Деннис потребует отдать ее Хаккинену, я сделаю это. Однако сдаваться и прекращать мечтать о том, чтобы когда-нибудь стать чемпионом мира, не собираюсь. Насколько я понимаю ситуацию в первенстве, борьба за высший титул еще не завершена, никто из первой тройки не оторвался на безопасное расстояние, выиграть пока может любой. Если я добьюсь успеха в Бельгии, то нас ждут 4 интереснейшие гонки. Мы чуть нарушили благодушное настроение "Феррари" в Венгрии, теперь впереди быстрые автодромы Спа, Монца и Сузука, на которых "Макларен" должен выступить еще лучше".
Как видите, шотландец был настроен весьма решительно даже после очередной проигранной партнеру квалификации. "Пока я не получал никаких инструкций относительно командной тактики на гонку Конечно, было бы гораздо легче стартовать с поул-позишн, но я не расстраиваюсь: придет время старта, а там посмотрим", - подчеркнул Дэвид.
Он как в воду смотрел. Именно старт, а вернее, первый поворот оказался решающим. Кстати, в прошлом году события на старте тоже предопределили исход гонки. Шотландец, отправившись на трассу со второго места, изначально имел небольшое преимущество над Хаккиненом, ибо первый поворот в Спа - правый. В итоге оба "Макларена" сошлись настолько близко, что, как выяснилось позже, коснулись друг друга, и первым в "Ла суре" влетел Култхард. Не обошлось без борьбы и в задних рядах: Френтцену удалось сохранить свое третье место, а вот Хилл стартовал плоховато, и со своей четвертой позиции опустился на седьмую, пропустив вперед Ирвина, Ральфа Шумахера и Алессандро Занарди. Уже к пятому кругу шотландец опережал Хаккинена на две с половиной секунды, тот, в свою очередь, на 3,5 оторвался от Френтцена, от которого примерно на столько же поотстал Ирвин - видимо, ирландец так и не решил проблем с настройками своего болида, Ральф Шумахер, Занарди и идущий за ними вплотную Хилл были еще в нескольких секундах позади.
Уверенность, с которой шотландец шел к своей победе, напомнила его же образца 94 - 95-х годов, когда Дэвид сильно попортил кровь своему тогдашнему партнеру по команде Дэмону Хиллу Правда, поначалу можно было предположить, что "Макларен" выбрал для своих пилотов разную тактику пит-стопов, и именно этим объясняются и прыть шотландца, и отставание финна.
К 18-му кругу лидеры успели побывать в боксах, и тогда развеялись мысли о возможности одной дозаправки у Хаккинена. Все выехали из них в том же порядке: Култхард - Хаккинен - Френтцен - Ирвин. Ничего не изменил и второй пит-стоп. Такая расстановка сохранилась до самого финиша: никому так и не удалось потеснить соперника, идущего впереди.
В итоге Култхард, до сего дня не блиставший в Спа: лучший его результат там - четвертое место в 94-м, в остальные годы он и вовсе не заканчивал гонки, - праздновал вторую победу в сезоне и, получив 10 очков, значительно продвинулся в зачете чемпионата и закрепился на третьей позиции.
Причины же столь необычно слабого для действующего чемпиона мира Хаккинена выступления стали известны через несколько минут после финиша. Оказалось, что легкое столкновение "Макларенов" на входе в "Ла суре" не прошло бесследно для болида финна.
"Я не знал, что проблемы Мики - итог нашей борьбы на старте. После этой победы даже в свете возможного возвращения Михаэля Шумахера моя задача теперь - выигрывать. Лишь выполнив ее, я сохраню какие-то шансы на титул", - сказал Култхард.
А вот что думает по поводу случившегося в первом повороте Хаккинен: "Даже говорить об этом не хочу. Это было очень неприятно. Поворот был не самым лучшим местом для обгона. То, что моя машина не получила значительных повреждений, - счастливая случайность. Считаю, что не было никаких причин бороться с товарищем по команде, рискуя выбыть из гонки. Расстроен ли я? В данный момент Дэвид не является моим главным соперником, а вот то, что Эдди финишировал лишь четвертым, закрутило интригу чемпионата. Думаю, до последней гонки не будет ясно, кто же в итоге выиграет".
Подвел черту босс "Макларена" Рон Деннис: "Сегодняшний результат великолепен для нас и ужасен для всех остальных".
Лина ХОЛИНА
50-й чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе машин "Формула-1". 12-й этап. "Гран-при Бельгии". 29 августа. Спа-Франкоршам. 306,592 км (44 круга по 6968 м). 1. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - 1:25.43,057 (средняя скорость 214,595 км/ч). 2. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - отставание 10,4. 3. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Джордан-Мюген/Хонда") - 33,4. 4. Эдди Ирвин (Ирландия, "Феррари") - 44,9. 5. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-Супертек") - 48,0. 6. Дэмон Хилл (Великобритания, "Джордан-Мюген/Хонда") - 54,9. 7. Мика Сало (Финляндия, "Феррари") - 56,2. 8. Алессандро Занарди (Италия, "Уильямс-Супертек") - 1.07,0. 9. Жан Алези (Франция, "Заубер-Петронас") - 1.13,8. 10. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Стюарт- Форд") - 1.20,7. 11. Джанкарло Физикелла (Италия, "Бенеттон-Супертек") - 1.32,1.12. Ярно Трулли (Италия, "Прост-Пежо") - 1.36,1. 13. Оливье Панис (Франция, "Прост-Пежо") - 1.41,5. 14. Александр Вурц (Австрия, "Бенеттон-Супертек") - 1.57,7. 15. Жак Вильнев (Канада, "БАР-Супертек") - 1 круг. 16. МаркЖене (Испания, "Минарди-Форд") - 1 круг. Быстрейший круг в квалификации: 1.50,329 (средняя скорость 227,363 км/ч) - Хаккинен. Быстрейший круг в гонке: 1.53,955 (средняя скорость 220,128 км/ч) - Хаккинен (23-й). Круги лидирования: Култхард со старта до финиша.
Причины сходов. Педро Де Ла Роса (Испания, "Эрроуз") - 36-й (трансмиссия). Лука Бадоер (Италия, "Минарди-Форд" - 34-й (подвеска). Рикардо Зонта (Бразилия, "БАР-Супертек") - 34-й (коробка передач). Джонни Херберт (Великобритания, "Стюарт-Форд") - 28-й (вылет с трассы). Педро Паулу Диниц (Бразилия, "Заубер-Петронас") - 20-й (вылет с трассы). Тараносуке Такаги (Япония, "Эрроуз") - авария на старте.
Чемпионат мира. 1. Хаккинен - 60 очков. 2. Ирвин - 59. 3. Култхард - 46. 4. Френтцен - 40. 5. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 32. 6. Ральф Шумахер - 24. 7. Физикелла - 13. 8. Баррикелло - 12. 9. Хилл - 7. 10. Сало - 6. 11-12. Диниц и Вурц - по 3. 13-14. Херберт и Панис - по 2. 15-17. Де Ла Роса, Алези и Трулли - по 1.
Кубок конструкторов. 1. "Макларен" - 106 очков. 2. "Феррари" - 97. 3. "Джордан" - 47. 4. "Уильямс" - 24. 5. "Бенеттон" - 16. 6. "Стюарт" - 14. 7. "Заубер" - 4. 8. "Прост" - 3. 9. "Эрроуз" - 1.