Газета Спорт-Экспресс № 254 (1863) от 14 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

14 ноября 1998

14 ноября 1998 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА

ЧЕРНОМОРЕЦ. 10-е место

Сергей БУТЕНКО

ВОЗГЛАВИВ КОМАНДУ, ОЩУТИЛ СЕБЯ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ

В 6 клубах высшего дивизиона в ходе минувшего чемпионата поменялись главные тренеры. Но если Георгий Ярцев, Давид Кипиани и Валентин Иванов в разной степени обладали авторитетом и опытом работы руководителя команды, то Анатолий Давыдов и Сергей Бутенко стали дебютантами. И дебютанты справились.

- Можно сказать, что для Сергея Бутенко завершившийся сезон был разделен на две части - "до" и "после"?

- Если говорить о мере ответственности, то да. Начиная со второго круга, я попал как бы в другое измерение.

- Насколько тяжело далось вам перевоплощение из второго тренера в главное лицо команды?

- Иногда было очень трудно, особенно если учесть, что с некоторыми футболистами я еще сам играл.

- А игроки понимали, что несут ответственность не только за самих себя, за команду, в которой они играют, но и за вас - тренера, начинавшего свою карьеру?

- Надеюсь. Что-то в наших взаимоотношениях говорило об этом. Но утверждать наверняка не берусь. Что же касается меня, то я действительно ощущал нечто схожее с тем, что ощущает футболист-дебютант, у которого еще все впереди. Главное в такой ситуации - не бояться ошибаться. Помогало то, что никаких наполеоновских планов, когда я принимал команду, у меня не было. Кресло главного тренера не было для меня целью номер один.

- А вы были морально готовы взвалить на себя ответственность, которая лежит на главном тренере клуба высшего дивизиона?

- Хотя все произошло очень быстро, я прекрасно осознавал, на что иду. Понимал, что у нас мало очков, но много проблем, что сложный календарь. Конечно, проще и безопаснее было бы остаться вторым тренером. Но я хотел попробовать и чувствовал, что мне это по силам.

- После ухода Долматова вы что-то меняли на свой лад?

- В плане футбола мы с Долматовым в целом единомышленники. Отличия - в нюансах. Например, мы по-разному смотрели на возможности того или иного игрока, могли расходиться в оценке состояния футболиста. А принципиальный подход к игре у нас с ним одинаков. Уверен, что если сравнить победные матчи ЦСКА и "Черноморца" со "Спартаком", то они окажутся очень похожими друг на друга.

- А почему вы постоянно тасовали состав?

- Обстоятельства вынуждали: травмы, дисквалификации, болезни иногда выводили из строя по полкоманды. Однако шараханий в тактике не было. Игроки менялись, но действовали они всегда в рамках одной и той же схемы.

- А был такой момент в чемпионате, когда вы подумали: "Все, хуже уже некуда"?

- Нет, такого не было. А вот ощущение, что мы топчемся на месте, преследовало меня постоянно. Объяснения неудачам, которые могли успокоить руководство, игроков, болельщиков, находились. Но сам-то я понимал, что дела не так хороши, как хочется. Переломных же моментов было два. Первый пришелся на игру в Ростове, когда мы проиграли 2:3 при судействе, о котором мне и вспоминать не хочется. Та неудача отбросила нас в группу команд, которые вели борьбу за выживание. А второй момент - матч с "Балтикой". Перед этой игрой психологическая ситуация в коллективе была крайне тяжелой.

- То есть судьба "Черноморца" решалась в матче с калининградцами?

- (После паузы.) Мы могли не выиграть у "Балтики" и при этом остаться в высшем дивизионе. А могли выиграть и вылететь. Аналогов ситуации, в которой оказались эти два клуба, я не знаю.

- В этом сезоне "Черноморец" в очередной раз превзошел всех по количеству 11-метровых в ворота соперников. Чем вы можете объяснить это? Березнер, который неоднократно зарабатывал пенальти, утверждал, например, что он умеет падать.

- Это необдуманное высказывание вышло нам боком - больше судьи пенальти на нем не дают. Иногда дело доходило до того, что "Черноморец" выходил на матч без единого форварда. А как может оказаться в штрафной полузащитник, если он по амплуа не должен там быть? Только ворвавшись в штрафную на скорости. А любой неправильный контакт с ним - это пенальти! Форвард же зачастую находится в статичном положении и упасть может лишь по собственной инициативе. Для сравнения возьмите "Зенит", который пробил меньше всех этих самых пенальти - у него же совсем иная игра. Там нужно доставить мяч на фланг, а потом навесить в штрафную. Часто дают пенальти, когда форвард бьет головой по воротам? Вот вам и все объяснение.

- Но ведь с уходом из "Черноморца" Авалу Шамханова, которого в этом году нередко обвиняли в "работе" с судьями, количество 11-метровых в ворота соперников "Черноморца" снизилось.

- Слушать и читать все это крайне обидно. Да, мы чуть не вылетели. Но почему же у наших ворот угловых подали меньше, чем у ворот конкурентов? Почему нам мало били по воротам? Наверное, не потому, что судья так судит. Возьмите ЦСКА, взлет которого сейчас называют сказкой и чудом. Нет никакого чуда, а есть тренер, который пришел, расставил игроков, как давно принято во всем мире, воодушевил их своими идеями, психологически раскрепостил. Отсюда и результат.

- Вы, как и Долматов, стремитесь не обращать внимания на все, не связанное собственно с игрой?

- Да, потому что считаю: главное в моей работе - организовать командную игру. Мы с Долматовым были убеждены, что при должной ее организации даже со средними футболистами команда не должна вылетать. Конечно, для того, чтобы стать чемпионом или призером, успешно выступить в еврокубках, нужны футболисты высокого класса. Но если не самые выдающиеся игроки сумеют прыгнуть выше головы, то результат при правильной работе все равно будет.

- Немало таких, кто считает, что для нынешнего "Черноморца" прошлогоднее 6-е место стало пределом возможностей.

- Если говорить об индивидуальном мастерстве каждого футболиста, то отчасти это так. Многие действительно достигли своего потолка. Но если говорить о самой командной игре, то здесь до предела нам очень далеко. А предела в совершенствовании тактики нет вообще. Мы в этом году варились в собственном соку. Не удалось - особенно в первом круге - освежить коллектив. А чтобы сделать это, нужны всего два-три игрока. Вот Экунга, например, на финише принес команде и очки, и оживил ее.

- Кстати, о камерунцах, которых у вас было сразу трое. Эксперимент себя оправдал?

- Абсолютно. Все они оказались полезны для "Черноморца", все очень профессионально подходят к футболу. Один пример. Коанье, которому надо было в 11 вечера сходить на переговорный пункт позвонить, пришел ко мне спросить разрешение, хотя был выходной день, когда он волен делать все, что душе угодно. Но самое главное, что эти ребята умеют неплохо играть в футбол и еще скажут в "Черноморце" свое слово.

- А правда, что они играли в первенстве Краснодарского края?

- Двое - Тчуйсе и Коанье - играли. А Экунгу мы сами отыскали в Камеруне. Он пробовал себя в различных европейских клубах, мы о нем услышали и рискнули.

- Итоги сезона руководством клуба уже подведены?

- Да. Учитывая, что команда находилась большую часть сезона в зоне вылета, 10-е место признано неплохим результатом. В то же время и я сам, и руководство убеждены, что мы должны были выступить лучше. Наши неудачи никак не связаны с уходом Долматова.

- В ходе сезона постоянно ходили слухи о возможной отставке Бутенко, о том, что вам ищут замену.

- Эти слухи доходили и до меня. Поначалу было очень неприятно, а потом стало все равно. Однажды я подумал: "Это же удел всех главных тренеров. И таких разговоров о себе не избежать". Подумал - и успокоился. Что же касается моих перспектив, то неделю назад у меня состоялся разговор с мэром города Валерием Прохоренко, являющимся и президентом нашего клуба. Мы все обсудили, я получил кредит доверия. Так что остаюсь работать.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ