Газета Спорт-Экспресс № 91 (1990) от 23 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

23 апреля 1999

23 апреля 1999 | Футбол

90 МИНУТ ЗА ВОРОТАМИ КАНА

Ефим ШАИНСКИЙ

из Мюнхена

ШЕВЧЕНКО И КОМПАНИЯ НАПУГАЛИ ХИТЦФЕЛЬДА

Как только началась игра, я с некоторым удивлением обнаружил перед собой спину Томаса Линке. Обычно "Бавария" играет с двумя защитниками-персональщиками (в Киеве это были Баббель и Куффур) и либеро Маттеусом. Перед матчем Хитцфельд заявлял, что его команда не собирается отсиживаться в обороне , а будет атаковать и забивать голы. И вот на поле вместе с теми, кто оберегал ворота в Киеве, вышел еще и Линке. Я уже и не помню, когда в последний раз "Бавария" играла с четырьмя защитниками. Похоже, что Шевченко и К° порядком напугали мюнхенцев в Киеве.

Начало матча показало, что "Бавария" не случайно опасалась атак киевлян. Уже на 6-й минуте Кан чудом спас ворота после прорыва Белькевича. Как только мяч был отбит подальше от ворот между голкипером мюнхенцев и вожаком "Баварии" Маттеусом произошла ожесточенная словесная перепалка: каждый обвинял другого в неточных действиях. "То ли еще будет", - подумал я и решил повнимательнее следить за темпераментным Каном. Может, он учудит нечто подобное тому, что делал недавно в Дортмунде, где бил, кусал и дергал за уши соперников. Интересно было также посмотреть, как чувствует себя вратарь после трехдневной паузы в тренировках из-за травмы пальца правой ноги.

МОЛЧАНИЕ И КРИК ГОЛКИПЕРА ХОЗЯЕВ

Увы, Кан, вышедший с капитанской повязкой, не оправдал моих надежд и почти во всех эпизодах вел себя довольно сдержанно. А вот сотрудники радиорубки "Олимпиаштадиона" не всегда могли совладать с эмоциями. Когда Циклер бросился в прорыв по левому флангу, над стадионом вдруг разнесся зажигательный мотив.

Впрочем, Кан тоже не из железа сделан. Когда Йеремис с близкого расстояния пробил выше ворот Шовковского, вратарь мюнхенцев схватился за голову и долго ходил по штрафной площади, теребя свои белокурые вихры. Хитцфельд же при любом более или менее остром эпизоде вскакивал со скамейки, бегал вдоль кромки поля и оживленно жестикулировал. Лобановский со своего места не поднимался.

Выдержав стартовый натиск киевлян, хозяева постепенно успокоились. На 35-й минуте, когда "Бавария" перешла на половину поля соперников, Кан решил воспользоваться передышкой, чтобы попить. Он вбежал в свои ворота, схватил лежавшую в углу флягу и сделал несколько жадных глотков. Через секунду-другую голкипер уже стоял у линии своей штрафной площади и наблюдал за тем, что происходит у противоположных ворот. Как раз в это время Баслер совершал рейд по правому флангу, который закончился потрясающим ударом баварца с левой ноги. Когда мяч оказался в воротах Шовковского, Кана прорвало. Он крикнул "Боже!", воздел руки к небу, а потом опустился на колени. Мне удалось запечатлеть этот момент. Возможно, подобный кадр есть и у других фотокорреспондентов, тем более что в первом тайме их много собралось за воротами "Баварии".

А Кан сорвался до перерыва еще только раз. Нет, он не накричал на своих защитников, когда те пропустили кинжальный выход к его воротам Реброва. В этом эпизоде голкипер, который, чудом отбив мяч ногой, спас свою команду от неминуемого гола, промолчал. Но когда на последней минуте тайма игроки мюнхенской обороны прозевали опасный прорыв к их воротам Головко, Кан заорал на них, словно его ужалила змея.

ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ПЕРЕРЫВЕ

После перерыва вратарь "Баварии" появился на поле предпоследним в своей команде. Через три секунды вслед за ним выбежал Маттеус. Что обсуждали в раздевалке эти авторитетные в "Баварии" люди? Видно, что-то важное, раз Кан даже забыл прихватить с собой воду. Выручил запасной голкипер хозяев Свен Шойер, который вскоре после начала второго тайма прибежал к воротам и бросил товарищу флягу.

Почти весь второй тайм Кан мог попивать водичку совершенно спокойно: его партнеры потрудились для этого на славу. Еще в перерыве, почувствовав изменение в ходе матча, подавляющее большинство фотографов перебралось к воротам Шовковского. Я же надеялся на динамовцев до самой последней секунды и упорно оставался рядом с Каном. Но тот меня ничем особым не побаловал. Он работал спокойно, деловито и уверенно: ловил мячи, чуть ли не при каждой атаке киевлян сигнализировал судьям об офсайде (а вдруг пройдет?), в случае промаха партнеров подбадривал их, требовал идти вперед, не задерживаясь в своей штрафной площади. А когда к нему попадал мяч, не спешил с ним расставаться. Арбитр пару раз даже потребовал от мюнхенца не тянуть время. Словом, в какой-то момент второго тайма фотокорреспондентам у ворот Кана делать стало нечего. Я отложил свою камеру и начал следить за событиями не только в зоне досягаемости моего объектива, одновременно предаваясь размышлениям.

КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ?

Почему, собственно, у "Баварии" появилось преимущество во втором тайме? Да все понятно, полузащита мюнхенцев хозяйничает в середине поля. Просто здорово действует Эффенберг, который в нужный момент оказывается в нужном месте. Да еще выигрывает почти все единоборства. Под стать ему и трудолюбивые Йеремис с Тарнатом. Даже Баслер, которого порой упрекают за лень, пашет в поте лица. Создается даже впечатление, что мюнхенцы физически выглядят несколько предпочтительнее. Впрочем, в этом ничего удивительного нет: располагая потрясающим резервом, Хитцфельд перед матчем с киевлянами давал своим асам передохнуть при любой возможности.

Мысленно поставил себя на место Лобановского. Кого можно было бы выпустить, чтобы усилить игру? Вроде и некого... А рядом со скамейкой "Баварии" разминаются Салихамиджич, Финк, Даеи, Штрунц, Шолль, Хельмер. Мало того что в полузащите у мюнхенцев игроки поопытнее и, пожалуй, поярче, чем у киевлян, так у них еще и целая очередь стоит из желающих выйти на поле. А в "Динамо" по окончании сезона собираются продавать Шевченко... Безусловно, деньги, вырученные от продажи звезд, никогда не помешают. Впрочем, я в бизнесе мало понимаю. Но вот в той же "Баварии", например, решили зарабатывать по-другому. Там не продают своих лучших мастеров, а, наоборот, тратят на их приобретение приличные средства. Зато потом звезды приносят победы, а вместе с ними и прибыли, причем очень внушительные. В "Баварии" подсчитали, что в случае успешного завершения сезона клуб сможет уже в обозримом будущем рассчитывать на доход в размере 100 миллионов марок.

Ход моих размышлений прервал Лужный, который с правого фланга минут за 10 до конца матча сделал блестящий пас на Шевченко, но тот, оказавшись в выгоднейшей позиции, не сумел поразить цель. Разумеется, помешал Андрею все тот же Кан, пробить которого в тот вечер было просто невозможно. А я подумал о Лужном. Ведь этот, на мой взгляд, лучший в матче у динамовцев футболист в общем-то случайно играл за киевлян. Несколько месяцев назад он, как известно, вполне мог оказаться в "Бенфике".

ПОЗАВИДОВАЛ БЫ И БЕТХОВЕН

По мере приближения финального свистка "Олимпиаштадион" бурлил все сильнее. На табло стали высвечиваться огромные цифры, показывавшие, сколько минут остается до конца матча. На том же экране все чаще демонстрировались крупным планом руки, аплодирующие футболистам (ясно, какой команды), а трибуны заходились в мощном хоре, распевая на все лады лишь одно слово: "Финал!" Когда прозвучал свисток судьи, вновь напомнили о себе доблестные сотрудники радиорубки: они запустили такую торжествующую, душещипательную, а главное, громкую музыку что даже знаменитая тема из пятой симфонии Бетховена показалась бы тихой колыбельной по сравнению с этой мелодией, разрывающей небо над "Олимпиаштадионом".

Киевляне вели себя достойно. Несмотря на поражение, подбежали к сектору где сидели болельщики, прилетевшие из Украины, и поблагодарили их за поддержку. "Бавария" же радовалась вовсю. Игроки с поднятыми руками, ликуя и танцуя, пробежали круг почета по дорожке вокруг поля. Чуть в стороне от партнеров держался Баслер. (После пресс-конференции главный редактор журнала Kicker Карл-Хайнц Хайманн сказал мне: "О том, что сделает Марио на поле в следующую секунду не знают ни соперники, ни партнеры, ни он сам".) А вратарь "Баварии" Оливер Кан бежал вдоль трибун в одиночку, расплываясь в загадочной улыбке. На следующий день все немецкие газеты с редким единодушием выставили ему за игру против киевлян максимально высокую оценку "1" и назвали героем матча.

По пути в пресс-центр я снова увидел боссов "Баварии", окруженных журналистами. В лучах софитов мелькнуло лицо вице-президента мюнхенского клуба Карл-Хайнца Румменигге. За несколько дней до встречи он говорил: "Для того чтобы выиграть еврокубок, недостаточно только того, чтобы в команде все идеально функционировало. Необходимо еще и везение". Прав, конечно, был Румменигге. В киевском матче "Бавария" чудом унесла ноги, а в первом тайме ответной игры мюнхенцам явно улыбнулась удача. Как-то отнесется фортуна к мюнхенцам в финале против "Манчестер Юнайтед"? Кстати, в решающей встрече главного кубкового клубного турнира в Европе сойдутся две самые богатые команды мира.