Газета Спорт-Экспресс от 30 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

30 сентября 1998

30 сентября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Мика ХАККИНЕН - СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "СЭ"

НА НЮРБУРГРИНГЕ ШУМАХЕР БЫЛ ПОБИТ ЕГО ЖЕ ОРУЖИЕМ

Трудно представить, что человек может быть счастлив больше, чем первый пилот "Макларена" Мика Хаккинен после победы на "Гран-при Люксембурга". По-моему, он даже всплакнул на радостях. А на пресс-конференции с трудом подбирал английские слова. Позже, уже во время импровизированного пира под навесом моторхоума "Мерседеса", Мика признался, что хотел произнести что-то особенно прочувствованное, но из этого ничего не вышло. "Я вдруг разучился говорить по-английски!" - смеялся герой 15-го этапа 49-го чемпионата мира.

Что ж, повод для радости, несомненно, был. И дело даже не в том, что Хаккинен одержал, возможно, одну из самых важных побед в своей жизни. Дело в другом. В том, КАК он ее одержал. Даже немецкие газеты на следующий после гонки день пестрели шапками типа: "Проведя безошибочную гонку, Хаккинен побил Шумахера его же оружием и дал достойный ответ своим недоброжелателям".

НЕ СОМНЕВАЮТСЯ ТОЛЬКО ДУРАКИ

-Мика, победа получилась и впрямь впечатляющая. Признайтесь: выбирая тактику на гонку, вы ни секунды не сомневались, что она сработает?

- Мистер Деннис очень давно объяснил мне, что ни в чем не сомневаются только дураки. Да и, по правде говоря, конкретная тактика, принесшая победу, сложилась спонтанно. Поначалу план был несколько иным, поскольку мы рассчитывали, что старт пройдет удачнее. Но я застрял за "Феррари" Эдди Ирвина.

-Видимо, 13 кругов, которые вы провели в кильватере машины ирландца, были не самыми спокойными для вашей команды. Эдди ведь славится, мягко говоря, неординарными действиями. Особенно когда это в интересах его партнера по команде Михаэля Шумахера...

- (Смеется.) Вы правы, эти 13 кругов чуть было не свели всю команду с ума. Обгон Ирвина был нелегкой задачей. Я держался за Эдди и видел, что у него явные проблемы: в одном из поворотов он дважды почти потерял задний мост, а затем там же проехал прямо по кербовому камню. "Макларен" был гораздо быстрее "Феррари", но пройти Ирвина я никак не мог. Это бесило, но мало-помалу у меня сложился план атаки.

-Он состоял в том, чтобы, издергав Ирвина ложными выпадами, нанести один решающий удар?

- Да. Я знал, что у меня будет только одна попытка. Второй Эдди мне бы не дал. К счастью, атака удалась. Кстати, Ирвин приятно поразил меня тем, что не предпринял ничего, скажем так, неожиданного.

-Этим он поразил не только вас. Не случайно ваш босс Рон Деннис сказал Ирвину, что теперь изменил свое мнение о нем... Кстати, сейчас много говорят о том, что в ход вашей с Шумахером борьбы могут вмешаться двое - Ирвин и ваш партнер по команде Дэвид Култхард...

- Про "Феррари" я по понятным причинам ничего говорить не стану. Что же касается меня и Дэвида... Мне кажется, многие мечтают о том, чтобы я попросил своего партнера выкинуть с трассы кого-нибудь из соперников. Тех, кто на это надеется, должен огорчить: есть несколько вещей, о которых мне и в голову не придет просить Дэвида, и эта - одна из первых. К тому же Култхард - не тот парень, который согласится на грязную работенку. Это не в наших с ним правилах. Но это не значит, что мы никогда ни о чем друг друга не просим. Я всегда помогаю ему, и он всегда помогает мне. Именно это мы называем командной работой. Мы достаточно давно пришли к выводу: для того чтобы достичь наилучшего результата, как командного, так и личного, надо близко сотрудничать с партнером. И доверять друг другу. Вот и весь секрет "командного взаимодействия" "Макларена". К тому же все, чего я жду от Сузуки, это прямая и честная борьба с Шумахером. И единственное, чего я хочу, это выиграть чемпионат самостоятельно. Не думаю, что мне понадобится какая-то особенная помощь Дэвида.

САМАЯ ВАЖНАЯ ПОБЕДА

-Для того чтобы выиграть "Гран-при Люксембурга", вам не понадобилась ни помощь Дэвида, ни сход Шумахера. Гонка была проведена великолепно.

- Я и сам это чувствую! Надеюсь, что команда тоже.

-Рон Деннис заявил, что, по его мнению, ваша нынешняя победа - возможно, самая важная в истории "Макларена"...

- Это очень весомая похвала в устах нашего босса.

-Глава соперничающей стороны, месье Жан Тодт, тоже отозвался о вашей победе в высшей степени похвально, сказав, что это - лучшая гонка в вашей карьере. А вы сами как думаете?

- Неплохая гонка, что и говорить. Но - лучшая ли... Наверное, нет. Лично я гораздо выше ставлю гонку в Австрии, особенно с точки зрения удовольствия, которое от нее получил. Сейчас тоже была непосредственная схватка с Шумахером, но борьба была слишком нервной и напряженной, нельзя было расслабиться даже на мгновение, так что удовольствия никакого. Ну а лучшей своей гонкой считаю пока "Гран-при Монако". Вот этой победой я по-настоящему горжусь.

О СЕБЕ ГОВОРИТЬ СЛОЖНО

-Ближайшие пять недель, которые отделяют "Гран-при Люксембурга" от финальной гонки чемпионата на Сузуке, вам придется мириться с тем, что в прессе на все лады будут обсуждать ваши сильные и слабые стороны. А что вы сами думаете о своих достоинствах и недостатках? И за счет чего намерены обыграть своего главного соперника в борьбе за корону чемпиона мира?

- Самого себя оценить сложновато. Если не возражаете, давайте отложим этот самоанализ до окончания чемпионата. Что же касается объективной данности по имени "Макларен", то с самого начала сезона команда показала себя лидером. Но, к сожалению, летом команда не смогла как следует реализовать свой потенциал - мы сделали "Феррари" многовато подарков! И все-таки не понимаю, почему после Монцы многие решили, что чемпионат для меня и "Макларена" закончен. Шасси "Макларена" по-прежнему самое хорошее, мотор - достаточно мощный и надежный (давайте забудем "Гран-при Италии"!), резина - опять же прекрасная. А если взять в расчет опыт, компетентность всех членов команды, то сомневаться в том, что мы будем бороться до конца, даже в моменты наших поражений не приходилось.

-Многим кажется, что к решающему "Гран-при" - с чисто психологической точки зрения - Шумахер окажется готов лучше. У него больше опыта такой борьбы...

- Я тоже давно "варюсь" в "Формуле-1" и даже успел побывать в ситуациях, которые Михаэлю и не снились (намек на аварию в Аделаиде-95. - Л.Х.). Честно говоря, не знаю парня, который был бы готов к схваткам лучше, чем я. В больших гонках ответственность и давление на пилотов всегда очень велики. Посмотрите на мою карьеру до прихода в "Формулу-1" - она была очень сложной. Жизнь научила меня простому правилу: если ситуация давит на тебя, необходимо сопротивляться. Сопротивляемость - естественное свойство моего характера. К тому же прессинг начинаешь ощущать только тогда, когда не уверен в себе или в команде. Но здесь, в "Формуле-1" - ни секунды в этом не сомневаюсь, - каждый из выходящих на гонку парней абсолютно уверен и в своем таланте, и в своей команде. Я не исключение. Однако не хочу сказать, что ситуация в чемпионате меня не волнует. Просто я давно научился поворачивать свои эмоции в нужное русло: если правильно им распоряжаться, волнение может даже помочь.

ПОСЛЕДНЯЯ ГОНКА ГОДА

-Практически с начала сезона было ясно, что борьба за победу в чемпионате сведется к дуэли между вами и Шумахером. Сейчас эта дуэль стала просто рафинированной...

- Ситуация действительно интересная. Но я не ощущаю никакой неловкости. Наоборот. Поскольку других оппонентов у нас нет, можно сконцентрироваться лишь друг на друге, а это гораздо проще.

-Вы можете оценить сильные и слабые стороны Шумахера?

- Сила и слабость Михаэля? Он - двукратный чемпион мира, и этим сказано если не все, то почти все. Как и любой другой пилот "Формулы-1", умеет очень быстро ездить. Насчет недостатков... Давайте обсудим это по окончании чемпионата (смеется). Мне не очень хочется вдаваться в детали. Может быть, этого не должен знать никто, кроме меня.

Лина ХОЛИНА

Нюрбургринг - Москва