Газета Спорт-Экспресс № 268 (1877) от 1 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион |
ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА |
Валерий ОВЧИННИКОВ
СЕЙЧАС КУРЮ ВОЗЛЕ ОКОПА, А ВОКРУГ ГОРЯТ ТАНКИ ВРАГА
Сразу после победы над "Нефтехимиком" в последнем туре чемпионата Валерий Овчинников выступил с сенсационным заявлением о своей отставке. Уйдет ли он из клуба или нет - вопрос, отвечать на который сам президент и главный тренер пока не желает.
- Прошел месяц с тех пор, как "Локомотив" вернулся в высшую лигу. Что изменилось после финального свистка в Нижнекамске?
- Сейчас хорошее время - время радости, время новых надежд. Только нет-нет, да и мелькнет мысль: а что было бы, если бы не вышли? И становится неуютно...
- Решен ли вопрос с вашей дальнейшей деятельностью в клубе?
- Давайте не будем говорить об этом раньше времени. У меня сейчас слишком много других забот.
- Как теперь строятся взаимоотношения клуба с руководством города и области, в первую очередь с губернатором?
- В данный момент мы взаимодействуем только в одном направлении: готовимся к чествованию команды. Что будет дальше, пока не знаю. Одно могу сказать точно: без поддержки города и области одной железной дороге не сдюжить, если мы не собираемся болтаться на дне высшего дивизиона, а хотим что-то выиграть. Наш выход в высшую лигу - это маленькая неприятность для города и области... Сезон-99 будет последним, когда есть возможность общими усилиями сделать суперклуб. Потом будет уже поздно. Лучший пример для меня - Саратовская область. Вот как надо относиться к футболу! На днях к нам приезжал президент РФС Колосков, и на встречу с ним прибыл представитель саратовской футбольной федерации. Я спросил его: "Как у вас дела?" Ответил одним словом: "Траур".
- Что, по-вашему, кроется в словах губернатора: "Чествование будет круче, чем в Элисте"?
- Я знаю, что было в прошлом году в Калмыкии, и могу сказать только: "Ух!" Но вся Калмыкия - это 300 тысяч человек, один Автозаводский район нашего города. Ведь этот праздник нужен не мне и даже не столько игрокам. Он нужен в первую очередь нашим нынешним и будущим болельщикам. Он нужен городу.
- Что планируется сделать в клубе к началу нового сезона?
- Во-первых, нам очень не нравится незавершенность нашего центрального стадиона. Три трибуны для арены высшей лиги - это непорядок. В свое время было решение о строительстве четвертой трибуны силами города и области. Но потом это тихо умерло. Сейчас ведется некоторая работа, но из-за дороговизны перспективы ее завершения туманны. Табло у нас на стадионе старовато и горит лишь местами - стыдно смотреть. Эту проблему тоже будем решать. К первому календарному матчу необходимо установить на всем стадионе пластиковые сиденья. Они уже есть, все 18 тысяч, осталось только смонтировать.
- Что первично - Овчинников-тренер или Овчинников-президент клуба?
- Без сомнения, тренер. Вся моя президентская деятельность посвящена удовлетворению моих тренерских запросов. Вообще, будь я только президентом, ситуация была бы совсем другая. Как хорошо: вызвал главного тренера, бах ему по голове: "Еще раз проиграешь и..." А сам себя не снимешь. И по большому счету я не президент, я - главный администратор, поскольку настоящий президент у нас - Горьковская железная дорога.
- Кто из игроков уже точно покидает команду и кто остается?
- А перед нами этот вопрос не стоит. Практически вся команда имеет контракты до конца 1999 года.
- Что может помешать кому-то из игроков остаться в "Локомотиве"?
- Не знаю. Наверное, личное желание. Именно этим мы сейчас и занимаемся: чтобы у всех игроков основного состава было большое желание в следующем сезоне играть в Нижнем Новгороде.
- Вы видите себя вне футбола?
- Вряд ли... Образ жизни футбольного тренера - это абсолютная ненормальность. Футбол - это наркотик. Правда, я никогда не сидел на игле, но могу себе это очень хорошо представить. Мои 10 лет тренерства - это ведь, по существу, срок. Настоящий срок, как по приговору: от звонка до звонка.
- У вас есть свободное время?
- Теперь - да. Но не потому, что меньше дел, а потому, что с возрастом стал высыпаться за меньшее количество часов. Прошедший сезон был убийственным. Шла бойня с участием нескольких команд за высшую лигу. Каждый день я был заведенный до безобразия. И вот теперь все позади, я победителем сижу возле окопа, курю, вокруг горят вражеские танки, рядом чадит последний - саратовский... Конечно, хотелось бы жить, как Константин Иванович Бесков. Он через два дня после окончания сезона уезжал на пару недель в Кисловодск снимать стресс. Увы, у меня ситуация другая, я нужен здесь.
- Откуда появилась примета выходить на поле, держа руку на плече одного из игроков?
- Сейчас уже и не вспомню, этой примете лет 20: если не всей команде, то хоть одному передать свой эмоциональный заряд.
- Кто определяет игрокам места в автобусе?
- Это делается раз и навсегда. Новичок зашел последним, сел на свободное место, и оно стало его. Потом, когда кто-то из команды выбывает, другой пришедший занимает его место.
- Вы чувствуете себя неуютно в чужом городе?
- За 10 лет тренерской карьеры для меня в России, пожалуй, уже не осталось чужих городов. Все изъезжены, излетаны, исхожены, все уже родные. Но спокойнее всего, конечно, в Нижнем.
- Что такое, по вашему мнению, настоящий болельщик?
- Это человек, который всегда верит в свой клуб. Всегда! Пусть мы "летим" 0:2 за 5 минут до конца - он верит: мы победим. Он будет поддерживать команду независимо ни от чего. Болельщик должен быть очень преданным и очень громким. Не этакий футбольный гурман, который приходит и вальяжно оценивает происходящее на поле. Нет! Это мужик, который на трибуне визжит, воет, орет, машет флагами. Болельщики при желании могут создать такой эмоциональный фон на стадионе, что никакие гости, даже самые великие, не смогут выиграть. А хозяева, наоборот, на крыльях летать станут и любые авторитеты ниспровергать. И нам нужно таких болельщиков побольше.
Максим ЛЕБЕДЕВ |
Нижний Новгород |