Газета Спорт-Экспресс от 27 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ТЕННИС |
КУБОК КРЕМЛЯ-98 |
ГЕРОИ ПАПИНЫХ МУЛЬТИКОВ ОСТАЛИСЬ В МОЕМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ
Владимир ПЕСНЯ, Елена РЕРИХ |
из "Олимпийского" |
Даже не выиграв "Кубок Кремля"-98, Моника Селеш стала его главным действующим лицом. Интерес к личности 24-летней экс-первой ракетки мира по-прежнему огромен. Селеш была и остается суперзвездой не только профессионального тенниса, но и всего мирового спорта. Это интервью стало обобщением пресс-конференций Моники, состоявшихся на прошлой неделе в "Олимпийском".
ВЗЯВ ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ ПЕРВОГО СЕТА, Я ВРЯД ЛИ ПРОИГРАЛА БЫ ФИНАЛ
-Моника, в ночь накануне финала у нас в стране было отменено летнее время. Может, перевод часов на один час назад выбил вас из ритма?
- Нет, это на меня не повлияло, хотя независимо ни от чего я хотела бы поспать подольше.
-Во втором сете вы сделали множество ошибок. А ведь у вас тут были матчи, в которых вы ограничивались лишь парой оплошностей за партию.
- Как говорят американцы, это был мой day-off. В жизни все должно быть уравновешено. И большинство ошибок, которые мне суждено было сделать на этом турнире, пришлись на финал.
-А какого-нибудь вещего сна прошлой ночью вы не видели?
- Нет, мне вообще никогда ничего не снится.
-Когда в начале матча вы выиграли первые три гейма, могли предположить, чем все в итоге обернется?
- Я давно знакома с Мари и хорошо знаю, что она может все. Действительно, четвертый гейм был ключевым. Стань счет 4:0 в мою пользу, я бы вряд ли упустила победу. Но тот гейм выиграла Мари.
-Как вам кажется, кого больше поддерживали москвичи - вас или Пьерс?
- Я была полностью сосредоточена на игре и не следила за реакцией зрителей. Но заметила, что хорошие удары - и мои, и Мари - публика воспринимала одинаково тепло.
-В игре Пьерс сегодня были для вас какие-то сюрпризы?
- Я ожидала их от Мари. Но кроме того, что ей удалась подача, ничего сказать не могу.
-За счет чего она отыгралась со счетом 0:3 в первом сете?
- У меня уже была с ней такая же ситуация на турнире в Риме. Она тогда тоже безнадежно проигрывала, но сумела выкарабкаться. Она - боец и постоянно совершенствуется. Это позволяет ей с честью выходить из труднейших ситуаций.
МЕЧТАЮ ВЫИГРАТЬ УИМБЛДОН, "БОЛЬШОЙ ШЛЕМ" И ВНОВЬ СТАТЬ ПЕРВОЙ В МИРЕ
-Пять лет назад вы были первой ракеткой мира, но в связи с известными обстоятельствами вынуждены были прервать карьеру. Сейчас вы занимаете в рейтинге 5-е место. Это связано с тем, что соперницы стали сильнее или вы не обрели своей прежней формы?
- По сравнению с тем, что было пять лет назад, ситуация изменилась. Тогда было всего три-четыре игрока, способных принять любой мяч. Сейчас таких уже более десятка. Появились теннисистки ростом 180 см и выше. Сильнее стала подача, длиннее ракетки, из-за чего изменилась техника. Женский теннис по стилю игры приблизился к мужскому. Если раньше была лишь одна мощная теннисистка - Бренда Шульц, то сейчас таких много. Но в то же время есть Мартина Хингис, не обладающая атлетическим сложением, которая выигрывает у всех.
-Готовы ли вы вновь стать первой?
- Для этого я и вернулась в теннис. Надеюсь в следующем году выиграть несколько крупных турниров, в том числе хотя бы один из чемпионатов "Большого шлема". Без этого первой стать невозможно. У меня еще есть резервы для усиления игры. Я очень хочу победить на Уимблдоне, где еще ни разу не побеждала. Более того, я мечтаю выиграть "Большой шлем". Надеюсь, что это когда-нибудь произойдет.
-А что все-таки конкретно мешает вам вновь вернуться на вершину?
- Моя физическая подготовка не так хороша, как могла бы быть. Но я много занимаюсь и постепенно исправляю недостатки. Считаю, что я на пути к тому, чтобы вновь стать первой.
-Вы довольны своим тренером по физической подготовке Гэвином Хоппнером, с которым сотрудничаете относительно недавно?
- Да.
-Сейчас многие теннисисты, взяв пример с шахматистов, используют в своей подготовке компьютер. А вы?
- Нет, я обхожусь без компьютера. У нас дома он есть, но я не беру его в путешествия.
-Вы составляете план на игру с очередной соперницей?
- Я просто пытаюсь играть в свою игру.
-У вас есть приметы? Скажем, делаете вы что-то или, наоборот, не делаете перед выходом на корт?
- У меня есть распорядок, что мне следует делать, а чего не следует перед игрой. Но так как все матчи разные, то я и веду себя по-разному. Так что никаких особых примет у меня нет.
-Обычно на турнирах вас сопровождал папа. Кто ездит с вами после его смерти, кто оказывает поддержку?
- Каждый раз по-разному бывает. Иногда это мама, иногда спарринг-партнер, иной раз друзья.
-Вы играете ракеткой с очень большой головкой. Кто и когда вам это посоветовал?
- Я перешла на такие ракетки в марте. Никто мне не советовал. Просто я просила фирму Yonex прислать на пробу пару ракеток с большими головками. Одна из них мне понравилась.
-Современный теннис во многом благодаря вам стал ближе к мужскому. Вам не кажется, что он в то же время потерял красоту и элегантность, которые были ему свойственны?
- Да, Навратилова, Граф и я привнесли в женский теннис атлетичность, помогавшую нам побеждать. И молодые девушки, которые сейчас приходят в тур, стараются играть так же. Бывая на Уимблдоне, я каждый раз захожу в его знаменитый музей, смотрю архивные кинопленки. Моя любимая теннисистка - Сюзанна Ленглен. Понимаю, что зрителям хотелось бы видеть более женственный теннис, но времена меняются.
-Чемпион Уимблдона-87 австралиец Пэт Кэш как-то сказал, что даже тренировка теннисистов-мужчин привлечет больше зрителей, чем финал женского турнира.
- Когда Кэш сказал это, женский теннис переживал кризис. А сейчас в таком же положении оказался мужской теннис. Мне кажется, что сегодня женский теннис интереснее.
-В связи с этим как вы относитесь к идее уравнять суммы призовых денег теннисистов и теннисисток?
- Эти вопросы решаю не я, поэтому и не задумываюсь над ними.
НЕ МНОГИМ НАРОДАМ ВЫПАДАЛИ ТАКИЕ ИСПЫТАНИЯ, КАК РУССКОМУ
-Вашу жизнь можно поделить на несколько этапов: детство, академия Ника Боллеттиери, юниорские турниры и, наконец, WTA Tour. В каком из этих периодов вашей жизни обитают теннисные герои мультиков, которые рисовал вам ваш папа? Шагают ли они с вами дальше?
- Наверное, они остались в моем счастливом детстве, когда мне было лет 12 и я жила дома вместе с моей семьей.
-Что вы любите читать в свободное от тенниса время?
- Журналы и мемуары.
-В таком случае, читали ли вы книгу вашего бывшего тренера Ника Боллеттиери, в частности те ее главы, в которых он нелестно отзывается о вашей семье?
- Да, я читала эту книгу. Ведь Ник - часть моей жизни. Я согласна далеко не со всем, что там написано, но он имеет право высказать свое мнение. Не вижу в этом ничего ужасного, просто это другой взгляд на вещи.
-Во многих средствах массовой информации прошли сообщения о вашей помолвке. Соответствует ли это истине?
- Я не говорю с журналистами о своей личной жизни. Но если я выйду замуж, то обязательно сообщу об этом. Только после свадьбы.
-Каковы ваши самые яркие впечатления о Москве, о России?
- Не так много можешь увидеть, если играешь и одиночку, и пару. Я была в Кремле, в Большом театре. Ну а отели и корты везде одинаковые. Я хотела бы посмотреть больше, но, к сожалению, не смогу остаться в Москве после турнира, потому что сразу же полечу играть в Японию. Меня поражает, что русские после всех потрясений продолжают держаться. Ведь не многим народам выпадали такие испытания, как вашему.