Газета Спорт-Экспресс № 126 (2025) от 7 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2000 |
МАЛЫШ, КОТОРЫЙ ОБЫГРАЛ ВЕЛИКУЮ ФРАНЦИЮ
ЛЕМЕРР НЕ ЗНАЛ, ЧТО У СБОРНОЙ РОССИИ ЕСТЬ ФОРВАРД ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССА
Перед матчем все специалисты сходились во мнении, что если кто-то и способен прорвать оборону чемпионов мира, то это - Александр Панов. В последнее время нападающий "Зенита" добился такого прогресса в игре, что его место в стартовом составе сборной не ставилось под сомнение. Обсуждалась другая тема: кто составит ему компанию в атаке - Юран, Бесчастных, а может, Ширко? Однако Романцев решил оставить Панова без напарника, опробовав этот вариант во время двусторонней игры на стадионе "Алмаз". Более того, в заявку на матч Романцев помимо Панова включил еще лишь одного форварда - Бесчастных.
При Бышовце сборная России забивала только со стандартных положений. Причем голы записывали на свой счет кто угодно, но только не форварды. Украинские ворота поражали защитники Варламов и Онопко, французские - Мостовой и еще один игрок обороны - Яновский. При этом в обеих встречах наша команда играла с одним нападающим. В Киеве на острие был Колыванов (Кирьяков на поле так и не вышел), а с французами сражался Бесчастных. Ни тот, ни другой были не в состоянии стать тем наконечником копья, который бы наводил ужас на соперника. Теперь такой наконечник у сборной России есть.
О Панове заговорили после финала Кубка России, когда он в одиночку переломил ход неудачно складывавшегося для его команды матча. Однако тогда нашлись и скептики, объяснявшие триумф Панова исключительно дырявой обороной "Динамо". Мол, Десайи и Блан - это не Островский с Точилиным. И начало матча на "Стад де Франс", казалось, подтверждало правоту тех, кто не слишком верил в Панова. Наш единственный нападающий сидел на голодном пайке, и ему оставалось только нападать на Бартеза и защитников в надежде, что кто-то из них ошибется. С выходом Хохлова полузащитники наконец-то стали снабжать мячами Панова, которому предстояло пройти барьер в виде Десайи. Начало их дуэли осталось за французом: два первых единоборства Панов проиграл. В третий раз россиянин добился уже небольшого прогресса: в борьбе с лучшим игроком сборной Франции на ЧМ-98 и Бланом заработал угловой. А вскоре наш нападающий опасно пробил по воротам, но попал в подставленную ногу Десайи. В первые полчаса Панов старался пробиться к воротам Бартеза с левого фланга, а затем решил перейти на противоположный. И там ему улыбнулась удача. Рикошет от руки Кандела, случившийся на 38-й минуте, дезориентировал и Бартеза, и Десайи, и, скорее всего, Панова. Но спринтерская скорость позволила ему успеть к мячу и переправить его в сетку.
Гол развязал Панову руки. Хозяева бросились отыгрываться, вперед пошли крайние защитники Тюрам и Кандела, которых, естественно, никто не страховал. Получив относительную свободу, Панов заиграл на полную мощь. Уже в следующей атаке он был близок к тому, чтобы убежать один на один с Бартезом, но далеко отпустил от себя мяч. Вскоре питерец дважды получал мяч, находясь примерно на одной линии с последним защитником, но боковой судья оба раза фиксировал весьма спорный офсайд.
После перерыва Панов на некоторое время ушел в тень. Виной тому были чемпионы мира, резко взвинтившие темп. После двух пропущенных голов Романцев бросил на подмогу Панову свежего Бесчастных. Однако настоящим тандемом их назвать было нельзя. Оба форварда предпочитали действовать индивидуально, без оглядки на партнера. Ничего удивительного в этом нет. Игра в подыгрыше - не самая сильная сторона Панова. Зато Панов, несущийся с мячом на ворота соперника, - это завораживающее зрелище. Не случайно питерца уже успели окрестить российским Оуэном.
Одним из признаков классного нападающего является умение сделать гол самому - из ничего. Второй гол Панова лишнее доказательство, что в России появился суперфорвард. Рискну, правда, предположить, что уже в следующем матче Панову придется намного сложнее. До игры с чемпионами мира футбольная Европа о Панове ничего не знала. В какой-то степени питерец стал "тайным оружием" Романцева в схватке с французами. Надо было видеть выражение недоумения на лице главного тренера "трехцветных" Роже Лемерра, когда Панов сравнял счет великолепным ударом в ближний верхний угол. Мне кажется, Лемерр просто не ожидал, что в колоде сборной России есть такой сильный козырь. Можно не сомневаться: наш следующий соперник - сборная Исландии - отнесется к опеке Панова с повышенным вниманием. И он должен быть к этому готов.
Юрий БУТНЕВ
ПАНОВ МЕЧТАЕТ, ЧТОБЫ ДОРОГИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛИ ПОХОЖИ НА МОСКОВСКИЕ
Незадолго до отъезда сборной России в Париж мы пили чай с пресс-атташе команды Александром Львовым в столовой базы в Тарасовке. Вскоре к нам присоединился Александр Панов, зашедший полакомиться фруктами. Мы поинтересовались у автора двух голов финального матча Кубка России: ждать ли от него таких же подвигов и в Париже? Однако Панов перевел разговор на другую тему: "Были ли вы в Лужниках на финале Кубка?" - спросил он. Я ответил, что не только был на стадионе, но даже вырос в глазах своего десятилетнего сына, которого взял с собой, предсказав, что Панов обязательно забьет. Львов же заметил, что после такой блестящей победы "Зенита" рейтинг губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, специально приехавшего в Москву на матч поддержать своих земляков, должен сильно повыситься. "Лично я на предстоящих выборах губернатора буду голосовать за президента нашего клуба Виталия Мутко, который, как я знаю, собирается баллотироваться на этот пост, - ответил будущий герой матча в Париже. - Может, Мутко сможет улучшить дороги в Санкт-Петербурге. Честно говоря, завидую моим московским коллегам, которым не приходится, как нам, ездить по ямам". Впрочем, плохие дороги северной столицы не помешали Панову и его товарищам по команде отпраздновать победу в финале, совершив поездку по Санкт-Петербургу на открытых лимузинах с заветным кубком в руках. "Да, я был потрясен приемом, устроенным в нашу честь", - заметил Панов, которому теперь, похоже, после возвращения домой предстоит совершить новый круг почета.
Борис ТОСУНЯН