Газета Спорт-Экспресс № 136 (2035) от 19 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

19 июня 1999

19 июня 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

Виктор АНТИХОВИЧ

СПИСОК НОВИЧКОВ ДЕРЖУ В СТРОЖАЙШЕЙ ТАЙНЕ

Свой первый матч в качестве главного тренера сочинской "Жемчужины" Виктор Антихович провел в Ярославле. В городе, где по странному стечению обстоятельств с этим тренером регулярно что-то происходит В прошлом сезоне его "Носта" продемонстрировала неплохой футбол, но уступила "Шиннику" в матче 1/8 финала Кубка России. Для Антиховича та игра стала последней в качестве главного тренера команды из Новотроицка.

На финише сезона-96 ярославцы, обыграв нижнекамский "Нефтехимик", вышли в высшую лигу. Антихович тогда как раз возглавлял команду из Татарии, которая сопротивлялась в том матче отчаянно.

Годом раньше, в 95-м, когда под трибунами ярославского стадиона разыгрались прямо-таки шекспировские страсти, главным героем опять стал Виктор антихович. Его, тренера тольяттинской "Лады", уступившей одному из своих конкурентов при скандальном судействе, за несдержанность наказали трехматчевой дисквалификацией и подвергли штрафу.

А в 92-м самарские "Крылья", которыми руководил наш герой, отыгрались, уступая после первого тайма со счетом 0:2. Причем второй мяч полузащитник Цыганков провел на 89-й минуте.

Словом, Ярославль для 54-летнего тренера город особый. И ничья в матче с "Шинником", по признанию самого Антиховича, - добрый знак.

СТРЕМЛЮСЬ ВЕРНУТЬ ИГРОКАМ ВЕРУ В САМИХ СЕБЯ

- В Ярославле ребята сыграли старательно, с большой отдачей, - говорит Антихович. - Это был очень важный момент в жизни команды, которая еще недавно проигрывала только с крупным счетом. И нам, и сопернику дальше терять очки непозволительно. И кого, если не "Жемчужину", обыгрывать "Шиннику"? Подтекст матча был предельно ясен, и я рад, что команда сумела проявить свои лучшие качества и добиться нужного результата.

- То есть вы довольны ничьей?

- Конечно. Я делал анализ выступлений сочинцев в последнее время. Так вот, "Жемчужина" на финише сезона-98 в десяти играх набрала одно очко. В девяти матчах нынешнего сезона в ее активе только три очка. Получается, что из 57 возможных команда сумела добыть только 4 очка!

- Что вы намерены предпринять, дабы вернуть людям веру в свои силы?

- Для начала прекратить все склоки, которые были. Разговоры о том, что кто-то сыграл плохо, а кто-то - хорошо, при мне закончились. В комнате, где идет разбор игры, я могу сказать что-то обидное, во время матча - накричать; игроки в этой самой комнате, где, кроме нас, никого больше нет, могут говорить друг другу все что угодно. Но на людях мы всегда должны быть единым целым. Впрочем, это азбучная истина. В "Спартаке" или "Алании" вы не встретите футболиста, который своих партнеров или тренера критикует или, того хуже, - поносит. Вот поэтому эти две команды и становились чемпионами России.

ГЛАВНОЕ - НЕ ОШИБИТЬСЯ, ПРИГЛАШАЯ НОВИЧКОВ

- Считается, что в Сочи тренеру работать очень сложно. Анатолий Байдачный справедливо сетовал на отсутствие на базе кондиционеров, а в самом городе, как он утверждал, почти нет полей, где можно тренироваться команде мастеров.

- Первое, что я сделал, придя на базу, распорядился купить кондиционеры. Причем особого ума не нужно - в городе множество неработающих пансионатов. В них есть кондиционеры, которые требовалось демонтировать и заново установить. Если их не хватит - купить современные. Это жизненно важный вопрос. Дело с мертвой точки сдвинулось. Футболист должен отдыхать по-человечески, а не окна открывать и потом газеткой обмахиваться.

- А поля?

- Известно, что клуб на своем стадионе как бы гость - арена не принадлежит городским властям, а является федеральной собственностью. Это создает определенные трудности. Но они решаемы. На стадионе просто нужно найти заинтересованных людей. Сейчас этот вопрос решен. Что касается полей - они на побережье есть. И людей, которые владеют ими, я знаю еще со времен союзного чемпионата, когда в Сочи проводили сборы все клубы. Отношения с директорами небольших стадиончиков у меня всегда были хорошими. Я поговорил с ними, попытался объяснить, что если их родная команда вылетит в первую лигу, то через два года на месте поля будет асфальт и автостоянка. Все же просто - мы делаем одно дело. Так что работать есть где.

- А с кем - тоже есть? Ваш предшественник запальчиво утверждал, что многим футболистам "Жемчужины" место во втором дивизионе.

- Не надо меня провоцировать. Да, моя команда занимает последнее место. Но другой команды у меня не будет, и с ней я согласился работать. Если я даже захотел бы всех игроков выгнать, то этого бы не получилось. В заявке "Жемчужины" осталось только пять вакансий. И сейчас актуален вопрос - кого пригласить на эти места. Что касается играющих сейчас футболистов - все они в команде, включая Гогричиани, отчисленного Байдачным. Повторюсь: к игрокам надо относиться по-человечески, и тогда они способны сыграть даже лучше, чем могут. Поверьте, у меня есть богатый опыт.

- Фамилии возможных новичков назовете?

- Ни в коем случае. Я опасаюсь, что как только они всплывут в прессе, мы людей потеряем. Пример - Деменко, на которого я рассчитывал. Сегодня он игрок донецкого "Шахтера". Так что свой список, который, безусловно, существует, держу в строжайшем секрете. Не разглашаю его даже в разговорах с ближайшими помощниками. Приглашая футболиста, я лишен права на ошибку. И для судьбы команды, и для меня лично очень важно, чтобы, выбирая, я не промахнулся. Возможно, на игре с "Ротором" уже появятся первые новички. А уж в матче с "Ростсельмашем" сочинские болельщики их обязательно увидят.

НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ СЛОВА ВОСПРИНЯЛИ КАК ПОИСК ОПРАВДАНИЙ

- В вашей тренерской карьере были ситуации более сложные, чем нынешняя?

- Нижнекамский "Нефтехимик" я принял, когда он занимал второе с хвоста место в турнирной таблице первой лиги. И вылетали не две команды, а пять. В итоге мы попали даже в десятку лучших. Сейчас, конечно, гораздо сложнее - высший дивизион есть высший дивизион. Но я не хочу вдаваться в детали. Хотя бы потому, что мои слова воспримут как попытку искать оправдание возможным неудачам. Раз я взялся за это дело - буду его доводить до конца, а не жаловаться. Все у нас получится.

- Вы успели обзавестись новыми помощниками? Ведь прежних, как сообщал президент клуба, отправили в отставку.

- Новых помощников у меня нет. Есть только врач Юрий Кутузов, с которым я работаю уже много лет и доверяю, как самому себе. Здесь, в Сочи, все кадровые вопросы решает правление клуба, которое вскоре соберется.

- Где вы живете?

- Поначалу жил на базе. Сейчас в гостинице "Жемчужина" - ко мне приехала семья. Вскоре нам подыщут квартиру. Жена и дочь оставили Москву и поехали за мной в Сочи. Это очень хорошо, потому что без них мне было бы сложнее. Прошлый год я провел в Новотроицке один, и в итоге на новое соглашение с "Ностой", о которой у меня остались самые приятные воспоминания, не решился. Здесь семья будет со мной. Надеюсь, что не один год. Если все получится, я, безусловно, останусь в городе, где можно создать хорошую команду.

- Вы очень давно не работали в элите - шесть лет.

- Пять, если быть точным. После отставки с поста главного тренера самарских "Крыльев" был еще год в Камышине, где я помогал Сергею Павлову. И потом, тот факт, что я вернул "Ладу" в высшую лигу - о чем-то говорит, не так ли? В Англии, например, Кевин Киган, работая с командой второй лиги, возглавил сборную. И никто этому не удивлялся.

- То есть вы считаете, что на квалификации годы отсутствия в элитном дивизионе не сказываются?

- Не думаю. В принципе профессиональному тренеру должно быть все равно, где работать, - он этим зарабатывает деньги. И дивизион, и город, и уровень притязаний команды на его квалификацию влиять не должны.

В СОЧИ МЕНЯ РЕКОМЕНДОВАЛ КОЛОСКОВ

- Вокруг назначения на пост главного тренера сочинской "Жемчужины" шла настоящая борьба. Претендентов хватало, но в итоге выбрали вас. Расскажите, как это произошло?

- Откровенно говоря, я и сам не знаю до конца подробности своего назначения. Мне несколько раз звонил президент сочинского клуба Николай Кашников, интересовавшийся, готов ли я поработать с "Жемчужиной". Одновременно шли переговоры с Пахомовым. Потом, после матча с "Аланией", у руководства сочинцев был разговор с Вячеславом Колосковым. Президент РФС вроде бы порекомендовал меня.

- Почему?

- Насколько мне известно, он охарактеризовал меня как человека, умеющего работать в экстремальной ситуации. Действительно, вся моя тренерская карьера - это решение экстремальных задач. Я или призывался, чтобы сохранить команде место в дивизионе, или стремился вывести команду наверх. Приятно, безусловно, что сумел заработать такую репутацию, но теперь придется ее подтверждать.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ