Газета Спорт-Экспресс № 67 (1966) от 26 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

27 марта 1999

27 марта 1999 | Прыжки с трамплина

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

ПОЧЕМУ УПАЛ КОБЕЛЕВ?

"СЭ" продолжает следить за судьбой российского прыгуна с трамплина Валерия Кобелева, получившего тяжелые повреждения на чемпионате мира по полетам на лыжах в Планице. Наш коллега из белградской газеты "Република" Иван Цветкович постоянно держит нас в курсе событий. А вчера в редакцию пришло письмо от Валерия Рябинина, мастера спорта международного класса и члена сборной СССР по лыжному двоеборью начала 60-х годов. Ветеран обращает внимание на причины, которые привели к падению Кобелева. Предлагаем вам ознакомиться с мнением Рябинина.

Всех потрясло на прошлой неделе происшествие в словенском городке Планица. Выполняя полет с одного из самых больших в мире трамплинов, Валерий Кобелев перевернулся в воздухе и упал на гору приземления с силой, которую, казалось, живой организм вынести не в состоянии.

Возможно, кто-то скажет, что для этого вида спорта подобные происшествия - не такая уж и редкость. И все же представляется совершенно бесспорным и логичным то, что развитие спорта в целом и каждого вида в отдельности должно сводить до минимума, а в идеале вообще исключать трагические случайности, связанные с выступлениями и тренировками. Обратное абсурдно. Но в недавнее время появился пример замены опасного очень опасным. Причем в спорте, рискованном по своей сути, - в прыжках на лыжах с трамплина.

Несколько лет назад у прыгунов изменился стиль полета. Раньше спортсмен непременно должен был пролететь так, чтобы его лыжи, сомкнутые одна с другой, составляли единую плоскость. Всякое нарушение их параллельного положения считалось признаком недостаточного мастерства и наказывалось снятием баллов за нарушение техники полета. Теперь же лыжи необходимо разводить так, чтобы они составляли латинскую букву "V".

Введение этого новшества мотивировалось тем, что такое положение лыж увеличивает длину полета. Действительно, увеличивает. Но добиваться роста результатов таким образом - все равно, что повышать результативность футболистов, расширяя створ ворот.

Если развитие прыжкового спорта выражается лишь в увеличении метража полета, то почему бы тогда до бесконечности не удлинять разгон лыжника на эстакаде? Дольше разгон - дальше полет. Но, наверное, каждый, кто хотя бы раз наблюдал за соревнованиями по прыжкам на лыжах, обратил внимание на то, что участники стартуют не с самой верхней площадки трамплина. И это очень разумно: все находятся в равных условиях, и сильнейший все равно улетит дальше других.

Теперь о главном - о безопасности. Могу с полной уверенностью утверждать, что новый стиль более опасен, нежели старый. В полете внимание лыжника не может рассеиваться. Оно достигает предельной степени концентрации и сосредоточено исключительно в одном направлении. В эти критические секунды очень важно, чтобы положение лыж совпадало с вектором внимания спортсмена.

Когда лыжи составляют единую плоскость и мыски их находятся перед самыми глазами спортсмена, они меньше, чем при V-образном положении, отвлекают его внимание и больше поддаются управлению. Ведь управлять одной плоскостью гораздо проще, чем двумя, к тому же разнонаправленными.

Именно эти недостатки нового стиля, скорее всего, послужили - конечно, не без помощи ветра - причиной падения нашего спортсмена в Планице. Видно было, как ветер качнул левую лыжу Кобелева, находящегося в это время в верхней точке полета. Он попытался ее выровнять (а ведь ему нужно было еще и не забывать об отдельно летящей правой!), но справиться с ней не удалось, лыжа резко ушла вниз и увлекла прыгуна за собой. Его падение представляется абсолютно характерным для V-образного стиля.

Кстати, новая техника усложняет и приземление. Потому что перед самым соприкосновением с поверхностью спортсмену нужно все-таки свести лыжи, вернуть их в параллельное положение. А это пусть и небольшая, но дополнительная забота, которой раньше прыгуны не знали. Неудивительно, что при новом стиле полетов возросло число падений лыжников при приземлении.

Наконец, новая техника представляется небесспорной с точки зрения эстетики полета на лыжах. На самом деле спортсменам старшего поколения хорошо известна подобная манера исполнения прыжка. Приблизительно так прыгали раньше лыжники второго и третьего ряда. Их в просторечии называли "шарагами", и судьи давали таким участникам за технику по 12-13 баллов. Это не позволяло им рассчитывать на более или менее приличный результат, даже если они и показывали неплохую дальность. Теперь же подобный стиль стал нормой.

Может, происшествие в Планице послужит уроком и привлечет к этой проблеме внимание ответственных лиц и в нашей федерации, и в международной. Может, те, от кого зависит безопасность спортсменов, еще раз взвесят особенности новой техники, целесообразность ее использования и все-таки отдадут предпочтение старой. И может, тогда Валерий Кобелев исполнит еще много красивых и дальних полетов, какие демонстрировали Каменский, Скворцов, Напалков, Белоусов и другие наши замечательные летающие лыжники.