Газета Спорт-Экспресс № 30 (1929) от 10 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

11 февраля 1999

11 февраля 1999 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНАТАХ

Олег НАДУДА

В ИЗРАИЛЕ ШУТЯТ О РУССКОЙ МАФИИ

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Герцлии

Похоже, время, когда карьера того или иного российского игрока от начала до конца была связана с одним клубом, безвозвратно кануло в Лету. Причем миграция заметно увеличилась с тех пор, как у наших появилась возможность попробовать силы в зарубежном профессиональном футболе.

И вовсе не обязательно в испанском или итальянском. Скажем, экс-полузащитник московского "Спартака" Олег Надуда, которому 23 февраля исполнится 28 лет, нашел "свою" команду в Израиле, где с успехом выступает четвертый сезон. И лишнее тому свидетельство: его игра за "Маккаби" из Герцлии в минувшем туре национального чемпионата, в котором он отметился эффектным голом в ворота "Бней-Йегуды". Потому-то на встречу со своим бывшим партнером по "Спартаку", а ныне игроком итальянской "Ромы" и сборной России Дмитрием Аленичевым Надуда прибыл в отель "Дан Кейсария" в отличном настроении. И если их разговор касался в основном дел сегодняшних, то наш начался с ностальгических воспоминаний о дне вчерашнем.

- Мне довелось поиграть и в Киеве, и в Виннице, но по-настоящему я понял, что такое большой футбол, только в московском "Спартаке", - признается Олег. - Мне кажется, это едва ли не самая мыслящая команда в Европе. На тренировках в Тарасовке учат прежде всего думать на поле.

- Вы научились этому за два года, что провели в "Спартаке"?

- По-моему, да. Хотя со стороны, как говорится, виднее.

- В таком случае, почему все-таки не закрепились в основном составе?

- Мне откровенно не везло - замучили травмы. К тому же от нагрузок и частых игр у меня стали болеть мышцы живота. Я поехал в Израиль на лечение, а когда полностью восстановился, мне предложили довольно выгодный контракт в "Маккаби" из Герцлии. Страна понравилась, и, поскольку руководство "Спартака" было не против, я его подписал.

- Но после "Спартака" в новой команде, наверное, было непросто?

- В какой-то степени да. Но помогли Василий Иванов и Роман Пилипчук. К их совету я постоянно прислушивался. А касались они не только футбола, но и жизни в Израиле, которая заметно отличается от украинской и российской. Хотя сейчас я чувствую себя здесь почти как дома.

- Тем не менее в Израиле поговаривают, что Надуда никак не может забыть, что выступает в "Маккаби", а не в "Спартаке", и потому то и дело требует на поле от нынешних партнеров такой же игры - например, в одно касание, - какая присуща красно-белым.

- Я действительно привык в "Спартаке" к тому, что если отдал мяч партнеру и открылся - тут же получил его назад. А здесь многие футболисты, пока не обведут одного-двух соперников, с мячом не расстаются. Главное - себя показать, а остальное, в том числе и результат, вроде как ерунда. И черновую работу на поле израильтяне делать не любят. Если бы они избавились от двух этих недостатков, то их футбол прогрессировал бы гораздо быстрее.

- Но чтобы объяснить партнерам, что быстрее мяча еще никто в мире не бежал, надо знать иврит.

- Я знаю его неплохо - на троечку с плюсом. Но вот беда - не успеешь что-то объяснить одним, как им на смену приходят другие. Уж очень велика тут текучесть кадров.

- Насколько я помню, вы едва ли не с первого дня стали лидером команды?

- И все потому, что Гили Ландау, тогдашний тренер "Маккаби", почему-то сразу поверил в меня. По крайней мере уже после третьего матча на собрании команды он сказал, что вся игра в атаке должна строиться через меня.

- А на какой позиции вы действовали?

- "Под нападающими". Интересно, что тогда в центре обороны играл Саша Тайков из Минска. Опорного полузащитника - Иванов, а на огневом рубеже - Пилипчук. А кроме них два врача и человек, отвечающий за форму, тоже были из бывшего Союза. По этому поводу в Израиле до сих пор шутят, что герцлийский "Маккаби" находится в руках русской мафии.

- Надеюсь, вы достойно держите "нашу марку"?

- До нынешнего сезона держали достойно. И в его начале все складывалось хорошо - я, например, с полуслова понимал и Пилипчука, и Нидергауса, игравших впереди, а они меня. Но в пятом туре я сломал малоберцовую кость и порвал связки, потом травмировался Пилипчук, появились перестановки в составе и в руководстве команды, и игра разладилась.

- Когда же вы спустя четыре месяца вернулись в строй, Нидергауса уже в Герцлии не было. Как получилось, что он не заиграл ни в хайфском "Маккаби", ни у вас?

- Насчет Хайфы не знаю. Вроде бы начал он там нормально. Помню, нам гол забил, когда мы сыграли 2:2 (кстати, я тоже в том матче не ушел с поля без гола). И на сборах в Голландии уже в нашей команде он выглядел неплохо. Но Нидергаус нуждается в игроках или хотя бы в одном игроке, которые бы его обслуживали, что и входило в мои обязанности. Когда же он остался без ассистента, то как-то сник, и голевое чутье куда-то пропало. Да и вообще осенью "Маккаби" забивал чрезвычайно редко.

- Но сейчас, по-моему, дело пошло на лад. В первых двух турах второго круга "Маккаби" взял четыре очка из шести.

- Вы правы. Особенно важной была для нас победа со счетом 3:2 над "Бней-Йегудой". Мы ведь до этого не выигрывали почти четыре месяца, и все футболисты ходили мрачные, как тучи. Но я думаю, что с каждым матчем наше настроение теперь будет улучшаться, и мы снова сохраним за собой место в высшей лиге, в которой "Маккаби" играет четвертый год. Как раз с того сезона, как я в нем появился.

- Что ж, будет действительно обидно, если команда с таким прекрасным стадионом не будет принимать у себя ведущие израильские клубы.

- Уж не говорите: на таком стадионе и на таком поле играть одно удовольствие. Недаром олимпийская сборная Израиля домашние матчи проводит именно в Герцлии.

- Теперь традиционный вопрос, который я задаю всем нашим израильским легионерам: кто в марте пробьется в полуфинал Кубка кубков - московский "Локомотив" или хайфский "Маккаби"?

- С такой игрой, какую показали футболисты "Маккаби" в двух последних матчах национального первенства, у них, по-моему, во встречах с "Локомотивом" нет никаких шансов. Я даже не представляю себе, что способна противопоставить команда Угрина одному из сильнейших российских клубов.

- Кажется, совсем недавно и вы играли в еврокубках.

- И не просто в еврокубках, а в Лиге чемпионов, где каждый матч запоминается очень надолго. Разве можно забыть, например, две встречи "Спартака" с киевским "Динамо" осенью 1994 года? Мне воспоминания о них особенно дороги, потому что в первом матче в украинской столице Писарев открыл счет спартаковским голам в групповом турнире после моей передачи с левого фланга, а во втором в Лужниках мы взяли реванш. Тогда единственный гол Мухсина Мухамадиева решил судьбу встречи. Правда, я вышел на поле лишь за четверть часа до конца. Но когда прозвучал финальный свисток, чувствовал себя таким же счастливым, как и те, кто отыграл оба тайма. За такие 15 минут в "Спартаке" полжизни можно отдать.