Газета Спорт-Экспресс № 150 (2049) от 6 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

6 июля 1999

6 июля 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

АНАНД ОТОМСТИЛ "ФРИТЦУ" ЗА ПОЛГАР И КОМПАНИЮ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Франкфурта

В последние два дня шахматного фестиваля во Франкфурте состоялся матч по быстрым шахматам между вторым гроссмейстером мира Виши Анандом и компьютерной программой "Фритц" на процессоре фирмы "Сименс" "Праймерджи-870". В прошлом году Ананд уже встречался с "Фритцем" и уступил со счетом 2,5:3,5. В этом году "Фритц", как уже сообщал "СЭ", выиграл турнир по быстрым шахматам в группе "Мастерс", опередив гроссмейстеров из первой мировой десятки Александра Морозевича, Петера Леко, Веселина Топалова, Петра Свидлера, Майкла Адамса, а также лучшую шахматистку среди женщин Юдит Полгар.

Ананд отомстил за своих коллег, одолев "Фритца" 2,5:1,5. Претендент на мировое первенство среди людей был близок к поражению от бронзового призера чемпионата мира-99 среди шахматных программ для персональных компьютеров в первой партии, но это был единственный критический момент в матче для представителя человеческой расы. В дальнейшем Виши легко удерживал равновесие в борьбе с искусственным интеллектом, а в третьей партии, тонко используя ограниченность машины в вопросах шахматной стратегии и ее жадность до материальных завоеваний, добился победы, что принесло ему общий успех в матче.

Когда все было позади, я поинтересовался мнением Ананда о соперничестве человека с компьютерами. Следует ли шахматистам, на его взгляд, идти на поводу у производящих "персоналки" компаний, которые явно используют людей для рекламы своей продукции.

Ананд считает, что, пока шахматисты будут продавать себя компьютерным фирмам и пока живые гроссмейстеры смогут вызывать интерес у компаний, такие матчи будут проводиться. Но людям пора, наконец, проявить благоразумие. Все уже поняли, что игра человека с компьютером идет не на равных. Машина пользуется своей ничем не ограниченной памятью и, имея в своей "мегабазе" миллионы партий, может в любую секунду (вернее, в сотые, а может, и в тысячные доли секунды) посмотреть ту или иную позицию. Человек же не обладает такими способностями, однако ему запрещено во время игры куда-либо заглядывать, чтобы получить консультацию по тому или иному варианту. Поэтому надо ограничить память компьютера, доведя ее до масштабов человеческих возможностей, убежден Ананд. Только в этом случае борьба будет честной.

- В то же время не следует бояться компьютеров и рассматривать их как некую враждебную силу, - продолжает Ананд. - Компьютеры помогают человеку понять глубину шахмат и раскрывают перед ним новые горизонты. Но ни в коем случае нельзя включать компьютеры в соревнования людей, как это было сделано в группе "Мастерс". Игра с машиной и игра людей между собой - абсолютно разные вещи, и их недопустимо смешивать. Иначе человек может сойти с ума, - заключил победитель "Фритца".