Газета Спорт-Экспресс № 18 (1917) от 27 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

27 января 1999

27 января 1999 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА. Регулярный чемпионат

Никита МОРГУНОВ

ПОДПИСАВ КОНТРАКТ, СТАРАЛСЯ ВЫГЛЯДЕТЬ СЕРЬЕЗНЫМ

Играть в НБА - мечта каждого баскетболиста, в том числе и российского. С грустью приходится констатировать, что до нынешнего сезона в сильнейшей баскетбольной лиге планеты попробовал свои силы лишь один наш игрок - Сергей Базаревич. Может быть, поэтому попытки Никиты Моргунова пробиться в состав "Портленда", с которым его агент еще летом начал переговоры, до поры до времени казались утопией. Но невероятное свершилось: на прошлой неделе Моргунов подписал с "Трэйл Блэйзерс" контракт на 1 год.

ДО ПОРТЛЕНДА ДОБИРАЛСЯ 27 ЧАСОВ

Разыскать Моргунова в Америке оказалось делом нелегким. Корреспонденту "СЭ" удалось дозвониться до гостиницы, в которой остановился баскетболист, лишь вчера, когда в Портленде была глубокая ночь. Моргунов искренне удивился: "Как вы меня нашли?!"

- Если честно, то с трудом. Но давайте все-таки мы будем задавать вопросы. Как вы узнали об окончании локаута?

- Услышал об этом в Саратове сразу после матча Евролиги между "Автодором" и "Патинаикосом" (6 января. - П.О.).

- И что почувствовали?

- Обрадовался. Я уже слабо верил, что локаут когда-нибудь закончится. Но все-таки оставалась надежда, что сезон НБА будет спасен в самый последний момент.

- Вы сразу начали собираться в Америку?

- Уже через день был в Москве, откуда и отправился за океан.

- Сколько же времени вы добирались?

- С учетом пересадок во Франкфурте и в Чикаго и задержки рейсов - около 27 часов.

С КОНТРАКТОМ ВСЕ БЫЛО УЛАЖЕНО В СЧИТАННЫЕ ДНИ

- Я сразу почувствовал, насколько профессионально поставлено дело в НБА. В Чикаго надо было пройти таможенный контроль, обычно это занимает немало времени. Однако уже около самолета меня поджидал инспектор, которого заранее оповестили о моем появлении. Благодаря ему мы уложились в несколько минут. Так быстро я, пожалуй, таможню никогда не проходил.

- Что было дальше?

- Отвезли в гостиницу, в которой живут все игроки, приехавшие на просмотр, выдали личное расписание. Каждый при первой встрече получает еще специальную книгу - что-то вроде клубного пособия. Там рассказывается о всевозможных правилах, принятых в команде. В НБА к любой мелочи относятся очень серьезно. Никаких проблем с проживанием просто быть не может. А перед тренировкой, например, все получают листок, из которого можно узнать о предстоящем занятии. Начиная с того, когда и какие упражнения следует выполнять, и заканчивая тем, майку какого цвета нужно надеть.

- Вы прилетели в Америку более чем за неделю до того, как был подписан новый трудовой договор и начались первые тренировки. Чем занимались все это время?

- До открытия тренировочных лагерей работал индивидуально. Меня привозили в спортивный зал, я занимался со штангой и бросал по кольцу. Вообще неделя ожидания оказалась очень кстати. Во-первых, за это время прошла акклиматизация. Во-вторых, я мог постепенно увеличивать нагрузки, чтобы получше подготовиться к началу сборов.

- Когда зашел разговор с руководством "Портленда" о вашем контракте?

- Мы обсуждали это еще летом, но до соглашения тогда не дошло. Теперь же все закончилось довольно быстро. После официального завершения локаута мой агент прилетел в Портленд и договорился обо всех деталях, а уже через пару дней я поставил свою подпись под договором.

- Какова сумма вашего контракта?

- Понимаю, что в ближайшее время эта информация появится в прессе, но назвать сумму сейчас не могу: мы с агентом договорились ни с кем не обсуждать подробности сделки.

- Какое впечатление произвело на вас это событие?

- Подписав контракт, старался выглядеть серьезным, но из этого ничего не вышло. Меня переполняла безудержная радость. Все-таки я сделал очень большой шаг вперед, и этот момент имеет огромное значение в моей жизни. Первое время даже не мог поверить, что это наконец-то произошло. Играть в НБА - мечта, к которой я стремился всегда. Очень быстро эйфория сменилась огромным желанием работать. Не хочется, чтобы первый заокеанский договор стал для меня последним.

ОТ САБОНИСА ПОЛУЧАЮ СОВЕТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

- Вы уже успели познакомиться со своими новыми партнерами?

- Немного. На тренировках утром и вечером на протяжении трех с половиной часов идет тяжелая работа, перерывы между занятиями небольшие. Впрочем, в "Портленде" очень хороший коллектив. Игроки в основном молодые, а звезды не стараются держаться особняком. Приятно, когда каждый пытается тебя поддержать и подбодрить.

- В "Портленде" есть звезда, о которой вы знаете не понаслышке, - Арвидас Сабонис.

- Он не только великий игрок, но и человек замечательный. С ним не может возникнуть никаких проблем: Арвидас прост в общении, никаких признаков "звездной болезни". По возможности старается помочь мне советом.

- На каком языке?

- (Смеется.) Конечно, на русском. До меня так быстрее доходит.

- А как справляетесь с английским?

- Недавно позвонил жене и даже не сразу понял, что что-то не так: я заговорил с ней по-английски!

ВПЕРВЫЕ БРОСАЛ ПО КОЛЬЦУ В ПРИСУТСТВИИ 17 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ

- В воскресенье игроки "Портленда" провели первую официальную тренировочную игру перед зрителями.

- В новом сезоне команда впервые встретилась со своими болельщиками, и для меня все было в диковинку. В первую очередь такое количество зрителей - 17 тысяч человек! Я вышел на площадку одним из первых и почувствовал себя странно: впервые бросал по кольцу при таком стечении народа. Если столько зрителей собирает тренировка, сколько же придет на матч регулярного чемпионата? Страшно подумать! По этому поводу Стэйси Огмэн, улыбаясь, сказал мне: "НБА - это фантастика".

Баскетболисты не только играли, но и общались с народом. К каждому были приставлены по два работника зала, не отступавшие от нас ни на шаг. Мы бродили по коридорам Дворца спорта, отвечали на вопросы, фотографировались с болельщиками. Нельзя было только раздавать автографы. Вокруг Сабониса, Дэмона Стадемайра, Рашида Уоллеса, Джермэйна О'Нила собирались целые толпы.

- А как отнеслись болельщики к вам?

- Как к русской диковинке. Спрашивали об одном и том же: почему в России так холодно? А один раз я услышал: "Горжусь тем, что пожал вам руку". Сразу начинаешь понимать, что значит для американцев НБА и что пережили болельщики за полгода локаута. После матча игрокам прямо на площадке поставили стулья, и зрители начали задавать нам вопросы. В основном за всех отдувались лидеры команды. Один маленький мальчик спросил: "Почему вы бастовали?" И по вздоху, пробежавшему по залу, я уловил общее мнение: нет оправдания баскетболистам, допустившим такой длительный локаут. В мире НБА живут не только игроки и тренеры.

ПАРТНЕРЫ ПРЕДЛАГАЛИ МНЕ НАДЕТЬ ЖЕЛТУЮ МАЙКУ ЛИДЕРА

- Как известно, вы не принимали участия в первой тренировочной игре "Портленда".

- Меня записали в команду "черных", за которую играл и Сабонис (она победила с минимальным преимуществом - 88:86. - П.О.). Но я просидел на скамейке запасных, потому что ФИБА вовремя не прислала открепительное письмо.

- Когда же оно придет?

- Уже пришло. Сегодня днем (в понедельник. - П.О.).

- Теперь вы можете себя считать полноправным игроком "Портленда"?

- Да. Вечером я впервые официально тренировался вместе со всеми. До этого занимался отдельно, с помощниками главного тренера "Портленда" Майка Данливи. Кстати, их у него человек семь. Один называл упражнение, а еще двое помогали выполнять его. Это продолжалось около часа. Потом - велотренажер, причем я одновременно следил за комбинациями, которые в это время отрабатывали остальные игроки, - чтобы потом проще было. А заканчивал тренировку штангой и бросками.

- Тяжело было заниматься отдельно?

- Накручивать километры - не самое приятное занятие. После этих "велопрогулок" я по-другому воспринимаю велосипед. Игроки подшучивали надо мной, предлагали надеть желтую майку лидера. Сначала я тоже посмеивался, но потом думал только об одном: когда это закончится.

РАНЬШЕ Я ЗАПОЛЗАЛ В РАЗДЕВАЛКУ. ТЕПЕРЬ - ЗАХОЖУ

- Вы стали вторым россиянином после Сергея Базаревича, подписавшим контракт с клубом НБА. Гордитесь собой?

- Я прошел через летние лагеря НБА, которых многие европейцы стараются избегать, потому что там "мясорубка" и слишком велик риск получить травму. Так что можно считать, что уже добился немалого.

- Остается попасть в заявку "Портленда". Ведь в нее войдут 12 игроков, а контракты с клубом есть у 15.

- Для этого нужно поменять свое понимание баскетбола, осознать, что с момента выхода на площадку и до замены ты находишься в игре каждую секунду. А техникой и физическими кондициями, над которыми мне предстоит немало работать, в Америке никого не удивишь. Сложно будет привыкнуть и к тому, что в НБА отводится всего 24 секунды на атаку. Здесь нет позиционного нападения, нет времени на то, чтобы встать и ждать действий от разыгрывающего. Работать необходимо как проклятому. У меня есть специальная программа подготовки, в которой все просчитано и расписано. Остается только тренироваться, не жалея себя.

- Не боитесь тяжелых нагрузок, которые заметно отличаются от европейских?

- Чем больше нагрузка, тем лучше я себя чувствую. Когда только начинал здесь тренироваться, в буквальном смысле слова заползал в раздевалку. Сейчас уже захожу.

Павел ОСИПОВ