Газета Спорт-Экспресс от 24 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

24 сентября 1998

24 сентября 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Олег БЛОХИН

ЕСЛИ ПРИГЛАСЯТ В РОССИЮ ИЛИ УКРАИНУ, БУДУ ДУМАТЬ

На прощальный матч Рината Дасаева звезды советского футбола съезжались из разных мест. Олег Блохин и Олег Протасов прибыли из Греции. С легендой советского и мирового футбола Олегом Блохиным я встретился в фойе гостиницы "Космос" за чашкой кофе.

- Дасаев? Это целая эпоха! Он оставил значительный след в мировом футболе, - говорит Блохин. - Например, в Греции из наших игроков вспоминают Дасаева и Яшина. Как нападающий я считал его неудобным для себя вратарем. Но самое интересное, что свой 153-й гол, который позволил мне в "Клубе Федотова" обойти Пономарева, я забил все же Дасаеву. Когда мы оказывались в одной команде - в сборной - то не раз на тренировках заключали пари. Я нередко проигрывал, так как забить ему было очень тяжело.

-С какими чувствами вы приняли приглашение принять участие в прощальном матче?

- Без всяких раздумий. Великих игроков надо провожать именно так. К сожалению, прошло уже много времени после того, как Ринат снял перчатки и ушел из большого футбола. Но здесь уместна поговорка: лучше поздно - чем никогда. Я давно не видел Москву. Недавний ветеранский матч между "Спартаком" и киевским "Динамо" не в счет - тогда погулять не было времени. Говорят, город стал очень красивым.

-Перейдем от воспоминаний к вашей нынешней жизни. Чем вы занимались больше года, прежде чем вновь возглавить один из греческих клубов ПАОК?

- Не скажу, что вокруг меня была пустота, предложений хватало, но они меня не устраивали. Хотелось большего. Конечно как тренеру мне было тяжело оставаться без дела, но цепляться за первое попавшееся предложение не видел смысла.

-Вас не устраивали финансовые условия?

- Финансовый вопрос - не главный. Я твердо стою на ногах и финансовых трудностей не испытываю. На первом месте - творчество. Принимая решение, всегда задаю себе вопрос: чего я смогу добиться с командой. В этом смысле, ПАОК был оптимальным вариантом. Но я проработал там всего 45 дней. За это время ни один тренер ничего сделать не сможет. Во всем мире специалиста оценивают по конечному результату. Мы его не добились, поэтому сейчас у греков другой тренер. Главное, в отношениях с греками - не перегнуть палку, иначе сразу можешь оказаться на обочине. Легко находить общий язык, когда есть победы и футболисты получают за это деньги.

-Каким образом состоялось приглашение в ПАОК?

- Мое назначение оказалось очень быстрым. В понедельник мне позвонили из клуба, а в среду я уже был в Швейцарии, где греки проходили предсезонный сбор. Я приехал, чтобы помочь, и сделал большую ошибку. Нельзя принимать команду, если к сезону ее начинал готовить другой тренер. Ты лишаешься возможности формировать команду, делать покупки, не закладываешь фундамент. Народ замечательно относился к предыдущему тренеру. Анастасиадис проработал в команде два года и вывел ее в еврокубки, под его руководством был обыгран "Арсенал". Чтобы не было больших волнений, руководство, убирая Анастасиадиса, видимо, хотело видеть на этом месте человека с именем. Получается, меня взяли, чтобы успокоить народ, а потом начали подставлять. За несколько дней до начала чемпионата понял: здесь работать невозможно.

-Тем не менее ПАОК начал сезон под вашим руководством.

- Все-таки тяжело находиться вне футбола больше года - и я рискнул. Тем более моя работа не была регламентирована контрактом, и я в любой момент мог уйти.

-Почему?

- Как народный депутат украинского парламента, я не имею права работать тренером. Разрешена только преподавательская деятельность, поэтому контракта я не подписывал.

-Зачем вам депутатство?

- Это не самое плохое дело в нашей жизни, дает колоссальный жизненный опыт, дает возможность решать какие-то вопросы, помогать людям. Я во время предвыборной кампании объездил 15 областей, у меня было порядка 80 встреч с избирателями. Я не жалею об этом.

-Принимая приглашение ПАОКа, вы представляли с чем вам придется столкнуться?

- Команду я знал. Но фундамент закладывал не я, в итоге получил полуфабрикат, не хватило времени, чтобы основательно подойти к началу чемпионата. Пытался что-то сделать, не получилось. Перед началом сезона на пресс-конференции я сказал, что все решится в первых трех матчах. Так и случилось. Команда выступила неудачно, я ушел в отставку. В ПАОКе работать сложно: если все время слушать "голос народа", то никакой тренер работать не сможет. Это самая большая проблема руководства.

-Как прошло расставание?

- Нормально. Я сказал руководителям клуба: "Понимаю, что народ требует назад Анастасиадиса. Нет проблем".

-Что дальше?

- Пока, как говорится, прихожу в себя. Не так все просто. Я все же вложил часть души в ПАОК и вдруг оказался не у дел. Это тяжело психологически. Поэтому пока намерен отдохнуть, прежде всего в моральном плане. Жизнь не остановилась. Если честно, это раньше я сильно переживал, когда попадал в такие ситуации. Сейчас же отношусь к подобному философски, исхожу из того, что работа тренера все время подвержена переменам, ты - наемная сила, и этим все сказано. Я не делаю трагедии. Это - жизнь профессионального тренера. Другое дело, что такие повороты в судьбе - удар по престижу.

-Ваша возможная реакция, если поступит предложение из украинского или российского клуба?

- Буду рассматривать. Я никаких вариантов не исключаю. Не хочу работать только ради денег, мне нужны и другие стимулы. Хотя в жизни все может случиться.

-Сборные России и Украины попали в одну отборочную группу. Что вы об этом думаете?

- Во-первых, ажиотаж, который был вокруг первого матча, не на пользу футболу. Во-вторых, по игре украинцы были явно сильнее. И говорю это не из патриотических соображений, а как профессионал. Игра была сделана в первые 25 минут, когда Украина забила два мяча. У россиян было много проблем в защите, она выглядела слабее и физически, и в организации игры. Главное, настрой украинцев был выше.

-Что вы думаете о дальнейших перспективах наших команд в этой группе?

- Трудно делать прогнозы. Могут быть любые неожиданности. Та же Франция сыграла вничью с исландцами. Но мне кажется, если сборная России будет по-прежнему формироваться по двойному принципу - "иностранцы" и местные - то очень сложно чего-то добиться. Я вижу, что люди, которые приезжают из-за границы, психологически не настроены на борьбу, не готовы биться "за майку", как делали это мы.

- Это важно?

- Конечно. В моем понимании, если даешь согласие играть в сборной, какие бы деньги ни зарабатывал, должен биться за престиж страны. Другое дело, что у россиян существуют организационные вопросы. Конечно, условия должны создаваться на правительственном уровне, как на Украине. А если нет условий, то легионеры будут приезжать в сборную не так охотно. В любом случае, игроки должны быть честными. Если ты не готов биться за честь страны лучше отказаться, сказать, что сумма премиальных не устраивает, что мои ноги стоят дороже. По крайней мере это будет порядочнее.

-Вы понимаете таких игроков?

- Нет. Датчане или норвежцы, которые играют по всему миру, приезжая в сборную, выкладываются до конца, хотя у каждого из них многомиллионные контракты в клубах.

-Все в один голос говорят, что уровень чемпионатов России и Украины по сравнению с союзным первенством упал. Но в еврокубках наши клубы все же добиваются заметных успехов. Например, "Спартак" дошел до полуфинала Кубка УЕФА. Парадокс?

- Есть настрой, есть удача. Но все же это успехи отдельных команд. Если в целом оценивать наши чемпионаты, то их уровень с союзным не сравнить. Жаль, что мы не видим официальных матчей между киевским "Динамо" и "Спартаком". Думаю, такие поединки стоит проводить каждый год. Почему бы не устроить два матча за Суперкубок между чемпионами России и Украины? Эти встречи вызвали бы огромный интерес в наших странах. У меня была такая идея, но ее не так просто воплотить. "Спартак" и киевское "Динамо" всегда будут лидерами в своих странах. Другие команды могут иногда "выстреливать", но общей картины это не изменит.

-Говорят, что нельзя войти в одну реку дважды, но, похоже, у Лобановского это получилось.

- Я не удивляюсь успехам киевского "Динамо". Вопрос в другом: что будет дальше? Киевское "Динамо" не умрет, я в этом уверен, так как в команду вкладываются колоссальные средства. Лобановский - великий тренер. Я, будучи игроком, может быть, это не до конца сознавал. Мне не с кем было его сравнивать. У нас случались с ним жаркие споры, но до драки не доходило (смеется). Главное, это не мешало футболу, шел творческий процесс. Это нормально - ведь в спорах рождается истина.

-Вы путешествуете по миру, совершая частые перелеты между Грецией и Украиной. Кем вы себя ощущаете?

- По национальности я русский, моя родина - Украина. Восемь лет провел в Греции и стал частичкой этой страны. В общем, я человек мира.

Станислав ПАХОМОВ