Газета Спорт-Экспресс № 173 (2072) от 2 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

2 августа 1999

2 августа 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ДЕСЯТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ"

СОТОГО ПОУЛА У КОМАНДЫ ДЕННИСА МОГЛО И НЕ БЫТЬ

Квалификацию перед немецким "Гран-при" вполне можно назвать сенсационной. Несмотря на то, что финн из "Макларена" Мика Хаккинен выиграл восьмой поул из десяти в нынешнем сезоне, этой победы могло и не быть. Ибо сотый в маклареновской истории поул висел на волоске: настойчивый немец из "Джордана" Хайнц-Харальд Френтцен отстал от Хаккинена на микроскопические 0,050!

СТРАННЫЙ ВИД ПРОТОКОЛОВ

Кстати, подобное развитие сюжета - я имею в виду отнюдь не повышенную резвость Френтцена, объясняющуюся в немалой степени допингом в виде родных стен, а поул Хаккинена, - после пятничного фиаско лидера чемпионата мало кто ожидал. Скорее могло показаться, что в квалификации будет блистать Ирвин, находящийся в эйфории после победы в Австрии и всю пятницу демонстрировавший, как казалось, неисчерпаемость потенциала "Феррари".

Для тех, кто не понял, о чем речь, напомню: лучшее время по сумме двух часовых свободных тренировок в пятницу показал Ярно Трулли на "Прост-Пежо" - 1.45,677, на последних минутах второй сессии (как утверждают, на свежей резине и с почти пустым баком) опередивший задававшего тон Ирвина (1.46,225). Который, впрочем, первую тренировку практически пропустил из-за заглохшего после разворота двигателя (впрочем, его время все равно было лучшим). Хаккинен же в пятницу был только 10-м, проиграв Трулли 1,209! После чего Трулли скромно признал, что приятно удивлен, но попросил поклонников на очень уж громкие успехи все-таки не рассчитывать. Что же касается Ирвина, то он заявил: разворот - его ошибка, но он все равно лучше всех. Наконец, Хаккинен констатировал, что пытался найти общий язык с машиной на быстрых прямых и медленных поворотах, но до предела ресурсов МР 4/14 так и не добрался.

Стоит отметить, что и в субботу утром, после двух 45-минутных свободных тренировок, протокол так же выглядел не слишком привычно: первую строчку занимал Дэмон Хилл - 1.43,918, только вторую Хаккинен - 1.44,001, далее Баррикелло (1.44,119), Френтцен (1.44,142), Панис (1.44,442), только 6-й Култхард (1.44,526), далее Ирвин (1.44,695), Трулли (1.44,726) и Сало на второй "Феррари" (1.44,839). 18-м был Жан Алези на "Заубере", что стало сигналом к сокрушительному провалу француза в квалификации - 21-е (!) место.

ХАККИНЕН БОРОЛСЯ С ФРЕНТЦЕНОМ, А ИРВИН - С ВНУТРЕННИМ САБОТАЖЕМ

Главное событие субботы - квалификация - началось с бравых выездов трех главных возмутителей спокойствия: сначала на поуле отметился Хилл - 1.45,627 (то, что это несерьезно, понимали все), потом Панис - 1.44,522, следом Трулли - 1.44,332.

Как раз в тот момент, когда свой первый летучий круг отмерял многообещающий итальянец из команды Алена Проста, боксы покинул лидер чемпионата. На 15-й минуте квалификации Хаккинен начал отсчет своего первого квалификационного круга - и закончил его через 1.43,093.

И всем все вроде бы стало ясно.

Но оказалось, что с таким выводом мы поспешили. Хотя это стало ясно лишь спустя без малого полчаса.

Пока же товар лицом показал Култхард, заняв привычное место за спиной своего напарника (1.43,288), Мика Сало, замещающий в "Феррари" самого Шумахера, подтвердил, что в Скудерии он освоился неожиданно легко и быстро (1.44,139), Хилл вроде бы тоже дал понять, что не зря решил доездить сезон до конца (1.44,001), Френтцен снова вынудил заподозрить, что две здоровые ноги пилотам современной "Ф-1"как бы и ни к чему (1.43,448).

А вот Ирвин заставил вспомнить слова спортивного главы Скудерии "Феррари" Жана Тодта о том, что (почти как в песне) "одна дождинка - еще не дождь". Начав браво раскручивать скоростные сектора Хоккенхайма, на третьем, где машины выходят на стадион и вязнут в медленных поворотах, ирландец, явно перебрав со скоростью, улетел в песок. Шла 25-я минута квалификации - и ее прошли уже все, кроме торопыги Ирвина.

Ирландец не стал долго отсиживаться в боксах - на 31-й минуте следом за Хаккиненом и Сало он тоже вырулил на трассу. И... закончил круг с 4-м результатом, отстав от Хаккинена на 0,834. Этот короткий промежуток времени еще более внушил уверенность в том, что квалификация как таковая закончена, ибо вторые попытки маклареновцев прогресса не принесли: 1.43,176 у Хаккинена - и 1.43,613 у Култхарда. Поскольку других претендентов на место на первой линии поля видно не было, можно было перевести дух.

Но - тут и началось.

На 40-й минуте переполох устроил Френтцен: желтая машина под номером 8 чиркнула финиш - 1.43,00! Ox, зря расслабились "Макларены"...

Допинг в лице Френтцена сработал вовремя: за 13 минут до конца сессии Хаккинен, едва не задавивший отважного комиссара, который пытался убирать с трассы ошметки развалившегося переднего спойлера "Бенеттона" Джанкарло Физикеллы, восстановил статус-кво - 1.42,950. Несдавшийся Ирвин немного улучшил время, но не место - 1.43,769.

А вот у Култхарда не получилось: на втором секторе он шел с шансами на улучшение, но в последнем повороте ошибся - и круг был смазан.

За 9 минут до конца квалификации Ирвин, к немалой радости Жана Тодта (который не скрывает, что всячески поддерживает Мику Сало), получил неприятный щелчок по носу от своего нового напарника: Сало занял 4-е место - 1.43,577, лучшая квалификация в карьере финна.

Далее последовала картина, весьма непривычная в исполнении "Феррари". Не нужно, видимо, напоминать, как здорово Скудерия умеет выпускать из боксов Шумахера в нужное время - на чистую трассу без так называемого траффика. Это ювелирное умение точно рассчитать момент выезда из боксов не единожды помогало Шумахеру в борьбе с "Макларенами". В случае же с Ирвином глазомер Скудерии явно изменил, ибо уже на середине первого сектора на последнем и решающем для ирландца круге его "Феррари" уперлась в БАР Зонты - а ведь Эдди проигрывал графику Хаккинена всего 0,033! Потому друг за другом на пути Ирвина оказались Панис, Вильнев и Трулли - и квалификация для новоиспеченного лидера "Феррари" закончилась.

Я уже упоминала, что словесная резвость Ирвина явно не по нраву Тодту: могущественному коротышке-французу, одному из инициаторов супердорогих контрактов Шумахеря в "Феррари", судя по всему, совсем не хочется, чтобы внезапно выяснилось, что Ирвин, который получает денег раз в пять меньше своего привилегированного немецкого компаньона, может приносить тот же самый результат. Так что очень может быть, что кроме конкуренции с "Макларенами" Ирвину придется столкнуться и с чем-то вроде внутреннего саботажа.

У ИРЛАНДЦА КАК ВСЕГДА ОСОБОЕ МНЕНИЕ

- Пожалуй, впервые в этом сезоне я по-настоящему сражался за поул и делал это с удовольствием, - сказал Хаккинен после заездов. - Квалификация получилась предельно плотной - так и должно быть. Передать не могу, как счастлив быть так далеко впереди Эдди. Хотя должен признать, что ожидал несколько большего преимущества над соперниками.

Кстати, по поводу своего лучшего круга Хаккинен сказал, что результат должен был быть еще выше, но на входе в последний поворот на асфальте было много песка - и пришлось приподнять ногу с газа, чтобы не вылететь. По мнению финна, это стоило ему как минимум трех десятых.

- На какие-то несколько минут мне и в самом деле показалось, что я буду стоять на поуле, - сказал Френтцен, - но не вышло... Что ж, в другой раз. Признаться честно, я всегда мечтал победно выступить в Хоккенхайме, хотя и не ожидал, конечно, что поведу борьбу за поул. Впрочем, вклиниться между двумя "Макларенами" все равно приятно.

- Приятная квалификация, ничего не скажешь, - философски улыбнулся Култхард. - В отличие от Австрии я был предельно осторожен на первых нескольких поворотах - но посмотрите, что из этого вышло. Я лишь третий.

Дэвид признал, что был осторожен по той причине, что на первом быстром круге между первой и второй петлей на его "Макларене" на скорости за 200 км/ч деформировало колесный диск. "Машина вела себя довольно забавно",- философски заметил шотландец, которому пришлось пересаживаться на запасной болид.

Точку в пресс-конференции поставил Френтцен, который ни с того ни с сего задумчиво произнес: "Что-то подсказывает мне, что я могу выиграть..."

Никто из присутствующих спорить с немцем не стал. Лишь один человек не согласился с Хайнцем-Харальдом. Кто? Конечно, Эдди Ирвин. "Лучше быть пятым, чем четвертым, - сказал он, подразумевая, что четные места на стартовом поле Хоккенхайма находятся на грязной части трассы. - К тому же я все равно выиграю".

Ольга ЛИНДЕ