Газета Спорт-Экспресс № 91 (1990) от 23 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

23 апреля 1999

23 апреля 1999 | Борьба

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

Андрей ШУМИЛИН

У МЕНЯ БЫЛО ТРИ СХВАТКИ, О КОТОРЫХ ВСПОМИНАЮ С ДОСАДОЙ

Новоиспеченный чемпион Европы по вольной борьбе в категории до 130 кг Андрей Шумилин уехал из Минска домой, в Калининград, на автобусе вместе с родными, друзьями и поклонниками, без раздумий согласившись на их уговоры. А за полчаса до отъезда 29-летний капитан российской сборной после драматичной финальной схватки с турком Айдыном Полатчи, выигранной в овертайме "на зубах" с преимуществом в один балл, ожидая своей очереди в комнате допингконтроля, искренне нахваливал белорусское пиво "Лидское", предлагавшееся борцам для восстановления баланса жидкости: вкусное, дескать, не хуже "Балтики"! Подопечный Олега Сугако заботливо угостил пенным напитком и корреспондента "СЭ", отчего беседа получилась содержательнее и непринужденнее.

- Андрей, а мне казалось, что много пить, дабы нормально сдать анализы, нужно в основном атлетам меньших весов, которые перед соревнованиями сгоняют по нескольку килограммов, но уж никак не супертяжам.

- Да нет, у нас те же проблемы. В конце состязаний организм настолько обезвожен, а необходимость показать высокий результат так давит психологически, что пройти допингконтроль бывает непросто. Правда, результаты теста меня не волнуют: мы запрещенными препаратами не балуемся, даже мочегонными.

- Помнится, на Олимпиаде-96 в Атланте вы остались без медали в очень обидной ситуации: без труда разделавшись с Брюсом Баумгартнером, в схватке за выход в финал уступили всего 0:1 будущему чемпиону турку Махмуту Демиру. А потом спор за бронзу с тем же Баумгартнером арбитры, по-моему, просто беспардонно решили в пользу американца. Это было шоком?

- Действительно, после победы над двукратным олимпийским чемпионом Баумгартнером мне все прочили медаль, я и сам почти не сомневался в победе. Это, наверное, меня и сгубило: нельзя быть таким самоуверенным, тем более на Играх.

- И все-таки судьи вас тогда подвели?

- После драки кулаками не машут.

- Здесь, в Минске, новые правила могли сыграть с вами скверную шутку. На исходе основного времени вашего поединка с не самым титулованным, но известным борцом Мерабом Валиевым из Украины счет оставался 0:0. Еще 19 секунд, и обоих дисквалифицировали бы. Эта встреча, наверное, была посложнее финальной?

- В чем-то, пожалуй, да. Я боролся сразу после травмы: уже на старте повредил колено. (Врачи нашли у Андрея надрыв мениска и сильное растяжение связок. - В.П.). Нужно было заставить себя преодолеть боль именно в следующей схватке - с Валиевым. Очень благодарен своему давнему другу Мерабу, с которым мы потом обсуждали эту ситуацию, за то, что он оказался мудрее меня. Жалею только, что в овертайме не "вернул" ему балл, спасший нас от общего поражения. Я все равно выиграл бы поединок, закончившийся в итоге со счетом 2:0, и по предупреждениям на моей стороне был явный перевес. Но в тот момент Мераб поступил по-джентльменски.

- В финале вы сразу ошеломили Айдына Полатчи своей активностью, пожалуй, даже агрессивностью: на 3-й минуте у вас уже было преимущество в 3 балла. Как же позволили ему выправить положение?

- Мы с Полатчи встречались прежде и знаем, что противоборство наше обычно вязкое, малорезультативное. Ставилась задача подавить его сопротивление повышенной активностью, причем в основное время. Поэтому мой напор был очевиден, и технические действия сразу принесли очки. Если бы не пристрастие турецких спортсменов к очень развитой у них "масляной борьбе" и мой соперник не оказался бы намазанным, наверняка прошел бы один из моих самых излюбленных приемов. Ноя, наоборот, отдал 2 балла. А потом продолжал атаковать, старался раскрывать противника, не давать ему покоя. Пусть и в овертайме, но мне это удалось.

- 29 лет - хороший возраст для супертяжа?

- Считаю, что в эти годы тяжеловес готов добиваться самых серьезных достижений: накапливается достаточная мышечная масса, а также спортивный и жизненный опыт.

- А отношение к борьбе как-то проецируется на отношение к жизни?

- Для нас борьба - это очень глубокое понятие, в основе которого лежит чувство товарищества. Мы все единомышленники, борцы во всех обстоятельствах действуют заодно.

- Ваших единомышленников, легко узнаваемых по характерным фигурам и ушам, скоро, похоже, легче будет встретить на посту у казино или шикарных магазинов либо за спиной преуспевающих боссов, нежели в зале.

- Это тех, кто не смог проявить себя иначе. Если мозгов маловато, где угодно будешь работать. Я ничего не имею против профессии охранника, но у борцов, думаю, есть и более интересные возможности для самореализации.

- Ваши внушительные габариты доставляют неудобства при выборе одежды, обуви, мебели больших размеров или сейчас с этим проблем уже нет?

- Доставляют. Если попадается нормальный костюм или какая-то подходящая мне вещь, стараюсь сразу купить, так как трудно найти туфли почти 47-го размера, костюм 66-го или сорочку 51 см по воротничку, когда стандартные заканчиваются на цифре 46.

- Калининград, где выживете, стал сейчас красивее, чем в прежние времена, когда его основательно запустили?

- Трудно описать, но я всех ваших читателей приглашаю к нам. Город преобразился, очень многое делает для этого новый мэр Юрий Алексеевич Савенко. Большие средства вкладываются в реконструкцию старых зданий, и мне кажется, скоро Калининград будет гордиться статусом самой западной точки России и восточного форпоста Западной Европы.

- Когда вас представляли на соревнованиях, кажется, было сказано что-то о вашей морской профессии?

- Да, я старший лейтенант Балтийского флота. В сентябре должен получить звание капитана.

- В море ходили?

- Нет, я сухопутный моряк. Заканчиваю учебу в Московском государственном современном гуманитарном институте, на отделении юриспруденции.

- Похоже, эта специальность очень привлекательна для борцов: у нас в Минске на юрфаке учились или учатся Сергей Демяшкевич, Командар Маджидов, Сергей Лиштван, другие известные атлеты.

- Время сейчас такое. Борьба - дело неприбыльное, а кормить семью надо.

- Большая у вас семья?

- Жена - домохозяйка, дочке полтора года, сыну - восемь с половиной.

- Супертяжеловесов можно считать особой кастой, ведь вас сравнительно немного. Неофициально вы самые сильные люди, постоянно встречаетесь на ковре и отлично знаете друг друга.

- Да, конечно, на таких все равняются. Большого человека видно издалека, ему сложно кого-то обмануть, обвести вокруг пальца.

- На место в основном составе российской сборной в вашем весе спорят, наверное, три-четыре человека, не меньше?

- Конкуренция растет с каждым годом. Кроме меня в команде есть чемпионы мира и Европы среди молодежи, призеры взрослых турниров, обладатели Кубка наций - словом, много сильных борцов. Как минимум шесть человек.

- Какими результатами помимо сегодняшнего вы вправе гордиться?

- Побеждал на Играх доброй воли, трижды - на Кубках мира с участием всех ведущих борцов. Нет на планете такого действующего супертяжа, у которого не выигрывал бы. Жаль, не все складывалось, как хотелось. В 1990 году нелепая случайность сильно рассеченная голова - лишила меня в Познани звания чемпиона Европы. Если бы не это, жизнь моя и карьера, очевидно, сложились бы по-другому.

- Пословица "что ни делается, все - к лучшему" здесь неприемлема?

- Нет, в спорте это не так. За 19 лет, что я занимаюсь борьбой, было три схватки, о которых до сих пор вспоминаю с досадой и болью.

- Какие?

- Вот об этом говорить не хотелось бы. Но они были.

Владимир ПИСАРЕВ

Минск