Газета Спорт-Экспресс № 251 (1860) от 11 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

11 ноября 1998

11 ноября 1998 | Баскетбол - Россия

СПОРТ-ЭКСПРЕСС БАСКЕТБОЛ

Андрей КИРИЛЕНКО

ЗА ГРАНИЦУ НУЖНО УЕЗЖАТЬ УЖЕ СЛОЖИВШИМСЯ ИГРОКОМ

Работница администрации Универсального зала ЦСКА была в отчаянии: "Ну не могу я его с площадки выгнать! Бог с ним, пусть бросает, если это ему так нравится". Прошло уже полчаса после того, как все остальные игроки ЦСКА закончили вечернюю тренировку, а 17-летний упрямец Кириленко все возился с мячом на главной арене армейского дворца спорта, не давая передышки осветительной аппаратуре. В раздевалку он направился, лишь когда партнеры уже приняли душ, переоделись и покинули здание. В общем, чего-чего, а желания работать этому парню не занимать. Для действительно талантливого молодого игрока это качество - просто клад.

- Я тренировался во фрунзенской спортшколе у Александра Дмитриевича Васильева, входил в сборную Санкт-Петербурга 1980 года рождения, - рассказывает Кириленко. - В девятом классе перешел в петербургский спортинтернат к Анатолию Иосифовичу Штейнбоку. Через некоторое время начал выступать за дубль "Спартака". В середине сезона-96/97 мы в Самаре выиграли 4 матча подряд, а основная команда играла параллельно с нами. Оба состава ехали домой через Москву, но первый должен был там задержаться, чтобы провести матч с московским "Спартаком", и тогдашний главный тренер Александр Харченков попросил меня сыграть за основную команду. Так состоялся мой дебют в суперлиге. Меня постепенно стали привлекать к матчам первой команды, а уже в следующем сезоне я стал ее полноправным членом. Если помните, тогда у нас играла одна молодежь, и только в середине сезона добавилось несколько опытных игроков.

- В начале прошлого сезона у вас был отличный шанс стать лидером "Спартака", когда команда резко помолодела. Почему же этого не случилось?

- У меня был травмирован голеностоп, и на восстановление ушло около месяца. Хотя по большому счету это, конечно, не оправдание.

- Вы в 17 лет играете в одной команде с такими опытными мастерами, как, например, Валерий Тихоненко. Не сложно находить взаимопонимание с партнерами?

- Я уже привык. В том же "Спартаке" со мной вместе играл Юрий Шишков, которому сейчас 41 год. Да и вообще на площадке возраст неважен. Каким бы опытным ни был твой партнер, ты должен не давать ему спуску, стараться выбить из состава. Хотя в жизни у нас с Тихоненко нормальные отношения - с большой долей уважения, но почти на равных.

- Разве конкуренция между игроками не влияет на то, что происходит вне площадки?

- Нет. Баскетбол - это наша работа, им мы зарабатываем себе на жизнь. К тому же Валерий сам прекрасно знает, что сейчас его будут постепенно "поджимать" молодые.

- Кстати, о деньгах. Насколько для вас важна финансовая сторона профессионального спорта?

- Когда родители не получают зарплаты, деньги, которые посылаю я, им очень помогают. Нам даже удалось сделать кое-какие накопления за счет того, что я получил за прошлый сезон. Кроме того, не было проблем с питанием или чем-то еще - живем нормально.

- В межсезонье у вас были предложения из каких-нибудь зарубежных клубов?

- От тренера я знаю, что интерес ко мне проявляли. Но лично до меня предложения такого рода не доходят. А из российских клубов помимо ЦСКА на меня выходил московский "Спартак".

- Может, пора обзавестись собственным агентом?

- Нет. Мы с Ереминым поговорили по душам, и я выбрал ЦСКА. Для меня прежде всего важны именно человеческие отношения.

- Однако многие считают, что за границу лучше уезжать достаточно молодым.

- Я считаю по-другому, если уезжать, то уже сложившимся игроком, чтобы тебя не числили в "перспективных", не держали в запасе. Нужно знать, что войдешь хотя бы в шестерку ведущих игроков клуба.

- Вас приглашали в ЦСКА еще в прошлом году. Почему же вы оказались в армейском клубе только теперь?

- Просто потому, что мне было всего 16, и родители волновались, как я смогу жить в Москве один.

- А почему ваши родители не переехали в Москву?

- Не захотели. У отца в Питере работа, он ведь футбольный тренер. Да и младший брат ходит в футбольную секцию.

- Так у вас в семье засилье футболистов! Как же получилось, что вы выбрали баскетбол?

- Им в свое время занималась моя мама.

- А вам какой город больше по душе - Питер или Москва?

- Питер. Там больше знакомых, я в этом городе лучше ориентируюсь.

- Когда вы уезжали в ЦСКА, многие говорили, что вы совершаете ошибку. Вам так не кажется?

- Нет. Большинство считало, что у меня в Москве практически не будет игрового времени. Однако в матчах суперлиги я провожу на площадке по 20-30 минут, так что практики вполне достаточно. Жаль, что пока не играю в Евролиге.

- Тренеры ЦСКА объясняют это тем, что вам еще тяжело играть в тот атлетичный баскетбол, которым славятся лучшие европейские команды. Вы согласны с этим?

- Да, пожалуй. Мне действительно еще не хватает физических кондиций для того, чтобы играть на равных с европейскими грандами. Но, надеюсь, уже в этом сезоне у меня все-таки появится шанс показать себя и в еврокубках.

Честно говоря, еще совсем недавно я была убеждена, что стать полноправным игроком основного состава ЦСКА в матчах Евролиги Кириленко не суждено ни в этом, ни в следующем сезонах, а то усердие, с которым он сейчас работает на тренировках, может скоро пойти на убыль. Однако после разговора с Александром Харченковым, который в 96-м дал добро на дебют Кириленко в суперлиге, а сейчас работает в тульском "Арсенале", скептицизма у меня заметно поубавилось. "Кириленко сможет пробиться в основной состав любой команды, - категорично заявил Харченков. - Вот увидите, долго на скамейке он не просидит, потому что на площадке у него рано или поздно начинает получаться абсолютно все. Андрей правильно сделал, что перешел в ЦСКА уже сейчас. От Бога ему дано все необходимое, чтобы стать великим игроком, и не использовать такой талант было бы просто грешно. К тому же он еще и очень работоспособный".

Мария КРАВЧЕНКО