Газета Спорт-Экспресс № 37 (1936) от 18 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ |
ЗЕ РОБЕРТО ЦЕНЯТ ВЫШЕ НЕМЦЕВ
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Леверкузена |
Завтра, после длившегося около двух месяцев перерыва возобновляется чемпионат Германии - единственное из пяти элитарных европейских национальных первенств, позволяющее себе зимой столь длительный антракт. За это время авторитетное издание Kicker провело опрос, в котором игроки бундеслиги признали, что бал сейчас правят не местные футболисты, а легионеры. Точнее говоря, бразильцы. Первое место занял форвард мюнхенской "Баварии" Элбер. Вторым оказался его соотечественник из леверкузенского "Байера" Зе Роберто.
ЕСЛИ БЫ НЕ МАТЬ, СТАЛ БЫ ПОЧТАЛЬОНОМ
Если об Элбере "СЭ" писал неоднократно, то Зе Роберто пока не так хорошо известен в России. Кто знает, например, что этот футболист - неплохой спринтер: он пробегает стометровку за 10,9 секунды. Его партнер по "Байеру" и соотечественник Эмерсон по этому поводу шутит:
- Когда Зе был мальчишкой, ему приходилось частенько убегать от полиции. Вот он и натренировался.
В этом есть доля истины. Когда Зе Роберто был еще ребенком, его родители развелись. Мать - Мария Андрегина - осталась одна с пятью детьми и, чтобы прокормить семью, вынуждена была работать в нескольких местах с утра до вечера. Дети были предоставлены сами себе и большую часть времени проводили на улице. Зе, как и многие сверстники, целыми днями гонял на мостовой мяч, а по ночам ему снились Пеле, Гарринча, Зико. Но по улице шлялись иные парни: подраться, что-нибудь стащить - это казалось будущей звезде очень даже романтичным.
Мать быстро почуяла неладное и поняла: сына с улицы надо забирать. И хотя ее бывший муж настаивал на обучении ребенка какому-либо земному ремеслу, Мария Андрегина отвела мальчугана в футбольную школу. За это Зе Роберто благодарен ей по сей день:
- Если бы не мать, я, скорее всего, стал бы почтальоном - уж очень быстро бегал.
Первый профессиональный контракт Зе Роберто заключил в 19 лет - с "Португезой". Ему положили зарплату 800 долларов в месяц, предоставили в распоряжение автомобиль "Фольксваген". Чаще всего он играл в полузащите, прикрывая весь левый фланг. Но благодаря реактивной скорости и прекрасной технике нередко успешно действовал и при подключении в атаку. Свой первый гол Зе Роберто забил в ворота знаменитого "Сантуса", которые защищал сын Пеле - Эдиньо.
А сразу после ЧМ-94 в США, когда Зе было лишь двадцать, исполнилась его заветная мечта - в матче против Кореи он дебютировал в составе сборной Бразилии. После этого к нему посыпались заманчивые предложения из многих известных клубов Европы. Но он не спешил оставлять "Португезу", где у него сложились прекрасные отношения с тренером Кандиньо. И лишь после того, как в 1997 году его позвал мадридский "Реал", Зе Роберто решился.
НА ПУТИ ОКАЗАЛСЯ ПОЧТИ ОДНОФАМИЛЕЦ
В Испании под началом Юппа Хайнкеса он чувствовал себя неплохо - регулярно выходил на поле, получал хорошую прессу, выиграл в сражении с "Барселоной" Суперкубок. Но ситуация вскоре изменилась.
- Я перестал попадать в состав "Реала", - говорит футболист. - До сих пор не знаю почему.
Похоже, он кривит душой: ведь на его левом крае в "Реале" был и другой бразилец - Роберто Карлос, выдержать конкуренцию с которым в 1997 году было чрезвычайно сложно.
Сидеть в запасе, пусть даже в "Королевском клубе", Зе Роберто не желал и вернулся на родину - во "Фламенго".
"Напрасно он от нас уехал, - сетовал Хайнкес. - Если бы остался, был бы вскоре лучше, чем Роберто Карлос".
Но в Бразилии Зе Роберто не задержался. Уже летом минувшего года он вернулся в Европу - на сей раз в "Байер", заплативший за его переход 12 миллионов марок. Это был самый дорогой трансфер в бундеслиге в 1998 году. Выкладывая такие деньги, леверкузенские руководители знали, что делали. Еще перед тем, как приглашать Зе в команду, они поинтересовались мнением о нем Хайнкеса. Тот ответил вполне определенно: "Брать немедленно!"
СЕНЬОР ВОЛШЕБНЫЙ ТРЮК
Авансы бразилец оправдывает. Из восемнадцати матчей команды в бундеслиге в этом сезоне он принял участие в семнадцати, забив три гола и сделав шесть результативных передач. Если Даума новобранец радовал прежде всего эффективностью, огромным объемом выполняемой на поле работы, проникающими фланговыми рейдами, умением выдать своевременный острый пас под удар, то болельщиков чуть ли не в каждом матче он приводил в восторг поистине цирковыми финтами, проделываемыми с поразительной легкостью и изяществом. У германских фанов он получил даже почетное прозвище - Сеньор Волшебный Трюк.
А чемпион мира-90 Андреас Бреме сказал по завершении первого круга:
- Этот 24-летний парень - блестящий футболист. Он необыкновенно силен технически, пребывает в постоянном движении. То, что он в Леверкузене так быстро нашел себя, говорит о его классе.
Впрочем, не только талант помог Зе Роберто освоиться в "Байере". Когда он принимал решение о переходе в этот клуб, то, конечно же, знал: там играют два его соотечественника - Эмерсон и Ринк. И рядом с ними не чувствовал себя чужаком.
На публике он всегда появляется увешанный впечатляющими золотыми цепями, на его руке привлекает внимание безумно дорогой хронометр "Montblanc", что является, по мнению бразильца, символом благополучия и процветания. Но Зе Роберто прекрасно понимает, что далеко не все можно купить.
- Деньги в известной степени определяют независимость человека, - говорит он. - Но с их помощью очень часто нельзя купить здоровье, удачу, радость, стать счастливым отцом.
Зе Роберто женат уже два года, но детей, о которых он так мечтает, у него пока нет. Они познакомились с Лючианой еще в детстве - жили в Сан-Паулу по соседству. Вместе ходили в школу, танцевали, допоздна пропадали на пляже. Футболист признается, что уже тогда был влюблен по уши и мечтал о женитьбе. Теперь они свили гнездо в Германии, и спагетти, которые готовит Лючиана, самое лучшее для него блюдо на Земле.
ЕСЛИ БЫ ЕЩЕ НЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ХОЛОДА
Впрочем, любой, пусть даже самый удачный, переезд в другую страну не проходит абсолютно безболезненно. Разумеется, Зе Роберто мешает незнание немецкого:
- Ужасно трудный язык, но я считаю, что мне необходимо его выучить. Моя цель - овладеть им до 2000 года.
А еще бразилец страдает в Европе от холода:
- Впервые в жизни увидел снег в Тронхейме, где "Реал" проводил встречу в Лиге чемпионов. В том матче я чуть было не превратился в льдину. Холод больше всего докучает мне и в Германии - это единственное, к чему не могу привыкнуть. На зимних тренировках бегал как сумасшедший. Но не потому, что я самый прилежный, просто боюсь замерзнуть.