Газета Спорт-Экспресс № 108 (2007) от 17 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МОНАКО"
ЭТО БЫЛ НАСТОЯЩИЙ ТРИЛЛЕР!
Субботняя квалификация 57-го "Гран-при Монако" получилась потрясающей по накалу страстей. Обладатель самого престижного поула "Формулы-1" определился лишь спустя час после ее окончания. Команда "Феррари" опротестовала результат первого пилота "Макларена" Мики Хаккинена, показанный финном на последней минуте квалификации, однако стюарды протест отклонили. В результате первое место на стартовом поле "гонки вокруг казино" вновь, второй год подряд, досталось финну. Его самый принципиальный соперник, премьер "Феррари" Михаэль Шумахер, в итоге остался вторым.
Все-таки Монако - не самое обычное место на свете. Атмосфера легкого сумасшествия, всегда сопутствующая здесь гонке, заставляет пилотов, даже таких холодных и расчетливых, как Шумахер и Хаккинен, совершать нечто из ряда вон выходящее. Ну скажите, где еще, на каком еще автодроме могла состояться квалификация, хотя бы отдаленно напоминающая эту по чисто кинематографическому психологизму происходящего, по глубочайшему внутреннему напряжению, по подтексту, наконец?! Даже если в нынешнем сезоне больше не произойдет ничего подобного, если окажется, что этим вулканом страстей "Большие призы" исчерпали всю отведенную им на сезон-99 интригу, все равно хочется сказать спасибо всем без исключения актерам этого выездного спектакля.
В ОЧЕРЕДИ ЗА ПОУЛОМ БЫЛО ДОВОЛЬНО ТЕСНО
На самом деле развитие событий - вплоть до финальной минуты субботней серии заездов - никоим образом не предвещало лидеру 50-го чемпионата мира Михаэлю Шумахеру очередного поражения в квалификации. Скорее наоборот - все свидетельствовало о том, что бравурные комментарии и прогнозы, которыми двукратный чемпион мира сыпал накануне, есть не что иное, как чистая правда.
Свободные тренировки в четверг Михаэль закончил впереди "Макларенов", то же самое повторил и в субботу с утра - даже несмотря на очень неприятную аварию, случившуюся с его "Феррари" в Сен-Девоте в последние 15 минут второй 45-минутной тренировки. Алый автомобиль пострадал изрядно - возникло даже опасение: а успеют ли механики "Феррари" привести шасси в порядок до начала квалификации? Вообще надо сказать, что пессимистические прогнозы насчет повышенного количества вылетов, сделанные накануне практически всеми гонщиками, оправдались в полном объеме - не было ни одного (!) гонщика, который бы в четверг или в субботу не свел знакомства накоротке с железобетонными отбойниками по сторонам трассы. Некоторые, в том числе Дэвид Култхард и Дэмон Хилл, сделали это не по одному разу. Особо отличился Марк Хене, у которого на квалификации на выходе из тоннеля - самом скоростном отрезке трассы - оторвалось заднее антикрыло. Я до сих пор не в состоянии избавиться от эффекта "де жа вю", произведенного этим вылетом испанца, - его авария произошла точно в том самом месте, где пять лет назад свой "Заубер" разбил австриец Карл Вендлингер, после чего 19 дней провел в коме. К счастью, за эти пять лет в "Больших призах" кое-что - а именно, безопасность - изменилось к лучшему: слегка напуганный испанец выбрался из развалин своей "Минарди" вполне самостоятельно.
Но это я забежала вперед. Итак, результаты утренних субботних тренировок: Михаэль Шумахер - 1.21,249, Эдди Ирвин - 1.21,521, Мика Хаккинен - 1.21,919, Рубенс Баррикелло - 1.21,974, Хайнц-Харальд Френтцен - 1.22,166, Жак Вильнев - 1.22,252, Ральф Шумахер - 1.22,372, Джанкарло Физикелла - 1.22,599, Алессандро Занарди - 1.22,654, Джонни Херберт - 1.22,971, Александр Вурц - 1.23,123, Жан Алези - 1.23,145, Дэвид Култхард - 1.23,160, Ярно Трулли - 1.23,384, Педро Паулу Диниц - 1.23,641, Оливье Панис - 1.23,751, Дэмон Хилл - 1.23,929, Тора Такаги - 1.24,143, Педро Де Ла Роса - 1.24,380, Лука Бадоер - 1.24,588, Марк Хене - 1.24,818, Мика Сало - 1.24,917. Как видите, плотность результатов впечатляющая (что в современных условиях возможно, наверное, только в Монако) - в секунде уместились, по сути, первые шестеро, в две секунды втиснулись аж 13!
ДВА НОКДАУНА ШУМАХЕРА НЕ ВЫНУДИЛИ ХАККИНЕНА ВЫБРОСИТЬ БЕЛЫЙ ФЛАГ
Судя по тому, с каким настроением выходил Михаэль на квалификацию, накануне ночью он, полностью удовлетворенный проделанной работой (пятницу он и его механики провели в Фиорано, где подвергли F399 последней решающей проверке, а заодно как следует наладили шасси под резину "Бриджстоуна", созданную специально для Монако), отлично выспался, а стальные нервы и умение контролировать собственные эмоции позволили ему не слишком близко к сердцу принимать утреннюю аварию и ее возможные последствия. Запасов самообладания Шумахеру хватило вплоть до того момента, когда Хаккинен, отобравший у немца уже фактически принадлежавшую тому поул-позишн, выбравшись из машины, чуть не прыгал от счастья: за извержением эмоций в соседнем с "Феррари" боксом "Макларена" Михаэль наблюдал, сохраняя на лице остатки улыбки...
Первым на трассе, разогревшейся под выглянувшим солнышком до 33 градусов, на 3-й минуте квалификации появился чемпион мира-97 Жак Вильнев - 1.23,763: промежуточный поул, но далеко не тот результат, с которым можно рассчитывать на поул окончательный. В те же минуты смертельный полет с оторванными крыльями, о котором я уже упомянула, предпринял Хене. Имя Вильнева горело на первой строке протокола вплоть до 17-й минуты, когда показанный канадцем результат превысил его временный напарник по БАРу Мика Сало - 1.23,507. Финну повезло меньше - он не продержался на промежуточном поуле и минуты: его оттеснили Александр Вурц на "Бенеттоне" (1.22,858) и Рубенс Баррикелло на "Стюарте" (1.22,655).
Основные события развернулись на 23-й минуте, когда первый летучий круг на узких улицах карликового княжества предпринял трехкратный победитель знаменитой гонки Михаэль Шумахер. Он остановил конвульсии электронного секундомера на отметке 1.21,139 - это было на 0,717 лучше, чем у только что завершившего свой первый круг Мики Хаккинена! На какое-то мгновение показалось даже, что немец и финн поменялись машинами, ибо преимущество в 0,7 характерно скорее "Макларену" над "Феррари", чем наоборот. Чуть позже повышенные скоростные качества алых болидов Скудерии подтвердил и второй пилот итальянской мегакоманды Эдди Ирвин: 1.21,443 - второе время. Одновременно случилось и вовсе невероятное: "Стюарт" Рубенса Баррикелло тоже оказался быстрее "Макларена" действующего чемпиона мира - 1.21,824!
Короче, по истечении получаса квалификации первые три линии поля выглядели так: Михаэль Шумахер, Эдди Ирвин, Рубенс Баррикелло, Мика Хаккинен, Джанкарло Физикелла и Дэвид Култхард.
Кстати, о шотландце, который, как вы помните, вынужден ездить в Монако с травмированной правой ногой, что изрядно осложняет процесс торможения. Для того чтобы как следует подготовиться к квалификации (победа в которой в условиях Монако суть практически победа в гонке), Дэвид прибегнул к помощи компьютерного симулятора. "Я не являюсь поклонником компьютерных игр и не верю, что часы, проведенные за дисплеем, способны улучшить навыки вождения в реальных условиях, однако на этот раз изменил привычкам - потому что виртуальный вариант Монако очень близок к настоящему", - сказал Култхард. Увы. Поездки по виртуальному княжеству позволили Дэвиду занять лишь третье место на поле - настоящего, невиртуального Шумахера ему обогнать не удалось.
Следующий взрыв активности произошел на 33-й минуте, когда Ярно Трулли на "Просте" показал 3-е время - 1.21,769. Жаль, что проблемы с техникой не позволили итальянцу продолжить в том же духе, и этот круг так и остался его лучшим. Что, впрочем, принесло команде четырехкратного чемпиона мира Алена Проста лучший квалификационный результат за последний год.
На 37-й минуте второй нокдаун конкурентам из "Макларена" нанес Шумахер - 1.20,611! Это было нечто невероятное. Один из тех кругов, которые позволяют сравнивать гонки с произведением искусства. Все, что мог противопоставить немцу финн, - 1.21,126. Назревало громкое поражение "Макларена" в квалификации...
Но - не назрело.
За 8.45 до флага отчаянную попытку превысить-таки время Шумахера предпринял Хаккинен. В эти мгновения было отчетливо заметно, что привычная расчетливая холодность финна тоже способна давать трещину - он вел свою машину на грани риска, с постоянными заносами заднего моста, сжигая резину и нервы - свои, своих фанатов, своей команды и своего соперника (Шумахера) заодно. Но - лишь 1.21,194. Похоже, что в боксах "Феррари" перевели задержанное на эти секунды дыхание.
Однако рановато. Ибо главные события развернулись за 1.31 до окончания заездов, когда друг за другом на свои последние попытки выехали Шумахер, Хаккинен и Култхард.
Все трое разогнались, все трое пошли на решающие крути, когда на повороте "Бюро дю табак" отказал двигатель на "Джордане" Дэмона Хилла. Опытный англичанин припарковал машину в безопасном месте узкой трассы, однако маршалы, перепутанные бесконечными авариями "формул" и явно уставшие в пожарном порядке подбирать разбросанные по асфальту обломки, начали размахивать желтыми флагами. А это сигнал всем, кто был на трассе, - приподнять ногу с газа и не пытаться ехать быстро. Казалось, сама судьба на стороне "Феррари" и Шумахера!
Но - нет. Желтые флаги замерли и повисли неподвижно, а это значило: можно ехать быстро, но предельно внимательно. Чем и воспользовался Хаккинен. Первый сектор он прошел на 0,135 быстрее немца, второй - на 0,167 и на третьем, там, где желтели судейские полотнища, стараясь не снижать скорости, на всякий случай поднял руку, сигнализируя маршалам о том, что флаги видит, но все равно будет пытаться превзойти конкурента.
И превзошел! 1.20,547! 14-й поул в карьере Хаккинена.
Протест, немедленно поданный "Феррари", разбирали час. Но не удовлетворили: правил финн не нарушал. Утвердили и третье время Култхарда, показанное на том же финальном круге.
- На самом деле мне достаточно трудно выразить словами то, что я сейчас чувствую, - сказал Хаккинен. - Могу лишь сказать: я мог проехать еще быстрее - возможно, лишь на десятую, но - быстрее. Если бы не пришлось махать руками стюардам. Впрочем, поул в Монако - это в любом случае здорово. И уж намного лучше, чем второе, третье или четвертое место на поле.
Шумахер же обвинил в своем поражении Паниса и Диница, которые помешали ему во время его третьей попытки: - Уверен, что мой третий быстрый круг был бы абсолютно быстрейшим, но я не смог его даже закончить, потому что Панис перекрыл мне дорогу, хотя в том не было для него никакой необходимости.
Что ж, будем считать, что в квалификации Хаккинен Шумахеру ничего не доказал. Было очевидно, что главные аргументы конкуренты приберегли для воскресной гонки.
Ольга ЛИНДЕ