Газета Спорт-Экспресс от 31 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3
ВЕЛОТРЕК |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
РОССИЯНЕ ВЫИГРАЛИ БУКЕТ ЦВЕТОВ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Бордо |
"Как можно на что-то жаловаться, если полны трибуны, если во всем чувствуется заинтересованность?" - так вопросом ответил на вопрос об организации чемпионата мира в Бордо главный тренер сборной России по велотреку Карло Шенгелия.
В окраинный район Ле Лак (Озеро), где находится велотрек, большинство французских болельщиков добиралось на личном транспорте. Из центра города туда ходит автобус, но в выходные его можно прождать на остановке более получаса. Именно здесь в субботу мы разговорились с любителем спорта из Ля-Рошели, от которой до Бордо два часа на поезде.
- Я посещаю чемпионат с первого дня, но на сегодня билетов нет. Еду в надежде, что в кассах что-нибудь появится в последний момент. Цены доступные: от 80 до 140 франков (13 - 23 доллара. - А.П.). В Ля-Рошели по 80 франков стоят билеты на матчи второго дивизиона по регби, а здесь все-таки проходит первенство мира, - заметил попутчик.
В итоге ему не повезло: на трибунах, вмещающих примерно шесть тысяч человек, свободных мест не было. Франция в очередной раз доказала, что любит велосипед и охотно смакует спортивные победы соотечественников. На обратном пути пассажиры с удовольствием пересчитывали завоеванные награды.
НАШИ ЖЕНЩИНЫ НА СЕЙ РАЗ НЕ СДЮЖИЛИ
Россиянам, между тем, считать было нечего. По крайней мере вечером в субботу, когда состоялась наша беседа с главным тренером сборной. Оставалась еще, правда, надежда на успешное выступление Слюсаревой в воскресной групповой гонке по очкам - в этом виде россиянки выиграли три чемпионата мира подряд. Однако даже золотая медаль не смогла бы существенно скрасить в целом печальную картину.
- Итоги чемпионата еще предстоит осмыслить, - заметил Карло Шенгелия. - Наш отъезд из Москвы сопровождался неразберихой - половине членов делегации пришлось приобретать авиабилеты за свой счет - и во Франции все пошло наперекосяк. Раз за разом недотягиваем до пьедестала почета: четвертое место, пятое, шестое, восьмое... А медалей нет. Финансовые трудности - это только одна из причин, причем не основная. Закончится первенство - будем глубоко анализировать его результаты.
-Вы наверняка, хотя бы мысленно, планировали какое-то количество наград, не так ли?
- Я надеялся на медали в мужской и женской индивидуальных гонках, ждал их от Оксаны Гришиной - и в спринте, и в гите. Основания для этого были: на прошлогоднем чемпионате мира Каримова, помимо победы в групповом зачете, выиграла серебряную медаль в индивидуальной гонке преследования, а Оксана Гришина была третьей в спринте.
-На сей раз Каримова в индивидуальной гонке только пятая. Чем это объяснить?
- Сказалось неблагоприятное изменение регламента. Год назад на предварительном этапе она тоже была пятой, но затем выиграла и в четвертьфинале, и в полуфинале. Теперь же борьбу продолжали только четыре лучшие по итогам квалификации велосипедистки.
-И почему бы не пробиться в эту четверку?
- Каримовой обычно с трудом дается первый заезд. Затем же по мере соревнований она выступает все лучше и лучше. Та же история и с Самохваловой, которая заняла здесь восьмое место.
-Сестры Гришины, похоже, ваших ожиданий не оправдали?
- С ними случилось что-то непонятное. Нужен тщательный анализ. После сегодняшнего гита на 500 метров я был в шоке. Одно дело проиграть Балланже, другое - Дубникофф, которую наши спортсменки постоянно побеждали. Да и с австралийкой Феррис, занявшей третье место, борьба шла с переменным успехом.
-Ложкой меда в бочке дегтя стала, наверное, победа Олега Гришкина в новой дисциплине - "скрэтче" (гонке на 15 километров)?
- К сожалению, в этом виде медали будут присуждаться только с будущего года. Пока же соревнования в нем были показательными. Впрочем, "скрэтч" уже включен в программу Олимпиад, так что надо готовиться.
- Словом, победа Гришкина, которому в награду вручили только букет цветов, - это слабое утешение?
- Пожалуй, что так.
ФРАНЦИЯ ОБЯЗАНА ТРИУМФОМ СОВЕТСКОЙ МЕТОДИКЕ
-Чем вы объясняете стремительный прогресс французов?
- Для успешных выступлений на высшем уровне нужны современный инвентарь, форма, а также хороший спортивный календарь. Во Франции масса международных состязаний, не считая стартов местного масштаба. Мы же проводим от силы 5 - 6 соревнований в год. Во Франции множество треков - один лучше другого. А в России нет ни одного 250-метрового. Французы, между прочим, заимствовали у бывшего СССР систему подготовки резервов. У них работают детские спортшколы, есть отбор. Я был свидетелем того, как к известному тренеру Даниэлю Морелону стажеры приходили просто показаться. Он разрабатывает для них программы, они же потом сами ищут его, чтобы продемонстрировать, что получилось. У нас в сборной резерва почти нет. Ослабли велотрековые центры. Кузнецов в Санкт-Петербурге еле-еле сводит концы с концами.
Московский центр влачит жалкое существование, разваливается самарский. Нигде же нет финансирования. А без денег ничего не сделаешь.
-Французские трековики тоже жалуются на нехватку средств.
- Все относительно. Я как-то был гостем одного из французских гонщиков. Так вот, решив поутру поплавать, тот был страшно расстроен тем, что на его вилле бассейн не успели вычистить.
-А еще французы твердят, что трек в Крылатском - лучший в мире. Это, по-вашему, только из вежливости?
- Трек действительно прекрасный. Но со времени московской Олимпиады изменились нормы. Международная федерация постановила проводить чемпионаты мира и Олимпийские игры только на треках длиной 250 метров. Они компактнее, а это повышает зрелищность соревнований.
-Выходит, трек в Крылатском больше ни на что не годится?
- Он, безусловно, нужен, тем более что ничего другого в России нет. На нем можно проводить официальные соревнования, включая Кубки мира. Но срочно требуется и 250-метровый трек. Нам было даже негде привыкать к особенностям езды на таком.
-В конце прошлого года организаторы командного турнира в парижском Дворце спорта "Берси" объяснили мне отсутствие россиян среди приглашенных тем, что наша команда "неровная": она-де располагает только преследователями хорошего уровня. Что вы по этому поводу думаете?
- Мужской спринт у нас действительно уже давно запущен. А чтобы восстановить позиции в этом виде, требуется время. Нужно найти молодого парня и угадать, что у него будет крупное телосложение. Пхакадзе я взял 15-летним, и только спустя восемь-девять лет он стал одерживать большие победы. В свое время я создавал в СССР центр по подготовке исключительно спринтеров. Из него вышли, в частности. Эрика Салумяэ и Николай Ковш. Двадцать человек готовились там круглогодично. Теперь этого центра больше нет.
-На Украине положение наверняка не проще, но золотую медаль в командной гонке преследования ее представители все-таки завоевали. Как бы вы прокомментировали этот успех?
- Мы искренне болели за украинских гонщиков. Вышли-то из одной команды. Нынешние тренеры украинцев Владимир Осадчий и Валентин Орел многие годы работали со сборной СССР. Так что школа у нас общая. Украинцы сумели создать благоприятные условия для преследователей, пристроив их к профессиональной итальянской команде. Поэтому у спортсменов есть продуманный шоссейный календарь. Они выступают и в трековых соревнованиях, и в шестидневных гонках.
-А нам что мешает поступить так же?
- Спонсоров интересуют шоссейники. а у нас не осталось группы гонщиков этого профиля. Кузнецов в свою питерскую команду никого со стороны брать не хочет. Отправили мы велосипедистов из самарского центра к югославским профессионалам, но случилось несчастье: сразу восемь человек заболели желтухой. Неплохие ребята подготовлены в Москве. В их числе Гришкин и выступавший с ним в "скрэтче" Галкин, но они еще "сырые". Если им обеспечить хороший шоссейный календарь, может быть, года через три-четыре из них выйдет толк.
-Значит, перспективы на Олимпийские игры в Сиднее мрачные?
- На Олимпиаде мы без медалей не останемся. Но туда еще надо попасть. Чемпионат мира будущего года в Берлине будет носить характер отборочного этапа.
ДУБНИКОФФ ЖАЛЕЕТ О ПОТЕРЕ СВЯЗИ С РОССИЕЙ
По окончании соревнований в женском гите на 500 метров мне удалось побеседовать с канадкой Таней Дубникофф, которая помимо серебра в этом виде завоевала в Бордо бронзу в спринте.
- Этот сезон исключительно удачный для меня, - сказала Таня. - Я выиграла спринт в 1993 году и с тех пор ни разу не поднималась на пьедестал почета мировых первенств.
-Надеялись ли вы победить Балланже?
- Нет, Фелисия оторвалась от остальных очень далеко.
-Вы по-русски не говорите?
- Знаю только несколько слов. "Водка", например. Мой дед умер до моего рождения, а отцу абсолютно ничего неизвестно о наших русских корнях. Так что никакой связи с Россией не осталось, о чем я искренне сожалею.
-Что вы думаете о российских соперницах?
- Они всегда на виду. Слюсарева, сестры Гришины, раньше Енюхина - я со многими соревновалась. А отдельные неудачи в спорте неизбежны.
СОВЕТ ИЗ ИСПАНИИ - НЕ РАСПЫЛЯТЬСЯ
После заключительного вида субботней программы мужской групповой гонки по очкам, победу в которой одержал испанец Хуан Льянерас, Карло Шенгелия и несколько российских спортсменов тепло поздравили главного тренера сборной Испании. Ничего удивительного - ведь это Борис Васильев, руководивший сборной СССР еще во время московской Олимпиады.
- Когда распался Советский Союз, я остался без зарплаты, что сильно нервировало. Между тем у меня было приглашение в Испанию, где помнили, что я воспитал олимпийского чемпиона Кириченко. К Олимпиаде 1992 года готовил женскую команду, потом работал уже с трековиками. Но я плохо знал испанский язык, так что поначалу не мог установить контакт с гонщиками. Вернулся в Россию, пробыл там полгода, потом год работал в Литве. После Олимпийских игр 1996 года снова позвали в Испанию, и я рискнул.
-Прокомментируйте, пожалуйста, победу Хуана Льянераса.
- Это опытный профессиональный гонщик. Он выиграл гонку по очкам на чемпионате мира 1996 года, а в прошлом году в Австралии был в этом виде третьим, но там он стал победителем в парной гонке - "американке". Таких спортсменов не надо обучать азам. Моя задача - вывести их в нужный момент на оптимальный уровень. Перед чемпионатом мира мы работали с Льянерасом в течение двух недель. Бриллианту же нужна оправа.
-Ваше мнение о выступлении на чемпионате россиян?
- В недалеком прошлом мы обыгрывали французов. Но вот у них выросло новое поколение. Сегодня французы располагают двумя-тремя почти равноценными составами, как было 10 - 12 лет назад в СССР. Они же пошли по нашим стопам. Если на Олимпиаде в Сеуле мы выиграли 6 медалей, в том числе 4 золотые, то это благодаря стройной системе подготовки, полноценному календарю. Сейчас же, как мне кажется, силы у нас раздроблены. Конечно, не хватает средств. Но представляется, что это не главное. Смогла же Украина отправить команду в Италию. На Западе преследователей готовят через участие в шоссейных гонках, поэтому тренер там скорее выполняет функции менеджера. Кузнецов действительно великий тренер, но ему пока не удалось наладить спонсорскую поддержку. Хотя ребята у нас способные есть, а тренерский потенциал, безусловно, мощнее, чем в Западной Европе. Наверное, в России не надо распыляться. Вряд ли удастся организовать дело в тех масштабах, что были в СССР, но два-три таланта могут принести стране солидное число наград.