Газета Спорт-Экспресс № 17 (1916) от 26 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
ТРИ ЧЛЕНА МОК ПОДАЛИ В ОТСТАВКУ. ЕЩЕ ШЕСТЕРЫМ УКАЗАЛИ НА ДВЕРЬ
В минувший уик-энд лозаннская штаб-квартира МОК напоминала осажденную крепость. Ее окружали полицейские кордоны, специальные заграждения, внутрь никого не пускали. Членов исполкома МОК и тех, кого они пригласили для дачи объяснений в связи со скандалом, связанным с кампанией Солт-Лейк-Сити за право получить Игры-2002, привозили на автомобилях прямо в гараж, так, чтобы никто не знал, кто именно находится внутри.
Александр РАТНЕР |
из Лозанны |
Вторая половина 80-х годов была эпохой расцвета международного олимпийского движения. Благодаря политике, проводимой Хуаном Антонио Самаранчем, удалось добиться единства всех членов олимпийской семьи, а Олимпийские игры действительно стали главным спортивным событием в жизни планеты. Плюс существенно повысились доходы - главным образом за счет продажи телеправ на трансляцию Игр и ряда комплексных коммерческих программ МОК. "Главная проблема олимпийского движения состоит в том, что у него нет проблем", - еще недавно утверждал президент МОК. Увы, он ошибался. Проблемы, как выяснилось, есть, и связаны они не столько с попытками определенных политических кругов использовать международное олимпийское движение в своих интересах, как это было прежде, сколько в слабости человеческой натуры.
Пресс-конференция руководства МОК началась в воскресенье - в 19.00 по местному времени в Олимпийском музее. К этому часу в музее оставили только аккредитованных журналистов и специально приглашенных лиц. Для простых смертных доступ в музей был закрыт после 18.00.
О шести официально принятых решениях "СЭ" сообщил вчера. Поэтому позволю себе поделиться впечатлениями о том, как все происходило. Первым взял слово Самаранч. Он извинился перед спортсменами, жителями Солт-Лейк-Сити и штата Юта, членами всемирной олимпийской семьи и миллионами граждан планеты за то, что несколько членов МОК нарушили правила выбора столицы зимних Олимпийских Игр 2002 года. А затем сообщил о тех решениях, которые принял исполком МОК. Самаранч подчеркнул, что МОК стал первой организацией, которая сразу создала комиссию по расследованию выявившихся фактов, подвела итоги и наказала виновных.
Потом слово было предоставлено канадцу Ричарду Паунду, который заявил, что возглавляемая им комиссия тщательно изучила документы и пришла к выводу, что ни один из членов МОК, подлежащих исключению, не действовал случайно или непреднамеренно. Каждый знал, что он делал, и сознательно нарушал клятву члена МОК. Вместе с тем Паунд подчеркнул, что никто никого не обвиняет в коррупции или взяточничестве. Речь также не может идти ни о какой криминальной подоплеке. Все заключается в нарушении этических принципов, которыми должны руководствоваться члены МОК в своей повседневной деятельности.
Комиссия во главе с Паундом опиралась на текст клятвы, которую дают при вступлении в МОК его новые члены. А в ней они обещают "быть свободными от любого политического или коммерческого влияния". Вот почему комиссия очертила круг нарушений, за которыми должны последовать наказания. Это прежде всего получение какой-либо материальной выгоды, в том числе денег, товаров или услуг, не связанных с кампанией по выдвижению города - претендента на Игры, оказание неэкстренных медицинских услуг, получение подарков, стоимость которых выходит за установленные таможенные нормы. Кроме того, это получение или согласие на получение материальных выгод для членов семьи или родственников, включая стипендии, выплату карманных денег, медицинские услуги и трудоустройство. Также недопустимо, по мнению комиссии, получение или указание на предоставление выгоды третьим лицам, за исключением спортивных или олимпийских программ, которые известны широкой публике. Наконец, это злоупотребление гостеприимством города-кандидата (многочисленные визиты туда или поездки в сопровождении более чем одного гостя).
Результаты расследования, как уже сообщал "СЭ", привели к отставке трех членов МОК и решению исполкома МОК просить президента временно - до очередной сессии МОК - исключить еще шесть человек. В опубликованном докладе комиссии ничего не говорится о правонарушениях Пирьи Хэггман (Финляндия), Башира Мохаммеда Аттарабульси (Ливия) и Дэвида Сикхулуми Сибандзе (Свазиленд), попросивших об отставке, зато пунктуально указывается, за что подлежат исключению шесть других членов МОК. Агустин Арройо (Эквадор), например, в период с 1992 по 1995 год получил от Оргкомитета Солт-Лейк-Сити (СЛОК) не менее 19 тысяч долларов. Кроме того, он неоднократно посещал Солт-Лейк-Сити, и СЛОК регулярно оплачивал его транспортные расходы, которые составили еще 19 тысяч долларов. Зейн Эль Абдин Ахмед Абдель Гадир (Судан) получил от СЛОК 25 тысяч долларов. Жан-Клод Ганга (Конго) оказал себе за счет СЛОК услуг на 70 тысяч долларов. Кроме того, он и члены его семьи получили бесплатную помощь и лекарства. По меньше мере один его ребенок находился на стипендии СЛОК. Вдобавок ко всему СЛОК оплатил ему и членам его семьи транспортные расходы на сумму, превышающую 115 тысяч долларов, и вручил господину Ганге разных подарков на 14 с лишним тысяч долларов. В своем объяснении Ганга, который является президентом Ассоциации НОК Африки, заявил, что большую часть этих денег он перечислил на счета НОК Центрально-Африканской Республики, Конго и Нигера. Однако члены комиссии сочли, что поведение этого деятеля несовместимо с нормами пребывания в МОК. Другой член МОК Ламин Кейта (Мали) утверждал, что знать не знает о том, что его сын в период между августом 1993 и февралем 1997 года получил от СЛОК 97 тысяч долларов. Естественно, эти объяснения не были восприняты всерьез. Чарльз Мукора (Кения) стал богаче на 34 тысячи 650 долларов, а Серхио Сатандер (Чили) - на 20 тысяч 50 долларов США. Пытаясь объяснить сей неблаговидный факт, Серхио Сатандер заявил, что не знал о перечислении этих денег на его счет, и вообще считал, что помощь ему в попытке стать мэром Сантьяго оказывает не СЛОК, а просто Томас Уэлш, который возглавлял Комитет по выдвижению кандидатуры Солт-Лейк-Сити.
В связи с тем, что комиссия, возглавляемая Ричардом Паундом завершила порученное ей дело, она рекомендовала президенту МОК учредить постоянно действующую комиссию по этике. Генеральному директору МОК Франсуа Каррару, члену исполкома МОК Кеба Мбайе (Сенегал) и Кевану Госперу (Австралия) дано поручение к 2 февраля представить проект устава этой комиссии и основных направлений ее деятельности. Одной из первых задач этой комиссии будет завершение изучения обстоятельств дел, связанных с именами Ким Ун Йонга (Корея), Виталия Смирнова (Россия) и Гиранду Н'Дьяйе (Кот-д'Ивуар), в отношении которых окончательного решения пока принято не было. Речь идет о трех влиятельнейших членах МОК, причем случай с Кимом имеет особую пикантность, так как очередная сессия МОК 1999 года, на которой должна быть определена столица зимних Олимпийских игр 2006 года, пройдет в июне нынешнего года в Сеуле.
После выступления Самаранча, Паунда и Каррара, который зачитал решения, принятые исполкомом МОК, началась пресс-конференция. Президента МОК, в частности, спросили, не собирается ли он в связи со скандалом подать в отставку. "Меня выбрали президентом в 1980-м году в Москве и потом трижды переизбирали, - ответил Самаранч. - В эти дни я получаю письма и телеграммы с поддержкой от членов МОК, НОК и МСФ, а потому намерен завершить свой мандат в 2001 году. Тем не менее, на предстоящей сессии МОК 17-18 марта 1999 года в Лозанне я вновь поставлю вопрос о доверии к себе со стороны членов МОК.
Почему МОК раньше не принимал мер в связи с обвинениями, которые то и дело раздавались в адрес тех или иных его членов? "У нас никогда не было фактов, - сказал Самаранч. - Как только они появились мы сразу начали действовать".
- Не боитесь ли вы, - спросил кто-то из журналистов Франсуа Каррара, - что теперь, когда принято решение о приостановлении членства в МОК шести человек, они могут начать поливать всех грязью, так как терять им уже нечего?
- На нас уже столько вылили грязи за последний месяц, что больше некуда. Мы намерены самоочиститься и идти вперед, - последовал ответ. А Ричард Паунд добавил к этому, что каждый из шести членов МОК, в отношении которых принято решение об исключении, может защищаться и имеет полное право на предстоящей сессии МОК объяснить свои действия в надежде избежать наказания.
К сказанному необходимо добавить, что отныне запрещены визиты членов МОК в города, претендующие за зимние Игры 2006 года, а представителям этих городов запрещено посещать членов МОК. Подтверждено, что Игры 2000 года пройдут в Сиднее, а 2002-го - в Солт-Лейк-Сити, чтобы ни произошло, и что президент МОК уже написал письма во все бывшие города-кандидаты с просьбой до 31 января нынешнего года прислать документы, подтверждающие факты, если таковые имели место, неблаговидного поведения членов МОК во время борьбы за право получить Игры.
МОК хочет как можно быстрее перевернуть "черную" страницу своей истории и вступить в новое тысячелетие, располагая доверием мировой общественности.