Газета Спорт-Экспресс № 121 (2020) от 1 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 8

2 июня 1999

2 июня 1999 | Санный спорт

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Елена ВИТРИЧЕНКО: ДВЕ "ДЕСЯТКИ" В ОДИН ДЕНЬ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Будапешта

В заключительный день чемпионата Европы сборная России завоевала 3 золотые награды из 7 разыгрываемых. Главную же сенсацию вновь преподнесла Греция. В Будапеште команда этой страны стала 3-кратным чемпионом континента.

В личном же турнире блистала абсолютная чемпионка мира 1997 года Елена Витриченко. Несмотря на 6-е место украинки в многоборье, ее результаты в отдельных видах были, на мой взгляд, абсолютно закономерны. В розыгрыше абсолютного первенства Елена выступала столь же хорошо. Разница заключалась лишь в том, что в воскресенье судейские игры закончились: места за пультами заняли арбитры из тех стран, чьих гимнасток в финалах не было. И в итоге Витриченко стала единственной гимнасткой, комбинации которой трижды оценивались по максимуму - "десяткой".

Одна из этих оценок была выставлена украинке в заключительном виде многоборья - упражнении с мячом. Правда, эта "десятка" уже ничего не решала - слишком далеко от лидеров оказалась Витриченко после трех выступлений. От прочих спортсменок она выгодно отличалась зрелым исполнением композиций. Такое приходит с возрастом. Вот только в художественно-гимнастическом мире возраст - скорее недостаток. 22-летняя украинка осталась последней представительницей предыдущего поколения: в последние два года спорт оставили олимпийская чемпионка Екатерина Серебрянская, чемпионки мира Яна Батыршина и Амина Зарипова.

Двукратная абсолютная чемпионка Европы Алина Кабаева соперничать с Витриченко в воскресенье не смогла, хотя выиграла золото в упражнении с обручем - виде, в котором Витриченко благодаря судьям даже не вошла в восьмерку финалистов. Видимо, Алина очень устала и перенервничала, добывая главную медаль чемпионата. Российские тренеры очень рассчитывали на Юлию Барсукову - гимнастку с чисто балетной пластикой и линиями. До начала чемпионата Барсукова считалась запасной - на отборочном чемпионате России заняла лишь 3-е место, пропустив вперед Ирину Чащину из Омска. Однако чуть позже Барсукова прекрасно выступила в Париже на Кубке мира, показав второй после Кабаевой результат, хотя соревновалась в слабейшей группе, и была по настоянию главного тренера российской сборной Ирины Винер включена в основной состав.

В последние два года Винер приложила массу усилий, чтобы видоизменить традиционную русскую школу. По словам тренера, российским гимнасткам, которых всегда отличали прыгучесть и гибкость, очень не хватает болгарского умения обращаться с предметами. Поэтому к работе с нашей сборной была привлечена болгарка Людмила Димитрова, которая, например, ставила Кабаевой композицию со скакалкой. Комбинации Барсуковой выделялись необычным для художественной гимнастики подбором музыки: "Жизель", "Лебединое озеро", "Умирающий лебедь" Сен-Санса. Нынешнее разнообразие российской гимнастики Винер считает тем козырем, который должен начисто перекрыть достижения украинской школы. Мол, знаменитая школа Дерюгиных в Киеве, которую сейчас возглавляет двукратная абсолютная чемпионка мира Ирина Дерюгина, хоть и воспитала немало ярких гимнасток, но все они, так или иначе, копируют стиль своего тренера.

Двух лет, тем не менее, оказалось маловато, чтобы симбиоз российского и болгарского направлений стал безукоризненным. Слишком тяжело сочетать чудовищно возросшую сложность упражнений в целом с ювелирной техникой мелких движений. Очень сильное впечатление произвела на меня композиция с мячом Кабаевой, но добиться того, чтобы предмет просто лежал на руке, Алине удавалось не всегда: она придерживала его пальцами, что с болгарской точки зрения всегда считалось если не ошибкой, то большим минусом.

Впрочем, такие мелочи вполне поправимы. Тем более что до чемпионата мира осталось больше 3 месяцев.

Не исключено, кстати, что за это время очень грозным командным соперником для чемпионок Европы гречанок и, разумеется, для российских гимнасток станет сборная Украины. В Будапеште она выступила не лучшим образом. Однако по сложности композиций украинки намного превосходят остальные команды. Дерюгина самостоятельно делала все постановки и заранее ориентировалась на предвзятое судейство. То есть старалась добиться того, чтобы ее спортсменки были на голову выше соперниц. По набору элементов, исполняемых в безумно быстром темпе, это вполне получилось. По исполнению - пока нет. Но это опять же дело времени.

Чемпионат Европы по художественной гимнастике. Будапешт. 30 мая. Отдельные виды многоборья. Скакалка. 1. Юлия Барсукова (Россия) - 9,925. 2. Елена Витриченко (Украина) - 9,916. 3. Алина Кабаева (Россия) - 9,908. 4. Эва Серрано (Франция) - 9,899.5. Тамара Ерофеева (Украина) - 9,858. 6. Евгения Павлина (Белоруссия) - 9,849. 7. Виктория Данова (Болгария) - 9,833. 8. Юлия Раскина (Белоруссия) - 9,791. Обруч. 1. Кабаева - 9,941. 2. Раскина - 9,941. 3. Барсукова - 9,933... 8. Павлина - 9,633. Мяч. 1. Витриченко - 10,0. 2. Барсукова - 9,950.3. Серрано - 9,925... 5. Кабаева - 9,883... 8. Раскина - 9,683. Лента. 1. Витриченко - 10,0. 2. Кабаева - 9,983. 3. Раскина - 9,950. 4. Барсукова - 9,950.

Финалы в групповых упражнениях. Булавы. 1. Греция - 19,900. 2. Россия - 19,900. 3. Белоруссия - 19,749. 4. Украина - 19,732. 5. Германия -19,699.6. Франция - 19,633. Ленты и обручи. 1. Греция - 19,866. 2. Россия -19,800.3. Испания - 19,700.4. Франция - 19,600. 5. Белоруссия - 19,400. 6. Украина - 19,266.

Финал в групповых упражнениях среди юниоров. Ленты. 1. Россия - 18,866. 2. Болгария - 18,733. 3. Греция - 18,683.