Газета Спорт-Экспресс от 10 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

10 сентября 1998

10 сентября 1998 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN-98

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА ПОДАЧА

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Вот несколько эпизодов из сыгранного во вторник матча между Мартиной Хингис и Моникой Селеш.

Моника принимает подачу и посылает мяч на половину Мартины. Он летит низко, едва не касается сетки и опускается у задней линии. Еще два-три сантиметра - был бы аут. Хингис отвечает рассекающим корт по диагонали ударом. Селеш поспевает к мячу, приземлившемуся у левого угла ее территории, отправляет его туда же, куда в первый раз, и сдвигается к центру, чтобы контролировать максимально большую площадь. Потом все повторяется раз-другой. Неожиданно, когда Моника ждет очередного повтора, мяч летит в противоположную сторону. Селеш устремляется за ним, но поздно - очко проиграно.

...Моника бьет что есть силы, и ее соперница с трудом отражает удар. Удары Селеш следуют один за другим, и кажется, что сейчас мяч вылетит за пределы корта. Мартина прижата к задней линии. И тут Селеш подрезает мяч так, что он опускается у сетки тихо, как лист с дерева. Хингис мчится за ним, касается его ракеткой, но перебросить на другую сторону не успевает. Так, усыпляя бдительность друг друга, исподволь готовя концовку каждого розыгрыша мяча, стараясь угадать следующий маневр противницы, выискивая позицию, которая позволила бы достать мяч, куда бы он ни был направлен, сражались за победу две удивительные теннисистки.

Игра их не была безошибочной. Случалось, посланный мяч касался грунта чуть дальше, чем предусматривал замысел, или, ударившись о сетку, отскакивал рикошетом обратно. Были оплошности при подачах и при их приеме или неудачные, поспешные решения, облегчавшие возврат мяча.

Да и как же иначе? Когда надо двигать фигурки по 64 клеткам доски, не обходятся без просчетов и великие шахматные мудрецы, тем более в цейтноте. А в теннисе постоянно цейтнот, и думать надо с той скоростью, с которой пущено на твою половину круглое канареечного цвета ядро. Думать и одновременно приспосабливать свое тело, каждую его мышцу, к выполнению ответного хода. Именно абсолютная синхронность двух скоростей - скорости мысли и скорости движения - кажется мне самым прекрасным свойством тенниса в исполнении его гроссмейстеров.

Наблюдающему за теннисными играми высокого класса не зря приходят на ум шахматные аналогии. В рассказе про матч Хингис - Селеш слово "комбинации" напрашивается. Лучше даже - "многоходовые комбинации".

Хингис допускала меньше технических огрехов в ситуациях, не вынуждавших к риску и головоломным ходам, взяла три гейма на подачах Селеш, уступив той на своей один, и победила - 6:4, 6:4.

На теннис дилетанты почти не ходят. Здесь публика искушенная. Игры идут на нескольких кортах, но тесно на трибунах какого-то одного. Перед началом встречи Селеш и Хингис было объявление по радио: "На трибуне корта № 1 свободных мест нет". Болел стадион за свою, за американку Селеш, но устроил Хингис такую овацию, что ей пришлось встать со своего стула у корта и раскланяться.

Если вы подозреваете, что народ валом валил к этому корту, желая поддержать соотечественницу, то я сошлюсь на матч, сыгранный днем раньше, - американца Пита Сампраса и россиянина Марата Сафина. Верхний ярус стадиона был почти пуст, хотя газеты писали, что предстоит поединок теннисного короля со своим вероятным преемником, репетиция будущей битвы за престолонаследие.

Зрители тем не менее предвидели, что встреча эта увлекательной не станет. И не ошиблись. Она не дала им повода для бурного проявления эмоций. Поединок из трех сетов длился 77 минут (для сравнения: матч того же дня из двух сетов между испанкой Арантой Санчес-Викарио и россиянкой Анной Курниковой продолжался полтора часа). И нельзя сказать, что игра шла "в одни ворота". Но розыгрыш каждого очка занимал считанные секунды. Чаще всего он ограничивался пушечной подачей, которую невозможно принять. Если же принимающему все же удавалось как попало его отбить, подающий завершал дело вторым ударом.

В сводках цифровых данных указано, что Сампрас сделал эйс 17 раз, Сафин - 10. Но термин "эйс" относится к случаям, когда принимающий мяч с подачи не сумел его коснуться. Если бы это определение распространялось и на те моменты, в которых противник подающего зацепил мяч краем ракетки, но не сумел его остановить, эти числа утроились бы.

Впрочем, эйсов было бы втрое больше, если бы вместо Сафина и Сампраса сошлись Горан Иванишевич и Марк Филиппуссис, Грег Руседски и Магнус Ларсон, Марк Россет и Алекс Корретха. Можно назвать еще полдюжины игроков, умеющих подавать мяч так, что он летит, как ракета.

Умели бы делать это Моника с Мартиной, не видать бы нам созданной ими "избранной партии". А если бы сверхмощной подачей владел Андре Агасси, не получился бы столь сюжетным матч того же дня между ним и словаком Каролем Кучерой. Но американский теннисист - один из немногих, кто виртуозно такие подачи принимает. Мяч задерживался на корте, и соперникам удавалось состязаться во всех элементах, из которых слагается теннисное искусство.

"Не пошла подача" - такое объяснение проигрыша слышишь и читаешь все чаще. На эту причину сослался и Евгений Кафельников, проиграв "несеяному" шведу Томасу Юханссону в 1/8 финала. "Не шла" - в переводе на общедоступный язык означает, что мяч, летевший со скоростью снаряда, ударялся в сетку.

Ни Джону Макинрою, ни Бьорну Боргу, ни Джимми Коннорсу такая скорость была недоступна. Им приходилось хитрить и при выполнении первого удара, а не только на других стадиях игры. Не потому ли многие их матчи относят к категории избранных? И не потому ли балует публика своим вниманием и своей любовью Агасси? Возможно, и Борг, и Коннорс, и Макинрой овладели бы могучей подачей, если бы с малых лет играли нынешними ракетками на нынешних покрытиях. Но эти новации к личным качествам теннисистов отношения не имеют.

Существует правило: новый снаряд неизбежно рождает новый вид брони, и наоборот. Возможно, когда-нибудь мастерство Агасси в приеме мяча станет массовым и теннисистам придется думать над продолжением развития атаки и над методами защиты. Но посетители теннисных турниров платят деньги за сегодняшнее зрелище, а не за то, каким оно обещает стать в будущем.