Газета Спорт-Экспресс № 27 (1926) от 6 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

6 февраля 1999

6 февраля 1999 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

В КАЗАНИ ПОЯВИЛСЯ СВОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

С приходом в казанский "Рубин" Павла Садырина этот клуб стал напоминать небольшой филиал Санкт-Петербурга на Волге. Сразу пять воспитанников питерского футбола будут играть в команде, где работают три тренера с берегов Невы.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Ларнаки

ЕСТЬ ДАЖЕ АКАДЕМИК

Живут казанцы в отеле, где останавливалось на Кипре киевское "Динамо", спокойном и немного чопорном "Голден бей". Говорят, что строгие нравы солидной гостиницы еще более ужесточил Валерий Лобановский. Мэтр, поглядев на официанток в ресторане, через два дня распорядился заменить симпатичных киприоток на мужчин.

"Рубину" пока далеко до четвертьфиналиста Лиги чемпионов, но готовятся казанцы к сезону очень серьезно. Играть, конечно, не с "Реалом", но, думаю, испанский суперклуб мог бы оступиться в Саратове или Туле, проведи он 30 матчей в режиме две игры за три дня, перелетая от Калининграда до Читы.

Подъем у казанцев в 7.00. А через 15 минут начинается 45-минутная зарядка, которую проводят на пляже. В 11.30 - утреннее занятие, в 16.00 - вечернее. Оба длятся полтора часа, а вечером игроков ждет часовое теоретическое занятие.

С командой работает комплексная научная группа. Руководит ею академик Рыбаков, сотрудничавший с Садыриным еще 15 лет назад. В чемпионский для "Зенита" год. Сейчас этот специалист в области спортивного питания, восстановления и компьютерной информации снова с Садыриным. У Рыбакова помимо серьезных трудов и научного звания есть небольшая фирма. Это она, кстати, принимает все команды Садырина в Финляндии. Еще один новый человек в "Рубине" и тоже петербуржец - Сергей Ломакин. Он трижды принимал участие в решении командой задач по выходу наверх. В 93-м - с "Ладой", в 95-м - с "Балтикой", в 96-м вместе с Садыриным работал в "Зените". Сейчас этот тренер, явно установивший российский рекорд для наставников второго плана по решению задачи выхода наверх, отвечает за сбор информации о предстоящих соперниках и работает с группой петербуржцев.

ОКРОШИДЗЕ НА СУДЬБУ НЕ СЕТУЕТ

Когда один из лучших голкиперов первого дивизиона покинул "Сокол", болельщики волжан безапелляционно заявили: "Ушло больше полкоманды". Возможно, это суждение несколько преувеличивает реальное положение дел, но факт остается фактом: "Сокол", несомненно, потерял. Не только вратаря, но и капитана, лидера, любимца болельщиков.

- Я шел в "Рубин" из-за Садырина, с которым у меня хорошие отношения, мы вместе работали, и на приглашение Павла Федоровича я откликнулся с радостью. Хотя за два года в "Соколе" я многое приобрел. От пребывания в Саратове у меня остались только положительные эмоции.

- А вы не считаете, что ваша карьера не слишком сложилась: в высшей лиге почти не играли, хотя в свое время вам пророчил большое будущее сам Пеле?

- Не считаю. В высшем дивизионе я поиграл, пусть и немного. На судьбу не сетую: у каждого она своя.

- Есть ли какая-нибудь закономерность, что в Казани оказались сразу пятеро питерцев?

- Да, все шли к тренеру, которого они знают. Мне, например, было известно, что кроме меня в команде появятся Наумов и Бобров, хорошо знакомые еще по "Зениту". Это тоже влияет на принятие решения при выборе команды.

Солидарен с Окрошидзе и Сергей Сенников, два года назад игравший в питерском "Локомотиве" и перебравшийся в прошлое межсезонье в ЦСКА, к Садырину. После его отставки этот защитник атакующего плана (так определил свое амплуа сам Сенников) перебрался в "Шинник".

- В Ярославле меня устраивало многое. Во-первых, я играл в основном составе. Однако там поменялось руководство команды, а находился я в "Шиннике" на правах аренды. Ясности по поводу будущего не было. И когда позвонил Садырин, пригласивший в "Рубин", сразу согласился.

- А в "Зените" вы, насколько мне известно, вообще не играли?

- Да, был в дубле, но главной команде оказался не нужным.

- Вы вроде бы свой воспитанник, а уезжали в Москву и Ярославль, чтобы заработать себе имя. Почему так случилось?

- Возможно, тогда моя игра тренеров "Зенита" не устраивала.

У БОБРОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НЕ СЛОЖИЛОСЬ

Еще один петербуржец застал в "Зените" трех главных тренеров - Вячеслава Мельникова, Павла Садырина и Анатолия Бышовца. Это - Алексей Бобров. Работал он и с Гиви Нодия в питерском "Локомотиве", но не нашел общего языка с этим известным специалистом.

- Прошлый год я начинал дома, а завершал в Омске. Спасибо Костылеву, быстро решившему вопрос о моем и Угарова переходе в "Иртыш". Иначе я бы полгода был безработным, - рассказывает Бобров. - Не могу точно объяснить, почему, но с Гиви Георгиевичем мы общего языка не нашли, а трения перешли в итоге в конфликт. Дело зашло далеко, и клуб отстранил нас от занятий, фактически отчислив.

- В свое время вы считались одним из самых перспективных игроков "Зенита" образца 1993 года. Почему же та команда, получившая так много авансов, теперь не существует, а ее лидеры, коренные петербуржцы, играют где угодно, но не в "Зените"?

- Ситуация с отношением к петербуржцам изменилась еще при Садырине, четыре года назад. Тогда клуб пригласил много иногородних футболистов, чтобы решить задачу возвращения в высший дивизион. Потом, впрочем, ставка на своих воспитанников снова возобладала, как идея клуба. В 96-м в высшей лиге в основном играли воспитанники Санкт-Петербурга. Садырин придерживался курса на свои кадры. Все изменилось, когда возник конфликт между ним и Мутко. Пришел Бышовец, который дал понять, что на тех, кто играл при прежнем главном тренере, он не слишком рассчитывает. Особенно обидно, что Садырин просил купить трех футболистов и был уволен, а Бышовец сменил почти всю команду.

- Не обидно, что дома вас фактически считают игроками второго сорта?

- Эта позиция тренера, а не города. Президент "Зенита" мог бы, наверное, настоять на обратном, сохранить петербуржцев в команде, но тогда бы ему пришлось расставаться с Бышовцем. А именно этого тренера хотел видеть сам Мутко и акционеры на посту руководителя команды. С Бышовцем же у меня ничего не получилось - я ему был не нужен.

- В прошлом году вы оказались участником матча, который навсегда войдет в историю российского футбола. Я имею в виду игру "Иртыш" - "Сокол", ничья в которой преградила Саратову путь наверх.

- Сделав ее, мы и сами не знали, радоваться или плакать. Это все, что я могу сказать по этому поводу.

ДМИТРИЕВ ХОЧЕТ ДОКАЗАТЬ СВОЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Еще один новичок присоединился к "Рубину" непосредственно перед этим сбором, перебравшись в Казань из "Зенита".

- Садырин предложил мне попытаться доказать, что я еще чего-то стою, - рассказывает Олег Дмитриев, шесть лет назад считавшийся одним из самых перспективных игроков молодой питерской команды. - Я подумал и решил, что с меня глубокого запаса родного клуба хватит.

- Вас считали одним из самых талантливых игроков целой плеяды, что появилась в Питере в начале 90-х. Почему-то та команда так и не заиграла, хотя в свое время получила много авансов.

- Почему же, один сезон был хороший - 93-й.

- Но прошло уже шесть лет.

- Вы правы - авансов было много. А результат не пришел. У всех своя судьба. Многое изменилось, в частности, с приходом в "Зенит" Бышовца.

- Ваши партнеры говорят о том же. Вам проявить себя он шанс давал?

- Да. Поначалу я играл при нем, и так продолжалось примерно полгода. Потом Бышовец усадил меня в запас. Причем очень дальний. Я зачастую ехал с командой на выезд и четко знал, что не выпустят даже на десять минут. Можно было вообще не ездить: сплошные экскурсии за полтора года тренировок.

- Вы уже опытный игрок, зрелый человек. Можно сказать, что карьера Олега Дмитриева сложилась совсем не так, как бы хотелось?

- Увы, да.

- В этом есть ваша вина?

- Да. У меня были личные проблемы, которые помешали раскрыться полностью.

- А вам было важно, что в команде из Казани собрались ваши бывшие партнеры?

- Да. Хотя считать меня полноправным членом команды пока не стоит: контракт с "Рубином" я еще не подписал. Да и неизвестно, какую трансферную сумму за меня запросят.

Нет контракта с казанцами и у Алексея Наумова - последнего из питерцев. По его признанию, он бы никогда не покинул "Зенит", не заболей в свое время весьма серьезно, настолько, что пришлось год потратить на лечение. Теперь он будет возвращаться в элиту вместе со своими партнерами - шансы сделать это у казанцев есть. И звание одного из фаворитов межсезонья вполне оправдано.