Газета Спорт-Экспресс от 31 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

31 августа 1998

31 августа 1998 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

Дмитрий ФОМИН

НЕ СОБИРАЮСЬ ЕХАТЬ В СИДНЕЙ ТУРИСТОМ

Блеснувшая в Мировой лиге сборная России продолжает усиливаться. В августе в ее состав вернулся свежеиспеченный чемпион Италии Дмитрий Фомин. После летнего отдыха он еще не набрал боевую форму, но, похоже, это лишь дело времени - на тренировках в Белгороде Дмитрий работает чуть ли не больше всех. С самым известным российским легионером мы поговорили накануне матча Евролиги со сборной Словакии.

Евгений РОМАШОВ

из Белгорода

-Дмитрий, что нового вы увидели в сборной по возвращении? Что-нибудь изменилось?

- По-моему, ничего не изменилось, кроме мелких деталей. Тот же стиль игры, та же атмосфера. Разве что после Мировой лиги у ребят прибавилось уверенности.

-В футболе любят поговорить о сложных отношениях легионеров и "местных". Как с этим у вас?

- У нас подобных проблем никогда не возникало. В сборной ровная рабочая обстановка, как и должно быть у профессионалов.

-Профессионал (особенно легионер), работая на команду, должен думать и о своем имидже. В составе "Тревизо" вы стали чемпионом Италии. Но ведь во время выступлений за "Равенну" ваше имя гремело сильнее - вас даже признавали лучшим игроком страны...

- В хорошей команде куда труднее "греметь" и занимать первые места в рейтингах. В клубе-середняке все играют на легионера - и он заметен. В "Тревизо" со мной на площадку выходят голландские звезды Зверфер и Бланже, трое волейболистов сборной Италии - Гардини, Гранина и Бернарди. Каждый может взять на себя роль лидера, а команда играет на того, кто в этот день смотрится лучше других.

-После шести лет в Италии вы можете быть экспертом в делах ее сборной. Чем, по-вашему, объясняется спад в игре итальянцев?

- Сменой поколений и тренера. Опытные спортсмены уже выиграли все, что можно, у них нет особых стимулов. А молодые еще не готовы к ноше лидеров мирового волейбола. Особенно остро в сборной Италии ощущается нехватка сильных нападающих первого темпа. Не менее серьезная причина - уход Веласко с поста наставника сборной. Бразилец Бебето при всех его достоинствах - тренер не такого калибра, а его знание итальянского волейбола и авторитет среди игроков - на порядок ниже.

-И все-таки откат Италии - временный?

- Конечно. При такой организации дела и таком чемпионате Италия не может не вернуться на ведущие позиции.

-Провокационный вопрос: а Россия, не имея такого чемпионата, таких финансов и т.д., способна надолго вернуться в мировую элиту?

- Сложно сказать. Наши игроки способны компенсировать эту разницу своим талантом, физическими данными. Есть люди, команда, "материал"; тренеры ставят высокие задачи. Если при этом много работать, нам вполне по силам брать призовые места.

-Класса команды достаточно для того, чтобы сделать это уже на осеннем чемпионате мира?

- В принципе уровня игры, показанного в финале Мировой лиги, должно хватить для медалей чемпионата. Впрочем, этот уровень еще нужно сохранить и по возможности поднять. Ведь соперники тоже не стоят на месте. Голландия, Италия, Куба, Бразилия, Югославия - все они тоже рассчитывают на призовые места.

-В первой половине сентября сборная России дважды проверит, готовы ли к этому югославы. Кстати, эти матчи совпадают с началом чемпионата Италии...

- Да, скорее всего первые четыре игры "Тревизо" я пропущу. Понятно, что команду это не радует. Но все идет согласно волейбольным законам: клуб имеет право попросить сборную отпустить своего легионера - а сборная вправе ему отказать.

-Зато во второй половине сентября все будет, как и раньше: забитые до отказа трибуны, горячие тифози, ажиотаж...

- Ну не такой уж и ажиотаж. Только на матчи "Тревизо" с сильными соперниками приходит пять-шесть тысяч болельщиков, на рядовых играх их бывает раза в два меньше. Футбол, велоспорт, горные лыжи или "Формула-1" собирают в Италии куда большие толпы.

-А правда, что у тифози от любви до ненависти один шаг? Вот, скажем, вы проиграли дома - и страшно выйти на улицу...

- Ничего подобного. Нас поймут и простят. Тем более что наши болельщики - не самые горячие в стране. А вот на юге как-то довелось быть свидетелем обструкции, которую устроили фанаты вылетающему в низшую лигу "Наполи". На трибунах - плакаты типа "Идите работать!", болельщики в пику своим дружно болели за нас.

-Очень хочется услышать, что в Италии хоть что-нибудь хуже, чем у нас. Скажем, может итальянец пригласить приятелей или одноклубников в ресторан за свой счет? Или такая ситуация: вы пришли попросить у соседа соль или спички...

- За редкими исключениями в ресторанах каждый платит за себя. Насчет соли и спичек как-то не приходилось ни к кому обращаться, хотя по другому поводу сосед меня разок выручил. Приехал я домой, закрыл машину в гараже - и только тут вспомнил, что все ключи остались в машине. Ни дом не открыть, ни гараж - он закрылся автоматически.

На свое счастье, успел застать соседа, который уже собирался уехать с друзьями поиграть в футбол. Дал он мне дрель, и пошли мы сверлить ворота, предварительно изучив устройство замка в его гараже (они у нас типовые). Общими усилиями справились.

-Летом в Москве вы можете отдохнуть и от Италии, и от волейбола. Наверное, в отпуске после напряженного сезона мяч и в руки-то брать противно?

- Почему же? Летом я даже поиграл в пляжный волейбол. Правда, не на соревнованиях, а для себя.

-Уж не захотелось ли вам, подобно американцу Кираю, переметнуться в "пляжники"?

- Может, и захотелось, но смысла нет. Зачем начинать все с самого начала? Когда есть хорошая работа, зачем ее менять?

-А как же та пресыщенность волейболом и славой, о которых вы говорили по отношению к итальянцам? Вам она неведома?

- Мое поколение российских игроков не добилось громких побед. Может, поэтому я и решил вернуться в сборную.

-Надолго?

- Может, только на этот сезон, а может... Не хочу загадывать. Думаю, что я могу помочь команде. Хотя и отдаю себе отчет в том, что ребята и без меня способны на многое. Не скажу, что я достиг всего, чего хотел. Но и острого желания что-то доказывать не ощущаю.

-А почему бы не попробовать доказать, что волейболист, не добравшийся до пьедестала на двух Олимпиадах, способен сделать это на третьей?

- Так далеко загадывать нереально. За два года многое может произойти. Где гарантия, что я буду играть, что буду нужен команде...

-Но ведь полностью исключать такой возможности нельзя? В конце концов Олимпиада есть Олимпиада. Многие мечтают просто попасть на нее.

- Быть "туристом", ехать на Олимпиаду лишь для того, чтобы полюбоваться красотами Сиднея, - это не по мне. Туда надо отправляться, имея шансы вернуться с медалями. Насколько я понимаю, другой задачи для сборной России и быть не может. И очень надеюсь, что наша команда (со мной ли, без меня ли) все для этого сделает.