Газета Спорт-Экспресс № 52 (1951) от 9 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

10 марта 1999

10 марта 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЕРВЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ"

ТРИУМФ ЭДДИ ИРВИНА, ИЛИ БЕЗУМНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Стартовая гонка юбилейного сезона "Формулы-1" подарила сюжет, достойный пера Сидни Шелдона. Полтора часа были насыщены таким количеством событий, что на целый сериал хватило бы. Однако главными были три: дружный сход "Макларенов", фатальные неудачи Михаэля Шумахера - и классическая победа его партнера по "Феррари" Эдди Ирвина, первая в карьере ирландца!

50-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 1 -и этап. "Гран-при Австралии". 7 марта. Мельбурн. Автодром в Альбертпарке. 120000 зрителей. 307,516 км (58 кругов по 5302 м). 1. Эдди Ирвин (Ирландия, "Феррари") 1:35.01,659 (средняя скорость 190,852 км/ч). 2. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Джордан-Мюген/Хонда") - отставание 1,026. 3. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-Супертек") - 7,012. 4. Джанкарло Физикелла (Италия, "Бенеттон-Супертек") 33,418. 5. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "СтюартФорд") - 54,697. 6. Педро Де Ла Роса (Испания, "Эрроуз") - 1.24,316. 7. Тораносуке Такаги (Япония, "Эрроуз") - 1.26,288. 8. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1 круг.

Быстрейший круг в гонке: 1.32,112 (207,256 км/ч) - Михаэль Шумахер (55-й).

Круги лидирования: с 1-го по 17-й - Хаккинен, с 18-го до финиша - Ирвин.

Причины сходов. Джонни Херберт ("СтюартФорд") - не стартовал (мотор). Жан Алези ("Заубер-Петронас") - 1-й (коробка передач). Дэмон Хилл ("Джордан-Мюген/Хонда") - 1-й (столкновение с Трулли). Жак Вильнев ("БАР-Супертек") - 14-й (авария). Дэвид Култхард ("Макларен-Мерседес") - 14-й (гидравлика). Алессандро Занарди ("Уильямс-Супертек") - 21-й (вылет с трассы). Мика Хаккинен ("Макларен-Мерседес") - 22-й (акселератор). Оливье Панис ("Прост-Пежо") - 24-й (оторвалось колесо). Ярно Трулли ("Прост-Пежо") - 26-й (столкновение с Хене). Марк Хене ("Минарди-Форд") - 26-й (столкновение с Трулли). Педро Паулу Диниц ("Заубер-Петронас") 28-й (трансмиссия). Александр Вурц ("Бенеттон-Супертек") - 29-й (поломка подвески). Лука Бадоер ("Минарди-Форд") - 43-й (коробка передач). Риккардо Зонта ("БАР-Супертек") - 49-й (коробка передач).

Чемпионат мира. 1. Ирвин - 10. 2. Френтцен - 6. 3. Ральф Шумахер - 4. 4. Физикелла - 3. 5. Баррикелло - 2. 6. Де Ла Роса - 1.

Кубок конструкторов. 1. "Феррари" - 10. 2. "Джордан" - 6. 3. "Уильямс" - 4. 4. "Бенеттон" - 3. 5. "Стюарт" - 2. 6. "Эрроуз" - 1.

В целом же главный день гоночного уик-энда, воскресенье, получился хаотическим с самого утра. Достаточно сказать, что чуть не треть пелотона, а то и больше, собралась идти в гонку не на боевых, а на запасных шасси. Причины на то были самые разные, но факт остается фактом: даже чемпион мира финн Мика Хаккинен, которому, судя по результатам субботы, отводилась роль первого плана, вынужден был остановить свой выбор на запасном "Макларене", поскольку на основной его машине начались перебои с зажиганием.

На запасном шасси вышел на бой и другой чемпион мира, Дэмон Хилл, которому утром во время прогревочной тренировки удалось совершить всего два круга, да и те без хронометража. Из этого следует, что англичанин вынужден был пилотировать практически не настроенную на гонку машину. То же касается и новобранца "Уильямса" Алессандро Занарди, которого технические неполадки просто-напросто замучили. Видимо, судьба столь своеобразно позаботилась о том, чтобы двукратному чемпиону американской серии CART, вернувшемуся в "Формулу-1" после четырехлетнего перерыва, дабы доказать еще недоказанное, жизнь медом не казалась.

Лучшее же время на прогревочной тренировке за 4,5 часа до старта показал Дэвид Култхард - 1.32,560, Хаккинен отстал на 0,110. Третьим, проиграв финну без малого секунду был двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, которому, казалось, ничто не предвещало фиаско в гонке. Четвертым, словно демонстрируя скрытый пока проблемами технического характера истинный потенциал "Заубера", устроился Педро Диниц (1.34,460), следом неудачник предыдущих двух дней Оливье Панис (1.34,518) и, несмотря ни на что, Занарди (1.34,556). А вот виновник главного субботнего переполоха Рубенс Баррикелло закончил warm-up только 13-м (1.35,046). Будущий победитель "Гран-при Австралии" Эдди Ирвин был еще дальше - 16-м (1.35,241).

Уже старт гонки в Мельбурне навел на мысль, что всем, кто не побоялся продрать глаза ни свет ни заря и усесться у телевизоров, предстоит присутствовать на чем-то, сильно напоминающем знаменитое безумное чаепитие у кэрролловского Мартовского Зайца. Судите сами: за несколько секунд до того момента, когда светофор собирался пустить в карьер многотысячный "табун" лошадей, упрятанных под кожухами "Макларенов", "Феррари", "Джорданов", "Уильямсов" и всех прочих соискателей формулической славы, на обоих "Стюартах" синхронно загорелись новые супермоторы "Форд"!

Старт отложили. Баррикелло - как автор 4-го квалификационного результата - кинулся в боксы за запасной машиной, а его партнер Джонни Херберт плавно переместился в ряды зрителей.

Но фейерверком "Фордов" дело не ограничилось. В процедуре подготовки ко второму прогревочному кругу что-то оказалось нарушено - и в тот момент когда автомобили основной массы участников уже начали сдвигаться с места, вокруг "Макларена" чемпиона мира по-прежнему толпились механики, снимавшие чехлы с колес! Естественно, что финн сумел уехать на прогрев отнюдь не первым, а примерно 7-8-м. Но поскольку сдвинулся он с места самостоятельно, имел право до исхода круга восстановить позицию. А вот стоявший прямо за спиной Хаккинена Михаэль Шумахер пострадал серьезнее. Немец, как это уже было с ним в пятницу, не смог включить первую передачу. "Феррари" двукратного чемпиона мира ушла на прогревочный круг последней, что автоматически означало и старт с последнего места на поле...

Но на этом приключения Михаэля не закончились. Когда гонка наконец-то началась, он явно предпринял попытку разом отыграть пару-тройку мест, но вместо этого вынужден был из последних сил уворачиваться от заглохшего на поле "Заубера" Жана Алези. Экстренное торможение, возможно, и сказалось позже, когда примерно на 27-м круге (когда он ехал 4-м!) на машине Шумахера-старшего взорвалась правая задняя покрышка. Но и это испытание было для немца не последним. Показалось даже, что провидение сознательно удерживает его в хвосте пелотона, потому что еще примерно через дюжину кругов рулевое колесо окончательно отказалось передавать команды пилота автомобилю после 15-секундного визита в боксы Шумахер снова откатился в хвост пелотона.

- Мы столкнулись с проблемами, которых не ждали, - сказал он позже. - Во время старта я не смог включить первую передачу из-за неполадок рулевого колеса. Они мучили меня всю гонку, из-за чего коробка временами самопроизвольно становилась на нейтраль, особенно в поворотах. Когда же руль сменили, машина пошла нормально.

Но было уже слишком поздно. Быстрейший круг, установленный Михаэлем под занавес гонки, намекнул на реальные возможности "Феррари", но вряд ли это может служить хоть каким-то утешением человеку который собирался уехать из Австралии лидером чемпионата.

Впереди Шумахера событий тоже хватало. "Макларены", избавленные от присутствия опаснейшего из всех соперников, стартовали академически спокойно - Хаккинен первым, Култхард вторым, и уже к концу первого круга везли ехавшему третьим Ирвину 3,087. К 4-му это преимущество выросло до 9,422, к 12-му - до без малого 19... Не гонка, а триумфальный марш! И удручающе похоже на сезон-98...

Но на 14-м круге Култхард заехал в боксы, да так там и остался. "Все было просто отлично, как вдруг я понял, что не могу переключать передачи - коробку заблокировало на шестой! Пришлось возвращаться в боксы", - сказал Дэвид. Причина отказ гидравлики.

На этом же круге в неприятную аварию попал четвертый в нынешнем пелотоне чемпион мира. На БАРе Жака Вильнева в конце прямой оборвались задние антикрылья, и машина грудой искалеченного вторсырья замерла в опасном месте трассы. С пит-лайн вырулил пейскар. От 20-секундного преимущества Хаккинена над Ирвином не осталось и следа.

Бросилось в глаза, как медленно вел пейс-кар его водитель Оливер Гэвин. Стало понятно, что без очередных неприятностей не обойтись, ведь машины "ф-1" не созданы для медленной езды. Они должны ехать как можно быстрее, и в отношении "Макларенов" это справедливо как минимум в квадрате. Поэтому когда на 17-м круге пейс-кар ушел в сторону, Хаккинен мгновенно из лидера превратился в аутсайдера. Даже не в аутсайдера. В нуль. Серебристый автомобиль с первым номером вяло полз по трассе, а его обгоняли все, кому не лень. После "заполза" (заездом это назвать язык не поворачивается) в боксы финн продержался на полотне еще пять кругов, после чего окончательно запарковал машину в боксах.

- Я страшно расстроен, потому что все усилия, приложенные командой, пошли прахом, сказал Хаккинен. - Потенциал МР4/14 мы ярко продемонстрировали и во время тренировок, и на квалификации, и в первой половине гонки, но еще до появления на трассе пейс-кара я почувствовал, что машина как следует не ускоряется. Во время пит-стопа мы попробовали хоть что-то исправить, но безрезультатно.

Так гонка, лишившись двух привычных лидеров, приобрела, скажем так, лидера незапланированного. Им стал Ирвин, спокойно ехавший третьим.

Он действительно ехал спокойно, потому что треволнения, которые могли как-то отразиться на его положении, кончились очень быстро. Собственно, уже в первом повороте, когда свою сотую гонку закончил Дэмон Хилл. Англичанин стартовал, я бы сказала, в стиле Жана Алези, разом прорвавшись с 9-го места на 4-5-е. Он поравнялся с партнером по "Джордану" Френтценом, при этом оба составляли конкуренцию Ирвину. Но на входе в поворот места для трех машин не было, поэтому Хиллу пришлось отработать назад. Тут в его желтый автомобиль сзади врезалась роскошная синяя торпеда - "Прост" под управлением Ярно Трулли. Машина итальянца не пострадала, англичанин же, ругаясь, финишировал в гравии.

После схода Хилла единственный оставшийся в гонке "Джордан" реальной конкуренции ирландцу не составлял. Лишь во время одновременного заезда на пит-стоп Френтцен имел шанс, пускай и чисто теоретический, выйти в лидеры, но не использовал его. Все-таки механики Скудерии работают быстрее механиков ирландской конюшни.

Кстати, Трулли, ставший виновником схода Хилла, потом еще дважды ввязывался в потасовки: однажды не по своей воле - когда сзади его стукнул Физикелла, во второй раз - по глупости, пытаясь после пит-стопа побыстрее обогнать Марка Хене. В итоге оба сошли. Трулли, надо сказать, выглядел в гонке великолепно (отвлекаясь от столкновений) и даже какое-то время ехал третьим. Но, как мне кажется, добраться до финиша не мог по определению. Впервые в "Просте" парень получил в руки хорошую машину и захотел добиться всего и сразу Посему из казавшегося не по годам сдержанным итальянца и полезли наружу дремавшие до поры болезни гонщицкого взросления.

Настоящим же героем стал Рубенс Баррикелло. Стартовавший с пит-лайн на запасной машине, на которой за весь уикэнд было сделано от силы несколько кругов, да на моторе, который взрывается ни с того ни с сего, бразилец выбрался на 4-е место, показав по пути промежуточный быстрейший круг (1.32,894). И если бы не штраф "стоп-энд-гоу", который он заработал за обгон Михаэля Шумахера под желтым флагом, быть ему как минимум третьим. Но и после штрафного отстоя он сумел попасть в очковую зону!

- Вообще-то я доволен двумя очками, - сказал Рубиньо, - но все же думаю, что этот штраф был слишком жестоким наказанием. Да, я обогнал Шумахера под желтым флагом, но ничего другого в тот момент предпринять не мог. У меня просто не было иного пути! Но машина отличная. Чувствую, год будет хорошим.

Триумфатор "Гран-при Австралии" Эдди Ирвин, выигравший свою первую гонку из 82 проведенных, в высказываниях оригинален не был. Он говорил спасибо всем, кто имел хоть какое-то отношение к его воскресной победе. Впрочем, одно высказывание было как минимум любопытным. "На тестах я провел за рулем F399 совсем мало времени, и счастлив, что тяжелейшая работа, проделанная Михаэлем, чтобы дать мне надежную и быструю машину, принесла плоды", - сказал Эдди.

- Это была очень странная гонка, - сделал резюме спортивный директор Скудерии Жан Тодт, ненадолго появившийся на подиуме, чтобы принять командный приз и поздравить победителя.

Да, для "Феррари" это была очень странная гонка. На презентации F399 31 января в Маранелло и Тодт, и президент Скудерии Лука ди Монтеземоло в один голос говорили, что их команда намерена стать лидером чемпионата с первой же, а не с шестой, как год назад, гонки. Что ж, "Феррари" слово сдержала. Только вот сдается мне, что, давая обещание тифози, и Тодт, и Монтеземоло имели в виду совсем не Ирвина...

Ольга ЛИНДЕ