Газета Спорт-Экспресс № 5 (1904) от 12 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

12 января 1999

12 января 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН

Сергей ЮРАН

ШТУРМУЮ "КЕЙСАРИЙСКИЕ АЛЬПЫ"

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Кейсарии

- Лечь! Отжаться пять раз! Встать! И - бегом на горку! - командовал Вячеслав Грозный, один из трех ассистентов Олега Романцева (кроме Грозного, вернувшегося в команду через два с лишним года, здесь на сборах в Израиле главному тренеру "Спартака" помогают Виктор Самохин и Юрий Дарвин, нацеленный на работу с вратарями).

- Лечь... Встать... Бегом...

У меня до сих пор в ушах грозный голос Грозного и цветная картинка перед глазами: спартаковцы отчаянно штурмуют зеленый холм - ну, почти, как солдаты Суворова Альпы, - расположенный по соседству с футбольным полем, а значит, и с отелем "Дан Кейсария".

Я наблюдаю за этими маневрами, и мне становится интересно, кто же именно чаще других оказывается на вершине. Начинаю считать и... Как вы думаете, кто? Это ветеран нашего "физкультурного движения" Сергей Юран. Впрочем, что в том удивительного, если он в свое время киевскую школу прошел. А после нее уже ничего не страшно.

Кстати, когда Юран три с половиной года назад впервые переступил порог спартаковской базы в Тарасовке, его вес превышал привычный игровой. И тогда, не ограничившись тренировками в общей группе, он, подобно штангисту, захотевшему перейти в более легкую категорию, часами истязал себя на беговой дорожке, в тренажерном зале и сауне. И напрасно друзья пытались разыскать его в Москве - он в течение двух недель безвылазно находился в Тарасовке и к телефону не подходил.

И благодаря этому уже в стартовом матче группового турнира Лиги чемпионов с "Блэкберном" на его поле в своем коронном стиле (на его плечах висели два защитника, но он все-таки сумел послать мяч в ворота с линии штрафной мимо выбежавшего навстречу вратаря) забил потрясающий гол - единственный в той игре, а значит, решающий и победный.

Это был первый, но далеко не последний убедительный, аргументированный ответ форварда пессимистам, которые считали, что киевский динамовец Юран никогда в жизни не заиграет в московском "Спартаке" - уж слишком разный футбол исповедуют два этих клуба. Но он заиграл. И еще как заиграл! И все без исключения поняли, что Юран - он, как говорится, и в Африке Юран.

- С тех пор, где бы я ни находился - в Англии или Германии, испытывал ностальгические чувства по той спартаковской игре, от которой получал истинное наслаждение, - признается Сергей в 115-м номере отеля "Дан Кейсария", где мы беседуем с ним после тренировки.

- Это и предрешило ваш выбор?

- Не только это. "Спартак", как и тогда, тренирует Олег Романцев, который, собственно, меня и пригласил в команду. Ну и, кроме того, скажу вам честно, устал от заграницы. И очень хотелось вернуться домой. И поиграть здесь сейчас, а не на закате своей карьеры.

- Но если бы вы с тренером "Бохума" Топпмеллером все-таки уладили конфликт - вы вряд ли вернулись бы в Москву?

- Я бы все равно вернулся. Он ведь всегда, с первого дня моего появления в "Бохуме", настаивал на том, чтобы я забыл о сборной и выступал только за клуб. И в последний раз, когда поехал в сборную, Топпмеллер поднял такой шум, что трудно представить. Тем не менее уже после возвращения я доказал свою правоту. Но пойти на попятную, дать опровержение в прессе в клубе никто не решился. Однако даже если бы это произошло, я бы в "Бохуме" не остался - работать с тренером, который был ко мне несправедлив, я бы не смог. К тому же очень тянуло домой.

- Но у вас же был четырехлетний контракт с "Бохумом"?

- Четыре года в Германии я бы не выдержал. У немцев совершенно иной менталитет, чем у нас. Конечно, они все делают для того, чтобы у них был хороший футбол. Но ведь существует еще жизнь и за кромкой футбольного поля. Она для меня в отличие от португальской так и осталась какой-то непонятной, необъяснимой.

- Менталитет португальцев вам ближе, чем немцев?

- Да, конечно. Португальцы, как и мы, - открытый, общительный народ. Там мы часто собирались с друзьями, встречались семьями. Такая жизнь мне по душе. Немцы же после игры - по домам. Все общение ограничивается лишь тренировками.

- Вы уладили формальности с "Бохумом"?

- По существу все. Недавно адвокат сообщил, что "Бохум" готов выплатить те деньги, которые мне причитаются по контракту. Я же в декабре улетел в отпуск, навестил родителей в Луганске, а 4 января встретился в Москве с Романцевым, чтобы обсудить все нюансы - выяснить, что он хотел бы от меня, а я - от клуба. Мы сразу нашли общий язык - поэтому переговоры продлились всего-навсего 5 минут.

- В общем, вы явились, как подарок тренеру на день рождения.

- Если я буду хорошо играть и забивать, то можно сказать, что да.

- Но вы пришли уже не в ту команду, из которой уходили. Многие ваши бывшие партнеры играют за границей.

- Все это так. Но кто-то уходит, кто-то приходит, а "Спартак" остается "Спартаком". Тот же тренер, те же принципы игры. И без нас - Онопко, Никифорова, Черчесова, Кулькова, Шмарова, без меня - команда играла здорово и в России, и в еврокубках.

- Вы следили за ее выступлением? Например, в последнем турнире Лиги чемпионов?

- Все матчи целиком я не видел. Но эпизоды, связанные с острыми моментами, с голами, в Германии показывали. Я радовался удачному старту "Спартака", когда он обыграл и "Штурм", и "Реал", и сильно расстраивался, когда впоследствии спартаковцы теряли обидные очки. С другой стороны, мне все понятно: тот же "Реал" на подъеме, выиграл Межконтинентальный кубок, чемпионат Испании в разгаре, а российское первенство давно завершилось, и "Спартак" выпал из привычного игрового ритма. Все-таки тренировки - это тренировки, и ничем игровую практику не восполнишь.

- Сейчас вы пришли в "Спартак" с большей уверенностью в правильности выбора, чем первый раз?

- Естественно. Тогда все-таки ощущал тревогу - подойду ли под спартаковскую игру. А сейчас на этот счет никаких сомнений нет. Все теперь зависит только от меня.

- Но теперь вы, как опытнейший игрок, должны стать лидером команды, ибо сфера вашего влияния на партнеров заметно возросла - они же в основном помоложе вас.

- Я это понимаю. И готов подсказать, посоветовать молодым, поддержать их в трудный момент. Но я уже за эти считанные дни заметил, что в "Спартаке" каждый делает свое дело ответственно и серьезно, понимая, что от того, как ты сегодня подготовился к сезону, зависит и твой рейтинг, и твое материальное положение, и, что особенно важно, репутация клуба. Это прежде молодых игроков надо было подхлестывать. Нынче же растет совсем другое поколение.

- Для вас играет роль, кто именно будет вашим партнером в нападении?

- Нет, для меня это никогда не играло никакой роли. Ни в Киеве, ни в Португалии, ни в "Спартаке". Я быстро приспосабливаюсь к любому партнеру. Самое главное - мне самому подготовиться к сезону так, чтобы болельщики сказали: "Да, это тот самый Юран, которого мы знаем". Тогда я смогу спокойно выходить на улицу, а с утра открывать свежий номер "СЭ" с отчетом о матче "Спартака".

- Вы были чемпионом Украины, дважды побеждали в первенстве Португалии, там же выигрывали Кубок...

-... Только вот золотой медали чемпиона России у меня нет. И я очень хочу пополнить ею в этом году свою коллекцию. И, конечно, помочь команде в Лиге чемпионов сыграть так, как в 1995 году, и выйти в четвертьфинал. Ну и, естественно, буду счастлив, если Романцев пригласит меня в сборную. Но это надо еще заслужить.

- У вас есть квартира в Москве?

- Нет, пока я живу у тещи в Красногорске. Но полагаю, что в ближайшее время решу квартирный вопрос.

- Каким вам представляется чемпионат России-99?

- Я думаю, что это будет самый интересный и самый трудный чемпионат за все годы его проведения. Так что надо от первой и до последней игры выкладываться до конца. Любая осечка может дорого обойтись.

- Но вы-то как раз играли в чемпионате Германии, где проходных матчей вообще не существует.

- Да и здесь, независимо от соперника, надо играть, пока не прозвучал финальный судейский свисток. Уверен, ребята понимают, что матч длится 90 минут, а не 85 и не 89, не хуже меня.

- Ваши ощущения после первых тренировок?

- Похоже, я так не тренировался уже лет пять. В Португалии и Германии такой интенсивной работы на предсезонных сборах нет. Поэтому там я заканчивал чемпионат "на морально-волевых" - силенок уже не хватало. А сейчас, в "Спартаке", мы готовимся так, чтобы в ходе сезона лишь поддерживать оптимальную форму.

- Вы ведь в Израиле не в первый раз?

- Да, я однажды побывал здесь со сборной Садырина. Но тогда наше пребывание ограничилось лишь двумя днями и матчем в Хайфе. Сейчас же я понял, почему многие российские и зарубежные команды приезжают на сбор в Израиль. Что касается Кейсарии, то здесь можно отлично подготовиться к сезону. Шикарная гостиница с тренажерами, с восстановительным центром, с прекрасной кухней и хороший газон под окнами. Надеюсь, что и погода не подведет.

- Вы приехали в Израиль в составе "Спартака", с которым подписали трехлетний контракт. Как вы думаете: это последний контракт в вашей футбольной карьере?

- Нет, уверен, что не последний. Правда, мне не 20 и не 25, а 29. Но если целиком и полностью сосредоточиться на футболе, профессионально относиться к делу - к тренировкам, к матчам, подчинить интересам игры свободное время, можно еще долго радовать болельщиков. А я выхожу на поле именно для этого. И покину его навсегда лишь в тот момент, когда почувствую, что я уже не тот, что прежде. А произойдет это, думаю, не скоро.

...На следующий день Сергей Юран снова разминался, играл в квадрат, отрабатывал передачи и бил по воротам. И, конечно же, был в первых рядах среди штурмующих "кейсарийские Альпы".