Газета Спорт-Экспресс № 155 (2054) от 12 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

13 июля 1999

13 июля 1999 | Хоккей

ХОККЕЙ

Полтора года назад Алексей Касатонов был генеральным менеджером сборной России на Олимпиаде в Нагано. Его заслуги в формировании команды, ставшей в итоге серебряным призером самого представительного хоккейного турнира десятилетия, общепризнанны и бесспорны. В минувшем сезоне Касатонов, выполняя обязанности менеджера по Северной Америке, вел переговоры с нашими НХЛовцами относительно их участия в чемпионате мира. И после окончания первенства, в котором из наших заокеанских звезд участвовал только Алексей Яшин, подвергся в прессе критике наравне с главным тренером сборной Александром Якушевым и не приехавшими в Норвегию НХЛовцами, которых обвинили в отсутствии патриотизма. Обвинения в адрес Касатонова, работавшего, между прочим, весь прошлый сезон на общественных началах, звучали и на тренерском совете ФХР. Причем сделано это было за глаза: по непонятным причинам менеджера по Северной Америке не пригласили на совет отчитаться о своей работе.

Алексей КАСАТОНОВ

КАК МЫ МОЖЕМ ТРЕБОВАТЬ ПАТРИОТИЗМА ОТ ИГРОКОВ, ЕСЛИ САМИ - НЕ ПАТРИОТЫ?

"ОТКАЗНИКИ", ЕСЛИ ЗАХОТЯТ, ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ШАНС ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ

- Алексей, как вы оцениваете выступление сборной на чемпионате мира-99?

- Еще с тех времен, когда хоккей напрямую курировал ЦК КПСС, повелось, что только первое место считается приемлемым, а все остальное расценивается как провал. Но для таких жестких требований у ЦК были основания, потому что выполнялись все рекомендации тренеров относительно летних сборов и сборов перед каждым турниром, которые проходили в идеальных условиях, календарь составлялся под национальную команду, игроков сборной поощряли квартирами, машинами, премиями. Тогда в нашем хоккее и был заложен максимализм. Если тренер проигрывал, то попытки исправиться ему не давали.

Но сейчас же нельзя жить по тем меркам. Я считаю выступление сборной на чемпионате мира в Норвегии удовлетворительным, то есть на "тройку". И, на мой взгляд, нельзя связывать это выступление только с работой главного тренера Александра Якушева. Если взять успехи советского хоккея на протяжении десятилетий, то их добивались команды, во главе которых стояли тренерские тандемы: Чернышев - Тарасов, Тихонов - Юрзинов... А сегодня тем более необходимо расширенное руководство сборной. Это, кстати, показала Олимпиада в Нагано, где у нас был укомплектованный по всем позициям штаб: главный тренер Юрзинов, его помощники Билялетдинов, Воробьев и Третьяк, я выполнял функции менеджера, а президент ФХР Стеблин координировал работу всей команды.

Если говорить о Якушеве, то он сделал все, что мог. В тяжелых условиях, связанных с непродуманностью внутреннего календаря и травмами НХЛовцев, ему удалось заставить игроков выложиться без остатка. Взять, скажем, Валерия Карпова. Как "технарь" он себя не проявил, что и неудивительно при тех нагрузках, которые у него были в конце сезона. Но как он подставлял себя под удар, как дрался за шайбу, как умирал, но не сдавался! Карпов отдал команде все, что мог. То же самое можно сказать и об остальных. Поэтому я не считаю, что работу Якушева следует признать неудовлетворительной.

- Почему все-таки в составе сборной практически не было НХЛовцев?

- Хочу сразу же отмести обвинения игроков в непатриотизме, которые не раз доводилось слышать и читать. Как менеджер по Северной Америке, я знаю, о чем говорю. Тот сезон получился фатально неудачным с точки зрения травм. Словно рок какой-то нас преследовал: повреждения получали именно те игроки, которых мы хотели привлечь в сборную и которые сами желали выступать за нее. Павлу Буре пришлось делать операцию на колене. Виктор Козлов сломал палец, Кваша выбил плечо. Жамнову, травмировавшему спину, врачи "Чикаго" приказали после окончания НХЛовского чемпионата лечиться, а не играть за сборную. Гончар в последние две недели сезона не выходил на лед из-за повреждения голеностопа, Малахов - колена, хотя оба были согласны приехать. Николишин травмировал плечо и кисть, Скопинцев - пах... Обстоятельства сложились не в нашу пользу и в случаях, не связанных с травмами. У Бориса Миронова и Кривокрасова завершились контракты, и один сейчас будет подписывать соглашение на очень внушительную сумму, а другой, проведший первый хороший сезон в НХЛ, заключит более или менее приличный договор. Поэтому их отказы вполне можно понять. Как и Назарова с Улановым: у них родились дети, и они не хотели покидать семьи. Наконец, вместе с Яшиным должен был прилететь и Кравчук, но, как назло, именно на дни чемпионата мира в канадском суде был назначен его бракоразводный процесс, и в случае неявки он заплатил бы солидный штраф.

- Значит, на ваш взгляд, не правы те, кто говорит, что русские НХЛовцы забыли, откуда они родом?

- В основном с такими заявлениями я не согласен. Мне кажется, что подобное отношение к игрокам, выступающим за океаном, стало результатом непрофессиональной работы ряда прежних тренеров сборной. Еще в 96-м НХЛовцев как бы отделили от остальных в особую касту. На чемпионате мира в Вене, где их было как никогда много, тренер Владимир Васильев сделал для них свой распорядок дня, хотя в нормальной команде все игроки должны подчиняться одним и тем же требованиям. Для этих "избранных" не существовало отбоя, на ужин они могли не приходить, а главное - имели право вообще не находиться с командой. В результате случались серьезные нарушения режима.

- На Кубке мира-96 подобное тоже было сплошь и рядом.

- Там возникло еще больше проблем. Безволие Михайлова позволило ряду игроков, по сути, руководить командой. Ее состав был суперзвездным, но обстановка в ней не позволила добиться результата. Например, игроки по собственному желанию не выходили на раскатку в день игры, постоянно выражали недовольство по поводу каких-то мелочей - не та, мол, экипировка, не те рубашки или костюмы, некоторые в открытую заявляли, что будут забивать не сейчас, а в ноябре, во время сезона НХЛ - и никакой реакции со стороны руководства... Единственным, кто проявил характер и волю, был генеральный менеджер сборной Борис Майоров, отказавшийся работать в таких условиях. Ряд хоккеистов поставили себя выше команды, однако у кого-то могло сложиться впечатление, что таковы все НХЛовцы. Кстати, после этих турниров тренеры, которые сами создали в команде нездоровую обстановку, обвинили во всем игроков НХЛ. Конечно, все это не могло не сказаться на вере в руководство сборной той части легионеров, которые приехали играть и побеждать, и были готовы подчиняться профессиональным законам хоккея.

- Трудно было переломить такую психологию хоккеистов накануне Олимпиады?

- Конечно. Наученные горьким опытом, мы пришли к выводу что в команде должны быть только те, кто действительно хочет защищать честь России и добиваться успеха, кто готов выполнять все установки тренеров. Что самое интересное, игроки, приехавшие на Олимпиаду, считали точно так же. Ими было сразу заявлено, что единственным человеком, определяющим тактику и стратегию команды, является Юрзинов, и все обязаны ему беспрекословно подчиняться. В результате была создана настоящая команда, хотя кое-кого из тех, кто мог бы ее еще усилить, мы потеряли. А вот в 96-м, не будь тех проблем, о которых шла речь, мы играли бы в сильнейшем составе.

- Как, по-вашему, стоит ли в дальнейшем иметь дело с теми, кто отказался от участия в Олимпиаде?

- Мы должны делать все для максимального усиления сборной. Невзирая на личные симпатии и антипатии. Тем более, знаю, многие из тех, кто отказывался играть за сборную, сейчас изменили свою позицию. В тот момент они не стали выступать или по сугубо личным причинам, как, скажем, Зубов, или из-за того, что случилось в 96-м, как Хабибулин. Нельзя вечно таить друг на друга обиды. Другое дело, что первый шаг навстречу должны сделать "отказники". Их агенты знают номера наших телефонов, и мы готовы в любой момент с ними поговорить.

ПОЧЕМУ ОРДЕНА ЗА НАГАНО ДАЛИ ТОЛЬКО ЮРЗИНОВУ И БУРЕ?!

- Неудача на последнем чемпионате мира подняла новую волну критики в адрес НХЛовцев...

- А как мы можем требовать патриотизма от игроков, если сами - не патриоты? Смотрите: я прилетел из Америки в Москву 28 апреля - за день до отъезда сборной на контрольную игру в Швецию, и встретился с только что прибывшими после финала плей-офф 7 основными игроками из "Динамо" и "Магнитки". То есть команда собралась за два дня до отъезда. Даже раньше, когда у нас была могучая сборная, три недели чистой подготовки к чемпионату мира считались святой обязанностью. Теперь же два года подряд повторяется свистопляска с календарем, из-за чего сборная приезжает на мировое первенство абсолютно неподготовленной. Вот в чем причина неудач, а не в заокеанских легионерах! Говорят, что они не патриоты. Но посмотрите, кто приехал в Швейцарию на прошлый чемпионат мира спустя три месяца после Нагано: Ковалев, Виктор Козлов, Березин, Марков, Назаров, которых не взяли на Олимпиаду и которые, по логике, должны были бы обидеться. Но они поверили Юрзинову и приехали. И что увидели? Неподготовленную команду, игравшую с листа. В сборные Чехии, Финляндии, Швеции игроки из НХЛ приезжают не для того, чтобы ее вытаскивать. Они приезжают усиливать команду. Ну не может хоккеист после тяжелого сезона в НХЛ и долгого перелета вытащить всю сборную.

Помимо чисто хоккейных аспектов есть и моральные. Например, за серебро Нагано ордена дали Юрзинову и Буре. Спору нет - эти люди внесли выдающийся вклад в успех. Но почему все, чего дождались остальные, это благодарность президента России? Когда французы выиграли чемпионат мира по футболу, звание Герой Франции получили все 22 игрока сборной, включая и тех, кто ни разу не вышел на поле. А в России существуют какие-то разнарядки, которые вполне могут обидеть людей, очень много сделавших для команды.

- Разнарядки?!

- Да, нам так и сказали: есть разнарядка. А в списке на премии не было ни тренеров, в том числе и Юрзинова, ни президента ФХР, ни менеджера, ни обслуживающего персонала команды. Они все что - дурака валяли на Играх? Спасибо хоть нашим лыжницам, которые добились того, чтобы с полагавшихся за серебро 20 тысяч долларов призовых не брали налоги. Дело даже не в сумме, а в том, чтобы люди отвечали за свои слова. Сказали - 20 тысяч, значит, должно быть 20.

- Слышал, что многие из игроков так до сих пор свои премиальные и не получили.

- Да, и получат ли, неизвестно. После августовского кризиса выделенные для награждения деньги, оставшиеся в банках, сгорели. Как объяснить человеку, что государство, пообещавшее ему 20 тысяч долларов, не может их ему дать, потому что эти деньги сгорели? Государство не имеет права не выполнять свои обязательства. Не может быть любви к родине, если родина тебя обманывает. И совсем иные чувства испытываешь к своему заокеанскому клубу, который всячески заботится о тебе и все делает для того, чтобы ты только играл, давал результат и больше ни о чем не думал.

УРОВЕНЬ НАШЕГО ХОККЕЯ ОЦЕНИВАЮТ ПО ПЕРВОЙ СБОРНОЙ

- Кто конкретно не получил премиальные за Нагано?

- К сожалению, я точно не знаю фамилии всех, кто не успел, хотя, по идее, как менеджер сборной, должен был этим заниматься.

- А почему не знаете?

- Мне сказали, что это не входит в мою компетенцию. Я пытался доказать, что это не так, но тщетно. Кстати, я считаю, что должна быть должность не менеджера по Северной Америке, а генерального менеджера сборной. Потому что он должен в равной степени знать ситуацию и в Москве, и за океаном. А то, получается, ты знаешь наших "американцев" и "канадцев", но не знаешь игроков из России, или наоборот. И генеральный менеджер должен работать не только с национальной командой, но и с молодежной, и с юношескими.

- Это похоже на роль в украинском футболе Валерия Лобановского, который является главным тренером и куратором всех сборных страны.

- Да, примерно то же самое я и имею в виду. Должна быть система: дети, юноши, молодежь, взрослые. Надо, чтобы игроки для сборной готовились целенаправленно, отвечали единым требованиям. Вместе с тренерским советом надо определиться со стратегией и стилем игры. Не может быть такого, что нередко происходит сейчас: в юношеской сборной - тренер с одним видением хоккея, в молодежной - с другим, а в главной - с третьим. Именно четкая система подготовки на всех уровнях существует и дает свои плоды в Швеции, Финляндии, Чехии. Да и в Северной Америке, где людям, приходящим в первую сборную или команду НХЛ, не надо объяснять азы, а все тренеры работают по одному общему плану.

- К тому же в России календарь внутреннего чемпионата верстается словно назло национальной сборной.

- Поэтому решение ФХР взять в свои руки проведение чемпионата России вполне логично. РХЛ отвечала только за первенство страны, а федерация - за результаты сборных. И она не имела возможности сделать так, чтобы календарь учитывал интересы этих самых сборных. Однако и сейчас, пока шли споры ФХР с РХЛ, клубы составили расписание предсезонных турниров таким образом, что сборная опять осталась внакладе - ей пришлось отказаться от двух товарищеских игр со Словакией в Братиславе, которые должны были состояться перед поездкой в Прагу на первый крупный турнир сезона. Опять придется играть с листа. В год, когда чемпионат мира пройдет в России! Как верно заметил один из тренеров, "сборная всем мешает". Хотя уровень нашего хоккея оценивают именно по первой сборной. Не по клубам, блещущим в Евролиге, а именно по сборной.

- Устраивает ли вас то, что вы работаете на общественных началах?

- Покривил бы дутой, если бы сказал "да". С другой стороны, слова "сборная России" - не пустые для меня. Я так воспитан. И я горжусь тем, что работаю в ней. Кстати, не только я не получаю зарплату - в таком же положении и помощники главного тренера, и даже президент ФХР. Все это, конечно, ненормально.

- А в олимпийском сезоне вы получали зарплату?

- Да, у меня был контракт, который я подписал еще с Валентином Сычом, и все его пункты были четко выполнены нынешним президентом ФХР Стеблиным.

- На что же, если не секрет, жили весь прошлый сезон?

- У меня имеются свои источники заработка, но не в этом дело. Есть элементарные затраты, на которые приходится идти человеку в моей роли. Скажем, пригласить поужинать игрока, чтобы обсудить перспективы его игры в сборной. Летать по Северной Америке, чтобы оперативно решать вопросы, а не ждать, когда нужный мне хоккеист окажется в Нью-Йорке. Но, повторяю, дело не в деньгах, а в принципе. Так в любом бизнесе: если ты хочешь заработать, то должен, соответственно, что-то и вложить. Что и было сделано во время подготовки и проведения Олимпиады. Она продемонстрировала, что и патриотизм, и игровой, и организационный потенциал у нашего хоккея есть. И хотелось бы, чтобы в год чемпионата мира в России мы этот потенциал полностью реализовали.

Игорь РАБИНЕР

Нью-Джерси - Москва