Газета Спорт-Экспресс № 59 (1958) от 17 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

17 марта 1999

17 марта 1999 | Хоккей - Россия

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Александр ЗЫБИН

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ЦСКА, МНЕ ПОНАДОБИЛОСЬ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА

Каюсь, грешен. Виноват перед Александром Зыбиным. Ведь какое-то время я наивно полагал, что под 25-м номером за ЦСКА выступает его однофамилец. Оказалось же, что это тот самый Зыбин, которого я помню еще подающим надежды юнцом. Честное слово, даже предположить не мог, что в свои 38 лет Александр продолжает играть в хоккей за один из самых именитых клубов страны. Хотя, впрочем, спортивная история знает примеры и покруче.

- Сколько сезонов вы уже в большом хоккее? - вопрос Зыби ну.

- Больше двадцати. Свой первый матч в высшей лиге провел в 1977 году. Приходит как-то на занятие юношеской команды тренер мастеров Юрий Моисеев и говорит мне, Володе Крутову и третьему нашему партнеру: "Готовьтесь к завтрашнему матчу с "Трактором". А челябинцы тогда были очень сильны. Достаточно вспомнить тройку Белоусов Картаев - Шорин. И вот Лужники, 12 тысяч зрителей. Я под 18-м номером - номером Владимира Викулова. Свой микроматч мы, конечно, проиграли, но гол все-таки забили. Нас даже похвалили. И... до 1979 года усадили на скамейку запасных команды мастеров.

- Попасть в армейский клуб сама по себе задача непростая. Пробиться же в звездный состав ЦСКА тех лет - сверхзадача.

- Мои первые шаги в хоккее были обычными, как и у всех мальчишек. Жил недалеко от ЦСКА, в районе Водного стадиона. Когда пришел в день набора, попросили прокатиться, а потом сказали: приходи, мол, завтра в такую-то группу.

С основным же составом армейцев дело, разумеется, обстояло куда сложнее. Чтобы попасть в него, мне понадобилось стать победителем молодежного чемпионата мира. В 1979 году первенство проводилось в Финляндии. В нашей подгруппе кроме хозяев льда выступали канадцы, американцы и швейцарцы. Компания что надо, но лучше бы она была послабее. Для убедительности назову лишь несколько фамилий, скажем, финских игроков - Курри, Тиккала, Руотсолайнен. Как бы то ни было, но мы дошли до финала, где победили шведскую сборную. Крутова тогда признали лучшим игроком турнира. Мы с ним прочно закрепились в ЦСКА и в каждой игре, на каждой тренировке доказывали, что место в основном составе занимаем по праву.

- Кто был вашими партнерами?

- Их не счесть - Курдин, Герасимов, Дроздецкий, Жлуктов...

- Наверное, невозможно сравнивать отечественный хоккей 80-х годов с нынешним?

- Конечно. Другая игра, другие команды, другие имена.

- Давайте поговорим о ваших сегодняшних товарищах по команде.

- Уж в чем в чем, а в трудолюбии молодым ребятам не откажешь.

- А как насчет умения?

- Вовсе не собираюсь утверждать, что в хоккей у нас играют сплошные неумехи. Скажем, мой партнер по тройке Дмитрий Старостенко уже и за океаном успел побывать. Думаю, он вырастет в незаурядного мастера. Жаль только, что паспорт у него белорусский и, стало быть, за сборную России Дмитрий выступать не может.

- Вам приходится исполнять роль "дядьки", опекающего неоперившихся птенцов?

- При таких тренерах, как Борис Михайлов, Владимир Крутов, Игорь Тузик, нет нужды во что-то вмешиваться. Молодым остается только прислушиваться к советам старших. Я же делаю партнерам подсказки только на льду во время матча.

- Вы действуете на левом фланге нападения. Это ваше изначальное амплуа?

- Вообще-то в детстве действовал в роли центрфорварда. Но когда пришел в команду мастеров, меня определили на край. А где играть - слева или справа, мне в принципе все равно.

- Вернемся к аналогиям. Понятное дело, ЦСКА прошлых лет нельзя сравнивать с нынешним. Но ведь хоккей-то в целом можно?

- Вполне. Раньше едва ли не у каждого звена были фирменные комбинации, заготовки, свой почерк, хватало исполнителей-виртуозов, что вызывало восторг болельщиков. Сейчас в такой хоккей старается играть магнитогорский "Металлург". На матчах с его участием удовольствие получает не только публика, но, думается, и сами спортсмены.

Что же касается других команд... Швырнул шайбу в лицевой борт - побежал - поборолся. Такова сегодняшняя немудреная тактика. Хоккей сейчас менее ярок, выразителен, содержателен. И очень грязный - зацепы, задержки, подножки. А судьи на эти нарушения смотрят сквозь пальцы. Лично мне очень трудно дается переход от рыцарского хоккея к битве гладиаторов.

- Для меня в биографии Зыбина существует гигантский пробел: от вашего расставания с ЦСКА до возвращения.

- Немудрено. За это время я успел поиграть за ярославское "Торпедо", питерский СКА, за клубы Австрии, Швейцарии, Германии, Италии.

- За такой одиссеей действительно трудно уследить. Начнем танцевать от печки. Из такой команды, как ЦСКА, просто так не уходят...

- Причина действительно была. Меня не взяли в турне по Северной Америке. А до этого мы, группа армейцев, выезжали за океан с московским "Спартаком". Методы работы тренера Бориса Майорова мне очень понравились. Симпатии оказались взаимными. Однако в "Спартак" я так и не попал. Когда сказал Виктору Васильевичу Тихонову о том, что собираюсь уйти из ЦСКА, он, естественно, поинтересовался куда. "В одну из московских команд", - уклончиво ответил я. "Отправляйся лучше в Ярославль", - последовала рекомендация, прозвучавшая как приказ. Так я оказался на берегах Волги. А уже оттуда работавший в Австрии Валентин Гуреев пригласил меня в эту страну.

- И что было потом?

- Заканчивался один контракт, подписывался другой, как правило, более привлекательный. Случалось, в ситуацию вмешивались и непредвиденные обстоятельства. Так, швейцарский клуб, за который я выступал, начал испытывать материальные трудности. В конце концов финансирование вообще прекратилось. В Италии вдруг стали настороженно относиться к русским. После этого и решил: все, хватит путешествовать. И хотя было соблазнительное предложение от одного из итальянских клубов, предпочел возвратиться домой.

- Каковы особенности выступлений за рубежом?

- Главная из них заключается в том, что ты постоянно должен быть на виду, много забивать. Могу сказать, что все команды, за которые пришлось выступать, а я выходил на лед с Барковым, Ткачуком, Шастиным, добивались весомых результатов.

- Вы познакомились с хоккеем четырех европейских стран. Какой из них вам наиболее симпатичен?

- Прежде всего замечу, что уровень игры везде повысился. Если раньше соперников такого уровня мы громили с астрономическим счетом, то теперь иногда и уступаем им. А все дело в том, что за рубежом взяли все лучшее из нашего хоккея. Нас начинают бить нашим же оружием. Из названных же стран мне импонируют команды Швейцарии, у игроков которых образцом для подражания были Хомутов с Быковым. Куда менее привлекателен хоккей Германии - сказывается засилье канадцев.

- Ваша дорога в ЦСКА лежала через Ярославль. Чем вам не угодило "Торпедо"?

- Напротив, до поры до времени я прекрасно себя чувствовал в этой команде. Потом в клуб пришел новый тренер Петр Ильич Воробьев. Началось омоложение состава. Куда податься коренному армейцу? Разумеется, в родные пенаты, к близким людям, вместе с которыми играл, - Михайлову, Крутову, Жлуктову. Кстати, команду нашу в последнее время зауважали. Добавить бы в состав еще три-четыре сильных игрока, и ЦСКА стали бы побаиваться.

- Как известно, Горди Хоу выступал до 50 лет. Вовсе не желая записывать вас в старики, все же спрошу: как долго вы еще намерены оставаться на льду?

- Пока буду устраивать тренеров. Как только перестану, сразу уйду. Не мне судить о своей игре, но замечу, что на тренировках ни в чем не уступаю молодым.

- Тот же Горди Хоу выходил на площадку с двумя сыновьями. Вам не "светит" подобная перспектива?

- У меня нет сыновей. Есть 13-летняя дочь, которая вместе с родителями колесила по Европе, училась в разных школах. Между прочим, сносно говорит по-итальянски. Сейчас ломаем с женой голову над тем, как продолжить ее лингвистическое образование.

- За годы странствий удалось сколотить какой-то капитал?

- Кое-что есть. Но если цены в нашей стране будут расти такими же темпами, как сейчас, за будущее своей семьи поручиться не смогу.

- Можете перечислить все свои титулы и звания?

- Пожалуйста. Мастер спорта международного класса, победитель молодежного первенства мира, 10-кратный чемпион Советского Союза, 9-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов, выступал за олимпийскую и вторую сборные страны.

- Завидный послужной список. А какие-то несбывшиеся надежды остались?

- К моему величайшему сожалению, я так и не сыграл за первую сборную. В свое время, когда меня приглашали, помешала травма. А сейчас уже поздно. Мечтаю стать членом "Клуба Всеволода Боброва". Точно не скажу, сколько еще шайб осталось забросить, но знаю, что немного.

Алексей ПАТРИКЕЕВ