Газета Спорт-Экспресс от 2 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ПРЕВРАТИТСЯ ЛИ ЧЕМПИОНАТ МИРА В ВОЙНУ "ФЕРРАРИ" ПРОТИВ "МАКЛАРЕНА"?
ВОЙНА НАЧАЛАСЬ В 14.00
Минувший уик-энд в Бельгии четко делится на две половины. Первая, не предвещавшая никаких особенных катаклизмов, включала в себя четверг, пятницу и субботу. Вторая, меньшая по времени, но большая по произведенному эффекту, - воскресенье. И даже не весь этот день, а три часа - с момента первого старта "Гран-при Бельгии", 13-го этапа 49-го чемпионата мира, до момента финиша гонки. То, что произошло с 14 до 17 часов местного времени на трассе Спа-Франкоршам, будет, возможно, иметь непредсказуемые последствия. По сути, в "Больших призах" началась настоящая война. Война, в которую вовлечены две могущественные команды, "Феррари" и "Макларен", но развязывает которую, с моей точки зрения, только одна. Скудерия "Феррари", отмечающая в этом сезоне 50-летие со дня первого старта в "Гран-при" и проводившая в Спа 600-ю гонку в "Формуле-1". Команда, которая ждет победы в чемпионате мира почти два десятка лет. Могучая, баснословно богатая и баснословно популярная гоночная конюшня, где готовы на все, лишь бы прервать затянувшееся на двадцать лет ожидание. Для того, чтобы выиграть вожделенный титул, у этой команды есть очень многое. Почти все. В том числе - лучший, как считает большинство, гонщик современной "Формулы-1" Михаэль Шумахер. И группа великолепных специалистов, призванных обеспечить фавориту Скудерии все необходимое для победы.
При этом у "Феррари" есть не менее амбициозный, мастеровитый и голодный до побед соперник. Команда "Макларен". Не обладающая такими же безграничными резервами и не имеющая в своем составе Шумахера. Зато имеющая гениального менеджера с железной волей и твердыми принципами - Рона Денниса. Двух высококлассных, хотя и не гениальных, как Шумахер, гонщиков - Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда. Потрясающего инженера Эдриана Ньюи. Это команда, умеющая побеждать, не прибегая к, скажем мягко, спорным приемам.
Так что борьба в нынешнем чемпионате - или уже война - это не только схватка за мировую автомобильную корону, престижнее которой еще не изобрели, но и противостояние двух мировоззрений. Для Денниса и его команды "Формула-1" - это по-прежнему в первую очередь спорт. Для главы Скудерии Жана Тодта и его команды "Большой приз" - та цель, в достижении которой все средства хороши.
Столкновение Михаэля Шумахера и Дэвида Култхарда на 25-м круге "Гран-при Бельгии", по праву оказавшееся в центре внимания мировой прессы, заслонило собой два других эпизода, которые, однако, не укрылись от глаз ни пресс-центра, ни стюардов "Гран-при".
Первый произошел на первых двухстах метрах дистанции после официального старта гонки. Этот эпизод остался за кадром в официальной телетрансляции, но на технических мониторах пресс-центра и дирекции гонки демонстрировались кадры повтора, снятые камерами английского канала ITV. И на этом повторе было хорошо видно, что стало причиной массовой аварии на старте (ее виновником первоначально казался Култхард, "Макларен" которого завертело на мокром асфальте на выходе из шпильки "Ла Сурс"). Разворот шотландца стал следствием того, что на первых же метрах после старта в его машину сзади врезалась "Феррари" Эдди Ирвина. Именно после этого потерявший управление "Макларен" под седьмым номером врезался в отбойник передним обтекателем. Машину закрутило, выбросило на центр дороги, где в нее начали врезаться ехавшие следом болиды, и отшвырнуло к противоположному отбойнику уже на прямой перед поворотом "Красная вода".
Вот что сказал уже после финиша гонки сам Култхард: "Я только нажал акселератор на входе в поворот, как почувствовал удар, и машину понесло на отбойник. Затормозить было негде, да и невозможно - слишком скользко".
Второй эпизод - вылет Мики Хаккинена (все в той же шпильке "Ла Сурс") через 200 м после повторного старта. Вот слова Мики: "В момент старта у меня чуть провернулись колеса, машина потеряла сцепление с дорогой, да к тому же угодила в лужу. Я вошел в "Ла Сурс" по щадящей траектории, пытаясь нащупать асфальт. Дэмон (Хилл на "Джордане", стоявший на стартовой решетке 3-м сразу следом за "Маклареном" Хаккинена. - О.Л.) сумел миновать меня, и я оказался зажат между двух "Феррари", как в сандвиче. После этого меня ударила слева другая машина, и "Макларен" развернуло. Джонни Херберт на "Заубере" никак не мог меня обойти, врезался - и на этом гонка для меня закончилась".
Пилоты "Макларена" предпочли не называть виновников своих вылетов. Это делали за них боссы "Макларена" и "Мерседеса" Рон Деннис и Норберт Хауг, а также стюарды "Гран-при" в официальных коммюнике.
ЧТО БУДЕТ В МОНЦЕ?
Возможно, оба этих эпизода имели бы больший резонанс, но их заслонило столкновение Шумахера и Култхарда на 25-м круге. Пресс-центр был потрясен, когда стало известно: "Феррари" подает протест, вменяя пилоту "Макларена" в вину тот факт, что шотландец якобы сознательно тормозил лидировавшего немца. Кропотливая проверка телеметрических данных, проведенная директоратом гонки, доказала несостоятельность обвинений против гонщика "Макларена". Впрочем, на самом деле никакой специальной проверки не требовалось - данные телеметрии, касающиеся скорости прохождения кругов, выводятся на мониторы пресс-центра и боксов, а поскольку все следили за тем, сумеет ли Култхард выбраться на приличное место после столкновения с "Бенеттоном" Александра Вурца, тот факт, что его скорость не падала ниже 2.11, был очевиден...
Хаккинен покинул автодром, не дав никаких комментариев. "Извините, но сейчас я не хочу ничего комментировать. Я слишком взвинчен и не хочу потом жалеть о словах, сказанных в запале", - вот все, чего удалось нам добиться от и без того немногословного финна. Его партнер был более разговорчив. Надо сказать, что владел собой Дэвид Култхард отменно: его состояние выдавали лишь почти меловая бледность и перекатывавшиеся по скулам желваки. Однако слов он почти не выбирал, сказав, что после столкновения Шумахер ворвался в боксы "Макларена", как дикое животное. На вполне закономерный вопрос о том, не боится ли Дэвид предстоящего визита в Монцу, он холодно усмехнулся: "Я не из пугливых. К тому же на сто процентов уверен, что ничего неправильного я не совершил. Если Шумахер хочет, доведя толпу своих фанов до истерии, использовать ее как оружие в борьбе за чемпионский титул - что ж, это его право. Каждый сражается, как умеет".
Кстати, вопрос о Монце был далеко не случаен. Следующий этап - "Гран-при Италии" - пройдет через две недели как раз на этом знаменитом итальянском автодроме. А уже сегодня на полотно Autodromo Nacionale выйдет Култхард - "Макларен" среди прочих команд приступает там к очередным тестам. Директор автодрома Федерико Феррари всерьез озабочен мерами обеспечения безопасности шотландца и его команды. Опыт того, что может случиться с гонщиками, которых по какой-либо причине тифози сочтут врагами Cavalino Rampante ("Гарцующего жеребца" - такова эмблема "Феррари"), есть - достаточно вспомнить визиты Алена Проста, тогда еще гонщика "Макларена", в Монцу в 1988 году...
ЛАУДА И ИРВИН СЧИТАЮТ, ЧТО ШУМАХЕР ВИНОВАТ САМ
А ведь в том, что Шумахер, который имел превосходный шанс возглавить общий зачет чемпионата - и, в пятый раз (в том числе четвертый подряд), выиграв "Гран-при Бельгии", сравняться в этом рекордном показателе с Айртоном Сенной, - вместо этого покинул Спа с тем же, с чем прибыл в Бельгию, виноват только он сам. Так считают даже экс-пилот "Феррари" и экс-технический советник этой команды, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, знаменитые пилоты прошлого Ханс Штюк, Йохен Масс, Клэй Регаццони и - что самое неожиданное - партнер Михаэля Эдди Ирвин. Все они отмечают, что Култхард - совершенно неагрессивный человек ни в жизни, ни на трассе и что его стиль пилотирования всегда был в высшей степени джентльменским. Так что крик: "Ты хотел меня убить!" - остается на совести Шумахера.
Почему Михаэль совершил этот, мягко говоря, неразумный маневр? Большинство моих коллег (и я не исключение) сходятся во мнении, что двукратный чемпион мира, которому старательно создают репутацию ходячего компьютера и человека без нервов, в совершенно определенных обстоятельствах психологического прессинга не выдерживает. Это было названо "синдромом Хереса" (отсыл к прошлогоднему столкновению Шумахера с Жаком Вильневом, лишившему немца титула чемпиона мира). Но в равной степени это можно было бы назвать и "синдромом Монако" - вспомните вылет Шумахера в 1996 году, когда на первом же круге он врезался в стену в повороте "Портье". Когда цель становится близка - только руку протяни, Шумахер совершает ошибки, непростительные для профессионала его уровня.
Трассу в Спа Култхард покидал под эскортом полиции, что, впрочем, не оградило его от оскорбительных выкриков разогретых пивом фанов Шумахера. По крыше "Мерседеса" Дэвида и его пуленепробиваемым стёклам барабанили пустые и полные пивные банки. Так что же будет в Монце? Сейчас все зависит только от "Феррари" и ее лидера. Даже традиционно "проферрарийная" итальянская пресса изо всех сил старается потушить конфликт, спокойно и по-деловому разбирая эпизоды "Гран-при Бельгии" и даже акцентируя внимание на промахах Шумахера. Но все журналисты мира будут бессильны, если сам Шумахер и Жан Тодт захотят эскалации конфликта. Кстати, босс "Мерседеса" Норберт Хауг, всегда подчеркивающий свои теплые отношения с двукратным чемпионом мира, дал "Феррари" отличный шанс. Вот его слова: "На "Гран-при Италии" мы ждем грандиозной спортивной баталии с сильным соперником. Личность против личности, мотор против мотора, автомобиль против автомобиля. Но это станет возможным только в том случае, если Михаэль принесет свои извинения "Макларену" и Дэвиду. Он выбил из гонки одного нашего пилота (Хаккинена. - О.Л.), бросил дикие обвинения в лицо другому... Только извинения не дадут чемпионату превратиться в войну".
Все в руках Шумахера. Вопрос в том, сможет ли он переступить через свое уязвленное самолюбие, найдет ли мужество признать неправоту и потушить разгорающийся пожар?
Ольга ЛИНДЕ |
Спа - Москва |
P.S.Очень жаль, что взрыв страстей, который не охладил даже не прекращавшийся ни на минуту проливной дождь, заслонил такие замечательные события, как первая победа Дэмона Хилла после его ухода из "Уильямса", первая победа и первый дубль в истории команды Эдди Джордана, первый подиум Жана Алези с момента его прихода в "Заубер" и первое очко в сезоне команды "Прост", добытое в этих безумно опасных условиях Ярно Трулли. Каждое из перечисленных событий достойно отдельного описания. Но увы: любая война - такая штука, которая заслоняет все. Как говорится: когда говорят пушки, музы молчат...