Газета Спорт-Экспресс № 5 (1904) от 12 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

12 января 1999

12 января 1999 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

Елена БАРАНОВА

С СЕНТЯБРЯ ЦСКА НЕ ЗАПЛАТИЛ МНЕ НИ КОПЕЙКИ

Судя по выступлениям за национальную сборную, прошлый год выдался для Барановой очень удачным: серебряная медаль и звание лучшей баскетболистки, добытые на чемпионате мира, недавно обернулись и титулом баскетболистки года в Европе по итогам традиционного опроса La Gazzetta dello Sport. А вот клубная карьера-98 складывалась у Елены далеко не так гладко. ЦСКА впервые уступил золото российского первенства, затем из-за финансовых проблем снялся с Кубка Ронкетти, и сегодня спортсменка всерьез подумывает о переходе в московское "Динамо".

- Трехлетний контракт с ЦСКА я подписала в 1996 году, и скоро он заканчивается. Впрочем, вряд ли этот договор имеет юридическую силу: как и многие другие, я недополучила много причитающихся мне по нему денег. С сентября вообще не заплатили ни копейки. Игры, как таковой, в армейском клубе сейчас вообще нет. От прошлого состава практически никого не осталось, а чтобы создать новую боеспособную команду, нужно много времени. Однако в первую очередь меня волнует позиция клубной администрации. Руководство ЦСКА равнодушно ждет, уйду я или нет. Очень не хочется скандала, и я еще надеюсь на компромисс, хотя могу покинуть команду в любой момент. Анатолий Дмитриевич Мышкин (главный тренер армейских баскетболисток. - "СЭ") боролся за меня все последние месяцы: он пытался урегулировать ситуацию, заняв мою сторону. Но, похоже, мой уход становится неизбежным. Интересно, что было бы, если бы не платили кому-то из мужского ЦСКА, получившему приз лучшему игроку Европы? Женщины в нашем клубе бесправны. Но я буду бороться и верю, что добьюсь своего, изменю отношение к себе. Время еще есть, ведь период дозаявок на плей-офф Евролиги продлится до 12 февраля.

- Возможен ваш переход в "Динамо"?

- Такой вариант существует, причем не исключено, что я буду выступать за "Динамо" в Евролиге, даже если в чемпионате России продолжу играть за ЦСКА. Это не запрещено международными правилами. Конечно, очень хочется поиграть в Евролиге, и, думаю, я могу помочь динамовкам. Мне уже приходилось выходить на площадку со многими баскетболистками этой команды, так что проблем с притиркой в новом коллективе возникнуть не должно. Постараюсь немного усилить защиту: в "Динамо" не хватает высокорослых баскетболисток, и Минаева с Засульской вынуждены играть по 40 минут, что очень тяжело. По-моему, динамовкам в этом сезоне по силам стать чемпионками Евролиги. По составу это практически национальная сборная, которой нет равных в Евролиге. Правда, в групповом турнире может сказаться недостаток опыта выступлений на таком уровне, но со временем все придет в норму.

- Почему же вы после чемпионата мира не уехали в зарубежный клуб? Ведь предложения были.

- Да, и немало. В августе агент называл много команд из 6-7 стран, проявлявших ко мне интерес. Но в ЦСКА мне твердили, что лучший игрок мирового первенства должен играть в России, и обещали решить все проблемы. Еще весной наши новые спонсоры из крупного банка (ОНЭКСИМа. - "СЭ") составили что-то наподобие гарантийного письма об оплате наших контрактов. Словом, я осталась в команде. Мышкин мне как отец родной. Много ли найдется в Европе женских тренеров, которые в свое время играли в баскетбол на таком высоком уровне? А Мышкин и прекрасный специалист, и очень хороший человек. Он неоднократно ходил к руководству клуба, но функционер, недавно пришедший в ЦСКА из того самого банка, фамилию которого я называть не хочу (речь идет об Андрее Малышеве, президенте ЗАО "ЦСКА-Холдинг". - "СЭ"), видимо, не желает помогать нам.

До сих пор помню, как я узнала о том, что ЦСКА не примет участия в Кубке Ронкетти. Вернулась домой с обычной тренировки, включила телевизор и услышала, что нас сняли с турнира. Заливаясь слезами, позвонила Мышкину, а он тоже в шоке. Оказывается, свинью нам подложил начальник ЦСКА, которого потом со скандалом убрали с этого поста (Баранова имеет в виду Александра Барановского. - "СЭ"). Я не называю фамилий, потому что они и так всем известны.

- А что будет по окончании сезона?

- Летом нас ждет чемпионат Европы, на котором нам вполне по силам побороться за золото.

- У вас не осталось неприятного осадка от первенства мира? Ведь сборная России могла и там стать первой.

- Я считаю, что наше второе место равноценно первому. Мы лишь чуть-чуть проиграли американкам, победить которых очень трудно. По-моему, наш тренер Евгений Гомельский пошел на хитрость, чтобы усыпить бдительность команды США: в группе мы проиграли ей с разгромным счетом, зато в финале едва не взяли реванш. К сожалению, на решающий матч у меня уже не осталось сил: слишком много истратила их в предыдущих матчах против Кубы и Австралии, с ног валилась от усталости. Мы уступили американкам 2 очка, но сделали все, что могли, и в целом этот чемпионат был для меня очень удачным. Когда в 1992 году я в составе Объединенной команды выиграла Олимпиаду и получила звание заслуженного мастера спорта, это был огромный успех, но я еще не ощущала себя победительницей: это был скорее аванс, который предстояло отработать.

- Что ждет вас после чемпионата Европы-99?

- Собираюсь вновь поехать в НБА. Мой двухлетний контракт с клубом "Юта Старз" закончился, и агент подыскивает команду посильнее. Впрочем, не исключено, что и чемпионат-99 я проведу в той же "Юте". Конечно, это далеко не самый сильный клуб, зато мне нравятся Солт-Лейк-Сити и атмосфера в команде.

- НБА - это хорошо, но потом все равно придется возвращаться в Европу. В каком клубе вы начнете сезон 1999/2000?

- Пока не знаю. Возможно, что-то прояснится уже в ближайшее время или в конце этого сезона. Предложения из-за рубежа наверняка будут, но их необходимо хорошенько обдумать. Не собираюсь уезжать в первую же попавшуюся команду, ведь я хочу играть в Евролиге, а отъезд за границу - не главная цель для меня. Лишь на первый взгляд кажется, что легионеров там уважают. В женском европейском клубе тебя либо выжимают как лимон, не дают отдохнуть, либо выпускают на 5-10 минут, а затем делают паузу минут на 20. То есть приходится или в одиночку тянуть на себе всю команду, или выступать в роли учителя - подтягивать остальных. Во втором случае выступаешь в рваном ритме: только разыграешься, сажают на скамейку, чтобы дать возможность своим попробовать силы. До очередного выхода на площадку успеваешь остыть. Приятного мало.

- Видите ли вы в своей игре какие-нибудь недостатки?

- Совершенных игроков не бывает. Самая слабая моя сторона - дриблинг, над ним можно было бы поработать. Впрочем, водить мяч все-таки прерогатива разыгрывающих, а я действую в амплуа нападающей или центровой.

- Кто наиболее близок к вашему идеалу баскетболиста?

- Конечно, Майкл Джордан - великий игрок с уникальной техникой. Но у темнокожих спортсменов изначально есть преимущество перед белыми в физических данных. Поэтому особое уважение вызывают у меня как раз те немногие белые, которые сумели стать суперзвездами НБА. В первую очередь Ларри Берд. Он вроде бы почти не прыгал да и фигурой обладал не самой спортивной, а как играл, как у него голова работала!

Георгий КУДИНОВ,
Александр ФЕДОТОВ