Газета Спорт-Экспресс № 69 (1968) от 29 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2
Валерий ФРОЛОВ
КОНТРАКТЫ ТЕПЕРЬ ЗАКЛЮЧАЮ В РУБЛЯХ
Ярославский "Шинник" возглавляет человек, в прошлом работавший тренером и побывавший в шкуре игрока. Таких руководителей клубов в России осталось немного. Валерий Фролов - заслуженный тренер РСФСР, в качестве игрока отдал "Шиннику" восемь лет, а в 71-м году выступал за ЦСКА. Непрерывно работает в клубе с 82-го года. Последние девять лет является его главой.
- Каков статус вашего клуба?
- Юридически мы являемся общественной автономной организацией.
- Накладывает ли данный статус отпечаток на жизнь футбольного клуба?
- Отпечаток, а точнее, своеобразие, безусловно, есть. Впрочем, это естественно: любая форма собственности, выбранная тем или иным клубом, таит в себе свои особенности. В нашем случае финансовые вложения со стороны других организаций, помогающих клубу, не облагаются налогами. В частности, на прибыль.
- Подобная практика узаконена постановлением на уровне местных властей?
- Нет, подобные вещи предусмотрены российским законодательством.
- Всем известно, насколько велика роль в жизни всех спортивных клубов Ярославской области губернатора Анатолия Лисицына. Вы можете без его согласия уволить главного тренера команды?
- Могу, конечно, - полномочий у меня хватает. Другое дело, что это не принято. Кадровые решения такого уровня в Ярославле принято согласовывать с губернатором.
- А насколько деятельное участие в делах клуба принимает Лисицын?
- Он прекрасно знает все, что происходит в команде. Важные решения, влияющие на жизнь "Шинника", я предпочитаю согласовывать с ним.
- Это следствие того, что вы сами когда-то назвали консерватизмом, присущим ярославскому клубу, или таковы реалии, обусловленные личностью главы области?
- Такие правила диктует сама жизнь. Давно сложилось, что "Шинник" финансируют три источника: администрация области, мэрия города и наш генеральный спонсор Ярославский шинный завод.
- А в каких долях финансируют клуб эти три организации?
- Это внутреннее дело "Шинника", пока являющееся нашей тайной.
- Вы относитесь к обеспеченным клубам по меркам российского высшего дивизиона или нет?
- Я не отнесу "Шинник" к богачам, но и в бедняки записываться мы не станем. Полагаю, что ярославская команда по российским меркам финансируется на удовлетворительном уровне.
- Ярославль давно выбрал курс на привозных игроков, которые зарабатывают в городе деньги, а потому уезжают. Вы не пытались удерживать футболистов - ведь город у вас красивый и неподалеку от Москвы.
- Кто хочет - тот остается, как, например, Потехин, приехавший из Ангарска. Но, действительно, в последние годы таких примеров становится все меньше.
- Может быть, в этом повинна ставка клуба на москвичей? Ведь не секрет, что "Шинник" предпочитает приглашать игроков с московской пропиской.
- Так просто удобнее и нам, и самим ребятам. Люди находятся радом с домом, что, несомненно, улучшает их настроение, а значит, влияет на игру.
- Такой подход будет сохранен и впредь?
- Мы подходим к этому вопросу гибко. В этом сезоне у нас, напротив, будет большая группа футболистов, которые не имеют ничего общего со столицей: Авалян, Лобанев, Валерий Иванов, Резанцев, Махлюф.
- Где они будут жить?
- Клуб снимет игрокам служебные квартиры.
- А вам не кажется, что отчасти на политику клуба в области селекции и вообще на жизнь команды сильно влияет состояние загородной базы. Ее считают худшей в высшей лиге.
- Хвастать здесь нам действительно нечем. Но положение дел меняется. Разговоры о реконструкции "Белкино" шли давно, а сейчас этот воз наконец сдвинулся с места. Рядом со старым домиком мы начали строительство нового, современного жилого корпуса.
- В межсезонье вы сменили почти всю команду. Чем это было вызвано: закончились контракты у игроков или пришел новый главный тренер, поменявший все на свой лад?
- Причин много. Я бы разделил ушедших футболистов на четыре группы. Одни уходили после завершения контракта на лучшие условия, что были им предложены в других командах. Речь о Казакове, Юминове, Леонченко. Есть люди, которые нас не устраивали, и мы простились с ними без сожаления. К примеру, Вязьмикин. А вот Путилин, которому я благодарен за его работу, ушел в другую команду, решив изменить свою судьбу. Наверное, он прав, что поехал в Смоленск. Сидорову же, которого мы отдали в аренду "Спартаку-Орехово", просто нужно играть постоянно, а не от случая к случаю. Еще - Серебренников, которого удерживать смысла не было. Такие предложения поступают футболистам нечасто, и я бы не хотел стать человеком, который сломал парню судьбу. В принципе под эту категорию подходит и Корнюхин, которого наконец позвали домой, в Москву.
- В итоге вы остались в проигрыше или все-таки выиграли после многочисленных трансферных операций?
- Пятьдесят на пятьдесят: мы приобрели ничуть не меньше, причем зачастую брали молодых игроков на перспективу. Как известно, они стоят дорого из-за коэффициента. Речь идет о Тувине, Клабукове, Зиновьеве.
- Трансфер Серебренникова стоит особняком не только в "Шиннике", но и во всей России. Расскажите о нем поподробнее.
- Мне давно говорили, что украинский суперклуб интересуется нашим нападающим. Однако я не верил. Но в межсезонье киевляне связались со мной и попросили отпустить Серебренникова на просмотр. Я утверждал, что парень еще "сырой", однако динамовцы были настойчивы, твердили, что два месяца непрерывно следили за ним и хотят его брать. В итоге я уступил, поинтересовавшись мнением самого игрока.
- Когда тбилисское "Динамо" отдавало в свое время перспективного Каладзе в Киев, то оговорило, что может претендовать на долю от сделки при продаже футболиста за границу. Получают тбилисцы и свою долю - пусть и маленькую - при победах киевлян в Лиге чемпионов, если Каладзе выходит в основном составе.
- В нашем трансферном контракте с киевским "Динамо" тоже существует подобный пункт.
- Кому принадлежит инициатива назначить Аверьянова на пост главного тренера?
- Поначалу мы рассматривали только кандидатуру Игнатьева, успев даже подписать с ним предварительный контракт. Однако затем Борис Петрович уехал, и мне не хочется говорить на эту тему. Аверьянов привлек нас совокупностью факторов: по человеческим качествам, профессиональным и по своим материальным запросам этот тренер устраивал "Шинник" больше других.
- Насколько рассчитан его контракт?
- Схема соглашения: один плюс один.
- Задача на сезон уже сформулирована?
- Быть в десятке.
- На команде сильно отразился обвал рубля?
- Это был серьезный удар. Финансирование у нас в основном бюджетное, что предполагает особенность жизни команды.
-А контракты, наверняка, были заключены в у.е. Как вы думаете: реально ли в нынешних экономических условиях заключать соглашения в долларовом эквиваленте?
- После 17 августа мы резко изменили свою финансовую политику. Контракты действительно были в условных единицах, но от этой практики "Шинник" отказался еще в прошлом году. Все премии, зарплаты теперь измеряются в рублях.
- Вы не пытались вернуться к прошлогодней практике?
- Нет, и не будем. У нас жесткая позиция. Кто не хочет получать заработанное рублями, пусть лучше ищет новый клуб.
- Вы как-то сказали, что стараетесь поддерживать имидж клуба. В чем это выражается?
- Дал слово - держи. Это мой главный принцип как президента.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ