Газета Спорт-Экспресс № 197 (2096) от 30 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 12-й ЭТАП - "ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ" |
ИРВИН БЫЛ УДИВЛЕН СВОЕЙ НЕУДАЧЕЙ В КВАЛИФИКАЦИИ
Квалификационные заезды "Гран-при Бельгии" чемпион мира-98 Мика Хаккинен провел в уже ставшем для него привычном стиле. В первые два дня финн не слишком форсировал события, позволив блистать другим, зато в решающий момент опередить себя не дал никому. Его нынешняя поул-позишн - 10-я в 12 гонках сезона, что является выдающимся достижением, а всего - 20-я в карьере Хаккинена. По этому показателю он сравнялся с Дэмоном Хиллом. Следующая цель Хаккинена - 21 поул-позишн Михаэля Шумахера. И, похоже, Мике удастся догнать двукратного чемпиона мира уже в Монце.
В ПЯТНИЦУ, КРОМЕ КУЛТХАРДА, ВПЕРЕД НЕ РВАЛСЯ НИКТО
Самой большой головной болью всех пилотов в Спа-Франкоршам традиционно бывает крайне переменчивая погода в Арденнах: дождь может сменяться солнцем не только каждый день, но и, например, как во время "Гран-при"-97, каждую минуту. А поскольку трасса в Спа - одна из самых длинных в календаре чемпионата, вполне может сложиться ситуация, когда на одной ее части льет как из ведра, на другой же совершенно сухо. Правда, на этот уик-энд синоптики дали небывалый прогноз: солнечно все три дня!
Первый прошел при безоговорочном лидерстве "Макларена". Лучшее время показывает Хаккинен - 1.54,396, второе Култхард - 1.54,832. Пилоты "Феррари" Сало и Ирвин были рядом - 1.55,032 и 1.55,242. Разделил две пары лишь "Уильямc" Ральфа Шумахера. День же завершился вопреки ожиданиям отнюдь не триумфом финна. Его напарник Дэвид Култхард так старался, что, единственным выехав из 1.54 - 1.53,577, занял лидирующую позицию. "Феррари" же на второй тренировке и вовсе отстали: Сало завершил пятничную разминку пятым, более чем на 2 секунды отстав от шотландца, Ирвин - шестым, еще на 2 десятые хуже.
"Нам необходимо как следует поработать над настройками, - объяснил ирландец. - Мы пробовали и так, и сяк, но каждый раз, выехав на трассу, я понимал: что-то не ладится. Мне даже кажется, что к концу заездов машина была хуже управляема, чем в начале. Я попробовал выехать на новом комплекте резины, однако преодолел круг чуть ли не пешком".
В отличие от Ирвина Мика Сало был в целом доволен. После ужасающего 18-го места в Венгрии нынешнее 5-е - явный прогресс. "На тестах в Мюджелло мне, кажется, удалось справиться с былыми проблемами. Да и здесь, в Спа, пока все о'кей. Есть, правда, несколько местечек на трассе, на которых машина могла бы идти и побыстрей, но я надеюсь, что в субботу нам удастся решить этот вопрос. Так что я нисколько не расстроен сегодняшним временем: все работают по разным программам".
Если уж в "Феррари" все были спокойны, то не было причин волноваться "Макларену". "Обычная пятница, - прокомментировал Хаккинен. - Как всегда, много работы. Надеюсь, что она даст плоды. В самом конце заездов у меня была возможность на новом комплекте резины улучшить свое время. Увы, помешали оказавшиеся на моем пути медленные машины". Лидер же дня Дэвид Култхард сиял: "Все прекрасно!"
Конечно, были в пятницу и разочарованные. В первую очередь - БАР, механикам предстояло за ночь восстановить разбитую переднюю подвеску машины лидера команды Жака Вильнева. Канадец потерял управление на подходе к "Ле комб" и на большой скорости врезался в отбойник. "Что-то случилось, когда я начал тормозить. В такой ситуации оказываешься пассивным наблюдателем, приходится лишь следить, куда понесет машину и обо что она ударится", - рассказал Жак.
Кстати, после этого инцидента руководство БАРа не разрешило своему второму пилоту Рикардо Зонте выезжать на трассу до выяснения причин аварии Вильнева. Новые детали были в этот же день высланы с фабрики команды в Англии.
НЕПРИЯТНОСТИ ВИЛЬНЕВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Взаимоотношения Вильнева с трассой в Спа-Франкоршам вообще сложные. Вспомните его прошлогоднюю пятничную аварию между "Красной водой" и "Радийоном". Тогда канадец перепугал всех. Его неудача в этом году - тоже. "Тем не менее, никто не сдается. Все напряженно работают. В любой ситуации надо двигаться только вперед - к успеху. Этот сезон для меня очень сложен. Многие говорят, что в 99-м мне не везет. А вот мне кажется, что я - счастливчик! Уже несколько раз у меня выходила из строя подвеска, отлетали передние и задние обтекатели, а я жив и здоров! Эта машина оказалась гораздо прочнее, чем можно было представить", - шутил чемпион мира-97, пока не набравший в 1999 году ни одного очка.
Наверное, в субботу Жак пожалел о своих несколько легкомысленных словах по поводу прочности машины. На 32-й минуте квалификационных заездов он вновь угодил в аварию, причем в том же самом "О руж". Машину канадца сорвало с полотна дороги и, завертев, бросило на отбойники. К счастью, Жак самостоятельно выскочил из болида, вернее, из того, что от него осталось, и бросился в боксы пересаживаться на запасную машину, которую гонщики имеют право использовать в квалификации. Крейг Поллок успокоил всех сообщением о том, что пилот отделался легким испугом.
Заезды, естественно, были прерваны красными флагами: перерыв продолжался минут 10.
А затем - опять же в суперскоростной "Красной воде" - угодил в аварию партнер Вильнева по команде Рикардо Зонта. Причем его удар, вальс по траве и многочисленные перевороты выглядели куда более опасными, чем у канадца. Слава Богу, гонщик тоже не пострадал и уже через пару минут раздавал автографы налетевшим со всех сторон маршалам гонки. Квалификация была прервана во второй раз. В итоге Вильнев и Зонта остались 11-м и 14-м.
И зрители, и гонщики еще долго находились под впечатлением от полетов Вильнева и Зонты. Чуть позже, уже будучи обладателем поул-позишн, по поводу произошедшего высказался Мика Хаккинен: "Да, сейчас мы все улыбаемся, но эти аварии - очень серьезная штука. И, честно говоря, реакция команды БАР, конкретно - ее механиков, меня несказанно удивила: они смеялись всего через минуту после того, как их гонщики попали в серьезный переплет! Я просто удручен их поведением. К счастью, это не моя проблема".
В защиту своих ребят высказался Вильнев: "Они смеялись от облегчения. Команда постоянно была с нами на связи и в курсе произошедшего. Уверяю, если бы кто-то из нас получил травмы, реакция была бы совершенно иной".
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОШЛА ПОД ДИКТОВКУ ХАККИНЕНА
Победный стиль в квалификации стал уже для Мики Хаккинена фирменным знаком. Уже в пяти "Гран-при" подряд никто не может потеснить его с поул-позишн. В Бельгии пилоту "Макларена" даже не пришлось ни от кого отбиваться. Был, правда, момент - после первого красного флага, когда лучшее время - 1.50,484 - принадлежало Дэвиду Култхарду, но Хаккинен, который тоже был на трассе, немедленно скинул шотландца с первой строки - 1.50,332. Позже - за 6 минут до окончания квалификации - Мике удалось улучшить свой результат на 0,03.
Вообще-то если что и придало квалификации напряженность, то это исключительно аварии БАРа. Пилоты "Феррари", хотя и квалифицировались более ровно, чем на Хунгароринге - 6-м и 9-м, ни разу не потревожили "Макларен". Ближе всех к ним подобрались Хайнц-Харальд Френтцен, отставший от Хаккинена на 1,003, и Дэмон Хилл - на 1,043.
"Просто фантастика, что Эдди выйдет на старт "Гран-при" лишь шестым! - сказал Хаккинен. - Это меня вполне устраивает, хотя я и удивлен большой разницей в результатах квалификации. Иногда все решает десятая доля секунды, а тут - секунда. Мне сложно объяснить такое отставание соперников от "Макларена". Надеюсь, это свидетельствует о том, что мы - в очень хорошей форме".
Не менее чем Хаккинен, удивлен своей скоростью, но только со знаком минус, лидер же чемпионата Эдди Ирвин: "Не рассчитывал быть так далеко от поул-позишн. Дело не только в секундах. Самое неприятное, что нас разделяет довольно много машин. И все-таки моя завтрашняя задача - быть на подиуме. Есть ли шансы? Есть. "Феррари" остается самой надежной машиной чемпионата, а это в гонке - самое важное".