Газета Спорт-Экспресс № 168 (2067) от 27 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

28 июля 1999

28 июля 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

ЗА СУТКИ ДО ОФИЦИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ "АЛАНИЯ" - "РОТОР" КФС ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО СУДЬИ ОТРАБОТАЛИ БЕЗУПРЕЧНО

Эдуард НИСЕНБОЙМ

из Москвы

АНОХИН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕМ ОН БОЛЕН

Вчера в Москве на Лужнецкой набережной состоялась пресс-конференция руководителя Коллегии футбольных судей (КФС) Сергея Хусаинова по поводу скандального матча "Алания" - "Ротор". Напомним, что тогда на 70-й минуте волгоградские футболисты покинули поле владикавказского стадиона. В пресс-конференции приняли участие и два арбитра этой встречи - Сергей Анохин и Владимир Бобык. Третий Георгий Савчук - в Лужники не прибыл. "Я не знаю, в чем причина его отсутствия, - сказал Хусаинов. Савчук должен был приехать, несмотря на то, что мероприятие это не обязательное".

Официальное решение, принятое КФС, звучит так: "Президиум КФС, проанализировав видеозапись матча между командами "Алания" (Владикавказ) - "Ротор" (Волгоград), пришел к выводу, что качество судейства главного арбитра Сергея Анохина в первом тайме и заменившего его во втором тайме Георгия Савчука соответствует оценке, выставленной инспектором Николаем Шушпановым (Анохин - 8,5, Савчук - 8,0. - Прим. "СЭ")".

Окончательное же решение по поводу скандала во Владикавказе во вторник вынесет КДК РФС.

Впрочем, на некоторые вопросы представители коллегии судей удовлетворительного ответа вчера так и не дали. Например, Анохин вновь не сумел объяснить, что же случилось с ним в перерыве: "Врач "Алании" выдал мне справку, где все указал. Я ее даже не читал, кинул в папку, а в Москве сдал вместе с рапортом ПФЛ". Видно, не очень дорожит своим здоровьем г-н Анохин, раз даже не поинтересовался, чем же он болен. Между тем результаты тестов, которые прошли судьи в Центре медицинских космических исследований, оказались неутешительными.

- Исследования показали, что нервные перегрузки, которые испытывает судья, сравнимы лишь с перегрузками, переносимыми летчиком-перехватчиком, - говорит Хусаинов. - Тестирование велось не под фамилиями, а под условными номерами, и для каждого был сделан прогноз состояния здоровья на 5 лет. Прогноз нас не порадовал.

- Давайте вернемся к матчу. Почему был нарушен регламент и в поле в перерыве вышел Савчук, а не Бобык?

- Ситуация была нештатная, и трудно было сразу сориентироваться. В любом случае решение принимал инспектор.

- Не очень понятен принцип формирования судейских бригад не только на этот матч, но и на многие другие. У нас есть лайнсмены ФИФА, немало арбитров работают в высшем дивизионе не один год. Однако уже неоднократно на ключевые матчи помощниками назначались дебютанты, в то время как их более опытные коллеги - на второстепенные.

- Смею вас уверить, что сегодня отработать на встрече "Ростсельмаш" - "Локомотив" (Нижний Новгород) ничуть не легче, чем на "Спартаке" с ЦСКА. Поэтому разделить матчи чемпионата по сложности почти невозможно. Есть список рекомендованных арбитров, они и судят. Да и где, как не в таких играх, набираться опыта.

САВЧУК УВЕРЯЕТ, ЧТО ПРИНИМАЛ РЕШЕНИЯ САМ

- Выход на поле Бегизова обусловлен регламентом?

- Да. В нештатных ситуациях и местный арбитр выходит на поле. Правда, на Западе давно действует система, при которой бригада формируется из четырех арбитров, а на матчах Кубка Интертото местный резервный судья обязательно имеет категорию арбитра ФИФА. Два года назад в Москве проходил матч "Динамо" - "Панахаики", и мне как раз пришлось выйти на замену на линию, когда главный судья подвернул ногу. Но у нас во многих городах, где играют клубы высшего и первого дивизионов, просто нет квалифицированных арбитров, способных в случае необходимости выйти на поле. Это наша беда. 16 июля КФС, словно предчувствуя ситуацию, предложила ПФЛ перейти со второго круга на систему четырех судей. Однако реализация такого предложения потребовала бы дополнительных расходов, и оно принято не было. Возможно, скандал во Владикавказе поможет изменить ситуацию. А пока тот же Бегизов просто не готов к матчам подобного уровня. Уже при первой атаке "Ротора" он ошибочно зафиксировал офсайд. Савчук с этим решением согласился. Возможно, именно это и послужило началом конфликта. Что касается незасчитанного гола Осинова, то Савчук уверяет, что решение принимал сам, без согласовании с Бегизовым, и свистнул раньше - просто свисток утонул в шуме.

- Как вы сами оцениваете оба спорных эпизода?

- По их поводу сегодня уже сложилось определенное общественное мнение. Я вижу ситуацию иначе. Существует четкая трактовка того, что такое подкат, - одна нога идет в мяч, вторая обязательно является опорной, и так далее. В противном случае фиксируется опасная игра. Считаю, что Осинов играл опасно. По поводу пенальти скажу так: Савчук принимал решение, видя ситуацию в целом, и утверждать по видеозаписи, что он не прав, мы не можем.

БОРОТЬСЯ С ПОДКУПОМ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО

- Предвзятости в действиях Савчука, по-вашему, не было?

- Могу сказать категорически - нет. Допустим, что бригада получила деньги. Но ведь все признают, что до перерыва Анохин отсудил безукоризненно. Предположить же, что на поле выйдет Савчук, возможные взяткодатели вряд ли могли. Так что в итоге все сводится к двум конкретным игровым эпизодам, свое мнение о которых я уже высказал. Предвзятости ничто не подтверждает.

- Но проблема договорных игр, подкупа судей существует?

- Безусловно, и родилась она не сегодня и не вчера. Но доказать что-либо очень сложно. В 1982 году слушалось дело о договорной игре ЦСКА и киевского "Динамо". И Лобановский прямо сказал, что мы, как шахматисты, сделали гроссмейстерскую ничью. Любое свое действие игрок может объяснить как ошибку, а элементарную ошибку можно представить как умышленное действие. Вы играете в тотализатор? И я не играю. А Веретенников не забивает в игре два пенальти, и контора прогорает. И никто об этом не пишет и не раздувает скандал.

- Вы можете привести пример предвзятого судейства?

- Один могу. В 1982 году в Тбилиси проходил финал "Кожаного мяча", играли команды из Тбилиси и из Армении. Затем должен был состояться матч ветеранов с участием восстановившегося после травмы Кипиани, и уже на детский финал на трибунах собралось тысяч 25 болельщиков. Судил местный арбитр, счет был 1:0 в пользу гостей. В один из моментов армянский защитник выбил летящий мяч на угловой. Это видели все, а судья назначил пенальти. Это была явная предвзятость. Армяне в знак протеста ушли с поля. Скандал. Его неожиданно разрешили наши ветераны, которые заявили, что если безобразие не прекратится, они играть не будут. Встреча возобновилась, причем с пробития пенальти. Надо отдать должное грузинским мальчишкам - пенальти они пробили мимо.

- Так как же все-таки бороться с коррупцией в судейском корпусе?

- Если есть тот, кто берет деньги, то есть и тот, кто их дает. Я на всех совещаниях говорю представителям клубов: "Если судья вымогает у вас деньги, то скажите нам, и мы сразу примем меры". Но никто и никогда не жалуется. Так что зло идет от руки дающей.

ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ СУДИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНО

- Судить во Владикавказе тяжело?

Сергей АНОХИН: А где легко? Не тяжелее, чем в Москве.

Сергей ХУСАИНОВ: С точки зрения обеспечения безопасности Владикавказ стоит на первом месте. Стадион здесь оцепляют за 4-5 дней до игры. Безопасность судей - максимальная, прием всегда по высшему разряду. Психологически же играть действительно тяжело. Не всякий выдержит, когда 30 000 болельщиков каждое твое решение встречают свистом. В последнем матче во Владикавказе мне помогал Лукашин - лайнсмен ФИФА. Так после финального свистка он был белый. Ни кровинки на лице, а руки ледяные.

- Кого еще судить проблематично?

- "Динамо", так как Толстых - и президент клуба, и президент ПФЛ.

- Но он ведь на судьбу судей влиять не может!

- Я тоже так думал раньше, но Валерий Викторович Овчинников мне очень давно все объяснил: "Когда на стадионе появляется Толстых, у всех ваших начинают коленки дрожать".

В заключение Сергей Хусаинов отметил, что КФС получила все причитающиеся ей финансовые средства и претензий к РФС не имеет.