Газета Спорт-Экспресс № 256 (1865) от 17 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

17 ноября 1998

17 ноября 1998 | Теннис

ТЕННИС

Евгений КАФЕЛЬНИКОВ

МОЯ ИГРА НЕ ДАВАЛА МНЕ ПРАВА ВЫСТУПАТЬ В ГАННОВЕРЕ

18 тысяч зрителей на воскресном финале "Кубка Кремля", в котором встретились Кафельников и Иванишевич, - много это или мало? По сравнению с населением многомиллионной Москвы - капля в море. Но для турниров АТР Tour это рекордная цифра. А пресс-центр "Олимпийского" после этого матча не смог вместить всех желающих пообщаться с Евгением.

Елена РЕРИХ, Владимир ПЕСНЯ

из "Олимпийского"

МЫ ПОУЖИНАЛИ С ИВАНИШЕВИЧЕМ И РАССТАЛИСЬ В ЗДРАВОМ РАССУДКЕ

- Евгений, вы вспоминали перед этим матчем о том, что в последний раз выиграли у Иванишевича в 1995 году в Милане?

- Нет. Я просто был настроен победить. В предыдущих встречах у меня, к сожалению, иногда бывали сбои в решающий момент. Такая ситуация могла сложиться и сегодня, но я выдержал.

- Смэш, не удавшийся Иванишевичу на сет-пойнте в первой партии, как-то повлиял на вас?

- Я находился в таком психологическом состоянии, что на меня ничто не могло повлиять. Думал тогда только о том, что надо продолжать игру и побеждать. В тот момент я даже не понял, насколько важна сделанная соперником ошибка.

- Иванишевич шутил в субботу, что перед матчем встретится с вами в ресторане и попробует договориться, а если не получится, то напьется...

- (Хохочет.) Мы действительно встретились, хорошо поужинали и расстались в здравом рассудке.

- А вы можете напиться после победы?

- Мне завтра тренироваться.

В ГАННОВЕРЕ БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ СИТУАЦИИ

- Что мешает вам получать право на участие в чемпионате мира заранее, а не в такой трудной борьбе, которую вы два года подряд ведете в "Олимпийском"?

- Конечно, не хотелось бы постоянно доводить ситуацию до критической. С другой стороны, из того положения, в каком я оказался, я выжал максимум, и мне это приятно. А то, что два года подряд завоевываю эту путевку на московском турнире, приятно вдвойне.

- Возможно, в Москве вы мобилизуетесь больше, чем на других турнирах?

- Здесь иначе нельзя - слишком много моих поклонников. На сегодняшнем матче было 18 тысяч зрителей. Даже на чемпионатах "Большого шлема" нет такой замечательной аудитории. А поддержка в родных стенах - это просто фантастика!

- Как вы проведете неделю, оставшуюся до начала чемпионата?

- Буду тренироваться.

- Какие задачи ставите перед собой в Ганновере?

- Я счастлив, что выступлю там. Если бы не отказались Рафтер и Крайчек, я закончил бы год десятой ракеткой мира, что тоже большой успех. Моя игра в этом году не давала мне права выступать в Ганновере. Но раз уж я попал туда, буду исходить из ситуации.

САФИН МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ БОЛЬШЕГО, ЧЕМ Я

- Когда в Москве играли женщины, Моника Селеш сказала, что женский теннис сейчас на подъеме, а мужской переживает кризис. Вы согласны с этим?

- Да. Новое поколение женского тенниса - сестры Уильямс, Мартина Хингис, Анна Курникова - вызвало новую волну интереса публики. Все эти спортсменки - настоящие звезды. А мужской Тур действительно переживает кризис: ушел Стефан Эдберг, практически завершил выступления Борис Беккер. Новых ярких фигур - таких, как Андре Агасси или Пит Сампрас, - не видно. Нет теннисистов, которые способны заворожить зрителей одним своим присутствием на корте.

- А Марат Сафин?

- Он талантливый игрок, но пока не Агасси.

- А что вы можете сказать о нем как о партнере по команде в Кубке Дэвиса?

- Марат - сложившийся теннисист со своим стилем, его уважают сильнейшие игроки мира. Ему нужно только набраться опыта, отбросить мальчишеские капризы, а его физические и технические возможности неограниченны. Сафин может добиться значительно большего, чем я.

- Вы не хотите сыграть с ним в паре в АТР Tour?

- У меня есть постоянный партнер. Но если представится возможность, то сыграю с Маратом.

- Вы можете посоветовать Сафину, как избежать ошибок на корте?

- Я сделаю это, когда мы будем выступать против команды Германии в Кубке Дэвиса в конце марта.

ЕСЛИ ЗАВЕРШАТЬ КАРЬЕРУ, ТО СРАЗУ

- Как долго продлится владычество Сампраса и кто может прийти ему на смену?

- Сампрас - универсальный и уникальный теннисист, и он будет оставаться первым, пока хватит сил. Сегодня я не вижу никого, кто мог бы его превзойти.

- Он гений или труженик?

- Думаю, и то, и другое.

- Вы не оставили надежду стать лучшим теннисистом мира?

- Отнюдь. В этом году мне не хватало мотивации. Неправда, что я не вижу смысла в дальнейших выступлениях, потому что уже заработал много денег. Но одному, без тренера, трудно находить стимулы. Мне нужен наставник, который смог бы кроме всего прочего влиять на мой психологический настрой.

- Вы не собираетесь в будущем году уделять одиночным играм больше внимания?

- Я постоянно планирую меньше выступать в паре и больше в одиночном разряде, а получается все наоборот. Так что все будет зависеть от обстоятельств .

- Были ли в этом году моменты, когда вы оказывались не в силах преодолеть усталость?

- Я пять раз подряд проигрывал в первом круге, потому что временами усталость была намного сильнее желания победить. Но невозможно стабильно играть на протяжении всего сезона.

- Вы говорили, что через 2-3 года закончите выступления. Может ли что-то заставить вас остаться в Tуpe лет на 5?

- Молодых игроков все больше, и бороться с ними все труднее. А оказаться где-нибудь в середине первой сотни для меня унизительно.

- Как вы намерены проститься с теннисом: выступить на всех любимых турнирах, как Эдберг, постепенно снижать нагрузки, как Беккер, или оборвать все разом?

- Думаю, что сразу прекращу. Объявлю на пресс-конференции: все, заканчиваю. По-моему, это самый правильный путь.

- Вам всего 24 года, но вы профессионал с шестилетним стажем. Ощущаете ли себя молодым на корте?

- Нет, в теннисе я уже ветеран.

- Это сказывается на вашем восприятии жизни?

- А в жизни я молодой.

РОЖДЕНИЕ ДОЧЕРИ ЕЩЕ НЕ ОТМЕТИЛ

- Евгений, почему вы живете в Германии?

- Я живу в Сочи (смеется). А в Германии у меня небольшая квартира. Когда выступаешь каждую неделю, нет смысла тратить по 3 с половиной часа на дорогу из Европы в Сочи и обратно. А из Германии я на некоторые турниры езжу на машине.

- Говорят, что в Москву вы прилетели на своем самолете?

- Нет, рейсом авиакомпании Lufthansa Франкфурт - Москва.

- Вы собираетесь приобщать своих детей к теннису?

- Жена сказала, что девочками будет заниматься она, а мальчиками - я. Так что подождем сына. Если их будет двое, то один из них обязательно станет играть в теннис, а единственный, скорее всего, - в гольф. Но если ребенок захочет стать художником или актером, возражать не стану.

- А чем привлекает вас гольф?

- Просто нравится. Там меньше травм, хотя и у гольфистов есть проблемы со спиной, но их профессиональная карьера намного дольше. Турниры "Большого шлема" по гольфу выигрывают и в 50 лет.

- Где вы были, когда родилась ваша дочь?

- Жена рожала в Германии, а я в это время играл в Остраве. Мне позвонили в 3 часа ночи. К сожалению, все аэропорты были закрыты. Я не мог спать, а в 6 утра позвонила супруга моего друга, которая была в больнице, и сказала, что родилась девочка.

- На кого она похожа?

- Пока это трудно понять.

- Вы как-то отметили ее рождение?

- Еще не было времени, но мы обязательно отпразднуем.

- В прошлом году вы сказали, что журналисты испытывают к вам жестокую любовь. Может быть, вы знаете вопрос, на который ответите с улыбкой?

- На многие ваши вопросы я отвечаю улыбаясь. Любого профессионального спортсмена много критикуют, что закономерно. К этому надо быть готовым.