Газета Спорт-Экспресс от 5 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

6 августа 1998

6 августа 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Мика ХАККИНЕН

СБРАСЫВАТЬ ОБОРОТЫ НЕ СОБИРАЮСЬ!

Австрийско-немецкий нон-стоп закончился полным триумфом "Макларена" и лидера 49-го чемпионата мира Мики Хаккинена: два дубля из двух возможных для команды и две победы из двух для самого гонщика. Теперь, когда до финиша сезона осталось провести пять "Гран-при", преимущество Хаккинена над идущим вторым в общем зачете Михаэлем Шумахером выросло в восемь раз: два очка, разделявшие немца и финна накануне "Гран-при Австрии", после немецкого "Гран-при" превратились в 16.

-Признайтесь, что всего лишь недельный перерыв между десятым и одиннадцатым этапами оказался вам на руку: вы не растеряли настроя, обретенного после потрясающей победы в Цельтвеге.

- Я как-то не задумывался над этим, но, возможно, вы правы. Хотя это совсем не значит, что всю неделю между Австрией и Германией я предавался самолюбованию.

-А разве не было повода? Согласитесь, не многие гонщики могут похвастать такой победой над Шумахером, как ваша австрийская, - 18 кругов жесточайшей схватки с двукратным чемпионом мира, в которой вы не совершили ни малейшей ошибки! Есть чем гордиться.

- Вообще-то мне и самому гонка в Цельтвеге понравилась. Но только с одной стороны. С другой - я испытывал дискомфорт, потому что вполне отдавал себе отчет, чем может обернуться даже крошечная неточность. Нет, все-таки когда сражаешься за титул чемпиона мира, удовольствие от гонок пропадает. Еще пару лет назад, окажись я с Шумахером в похожей ситуации, отвел бы душу, а тут - нельзя. Едешь - и сам себя одергиваешь: не заводись, не заводись, даже думать не смей! Никакого кайфа - одна ломовая работа.

-Короче, можно сделать вывод, что после того, как Шумахер совершил ошибку, вы испытали облегчение...

- Если бы! Не успел дух перевести, как в зеркалах заднего вида нарисовался Дэвид собственной персоной (Мика немного преувеличивает - между тем мгновением, когда исчез со второго места Шумахер, и тем, когда на этом месте оказался выбравшийся с последнего места Дэвид Култхард, прошло довольно много времени. - О.Л.)! В какой-то момент я даже глазам своим не поверил - мне ведь передали по радио, что после столкновения с Сало он едет последним. Признаться честно, напор, с которым Култхард прорывался с последнего места на второе, меня немного напугал. Я решил, что сейчас он и меня на таком-то ходу пройдет. К счастью (смеется), дистанции не хватило.

А если серьезно, то это была, возможно, лучшая гонка в карьере Дэвида. Конечно, ему повезло в том смысле, что гонщики, которых он обогнал на круг, не создали никаких проблем, - обычно так не бывает. Но когда он говорит, что на быстрой машине обгонять легко, я бы на вашем месте ему не очень верил. Обогнать одного, ну двоих - да, но целый пелотон?!

-Следовательно, когда в воскресенье ваш партнер на протяжении всей гонки не давал вам передышки, ни разу не отстав больше, чем на полторы секунды, вы нервничали?

- Если говорить откровенно, то не особенно. Я доверяю Дэвиду и знаю, что он в высшей степени профессиональный гонщик и честный парень. Мы оба понимали, насколько высока сейчас цена каждой гонки и каждого очка, завоеванного командой, поэтому я не опасался с его стороны никаких непродуманных действий.

-Словом, вы были уверены, что атаковать вас он не будет?

- Да. В первой половине гонки обгон был бессмыслен, поскольку скорость у нас была одинаковой, следовательно, отрыва не получилось бы. Во второй, особенно в конце, когда начались проблемы с моим "Маклареном", он не пытался меня обгонять потому, что трасса была скользкой, и на масле с равной степенью вероятности мог поскользнуться любой из нас - и он, и я. Зачем же было рисковать стопроцентным командным результатом?

-У Култхарда, по сути, был единственный шанс оказаться впереди вас - после заезда в бокс на дозаправку. Вы думали об этом?

- Думал. Без удовольствия. Это все, что я могу сказать.

-А что все-таки случилось с вашей машиной?

- Внезапно я ощутил, что на прямых мотор теряет мощность, не только разогнаться, но и просто поддерживать скорость было невозможно. После гонки Дэвид сказал мне, что из моей машины летело масло, причем с такой силой, что у него щиток шлема был черным и он вел машину почти вслепую, а перчатки промокли настолько, что руль выскальзывал. Впрочем, точную причину можно будет установить только на фабрике.

-Даже в такой форс-мажорной ситуации вы не опасались атак со стороны Култхарда. Но всего лишь в шести секундах позади вашего тандема ехал чемпион мира Жак Вильнев на "Уильямсе", у которого в этом году пока не было ни одного реального шанса побороться за победу. Его вы тоже не боялись?

- Еще как боялись! Но для того, чтобы добраться до меня, Жак должен был сначала обогнать Дэвида. Проблемы с его "Уильямсом" случились очень вовремя, иначе С трудом представляю себе, как бы мы отбивали его атаки.

На пресс-конференции с победителями Дэвид Култхард так прокомментировал случившееся: "Да, я имел шанс выиграть гонку, если бы пит-стоп обошелся без моей грубой ошибки (застряв на трассе при обгоне двух отставших на круг "Минарди", Култхард слишком быстро въехал в боксы и промахнулся мимо зоны обслуживания. - О.Л.) - она стоила примерно секунды. Если бы не это, я оказался бы впереди Мики, и, уверен, со стороны команды не последовало бы никаких возражений против моей победы. Но ошибся я сам - кого же винить? Со стороны наша с Микой гонка могла показаться легкой прогулкой в Гайд-парке, однако это было совсем не так - попробуйте-ка сами полтора часа "прогуливаться" на скорости под 300 км/ч! Иногда в гонке я шел быстрее Мики, но на карту было поставлено слишком многое, поэтому мы избегали ненужного риска. Кстати, отказ от атак - это было мое решение. Совершенно уверен - будь я впереди, а Мика позади, он поступил бы точно так же. Одна ошибка могла свести на нет все усилия, а это не было нужно ни мне, ни Мике. Когда в самом конце начались проблемы на "Макларене" Мики и нас начал догонять Жак, я занервничал. Мои зеркала, как и забрало шлема, были залиты маслом, я ничего не видел и вынужден был ориентироваться только на команды по радио из боксов. Я знал: если Жак увидит, что расстояние сокращается, он вцепится в нас мертвой хваткой и обязательно попробует атаковать. Не хочу сказать, что он сумасшедший. Нет. Он - гонщик, к тому же в этом сезоне ему не слишком везет, так что такие действия с его стороны были бы вполне нормальными. Нам повезло, что и на его "Уильямсе" начались проблемы!"

-Мика, чем вы можете объяснить две подряд проигранные Шумахером гонки?

- Середина сезона - такое время, когда все начинают ошибаться. Шумахер не исключение. Во-первых, накапливается физическая и психологическая усталость, во-вторых, середина лета - время разговоров о контрактах, а это, сами понимаете, спокойствия не добавляет.

-Но вам-то теперь нечего нервничать - вы и Дэвид подписали контракты с "Маклареном" за день до гонки.

- Да. И я этому обстоятельству очень рад. Приятно продолжать сотрудничество с людьми, которым полностью доверяешь как с профессиональной, так и с чисто человеческой точки зрения. Я рад и тому, что продолжается наше с Дэвидом уже трехлетнее партнерство. Мы хорошо изучили друг друга, умеем находить общий язык. Нет, друзьями называть нас еще рано, но единомышленниками давно пора.

-Определившись с будущим, вы сняли с себя часть прессинга...

- (Перебивает) Единственный прессинг, который я испытывал и испытываю, это необходимость выигрывать. И этот прессинг выдерживать гораздо легче и приятнее, чем тот, под которым я находился начиная с 1994 года. Я должен был изо дня в день доказывать свое право на пилотирование "Формулы-1" и одновременно учиться уживаться с несшейся со всех сторон критикой в свой адрес. Глупой и злой. Сейчас же ситуация совершенно иная. Все, что мне нужно, это продолжать работать, не снижая оборотов.

-Даже мысль о том, что после Германии вы оторвались от Шумахера на 16 очков, не заставит вас чуть-чуть расслабиться?

- Даже если бы этих очков было не 16, а 36, я бы себе ничего подобного не позволил. "Феррари" уже столько раз сокращала гандикап, что сомневаться в том, что способна она сделать это снова, не приходится. Дважды проигравший Шумахер весьма опасен.

-А вот ваш партнер считает, что еще в Австрии вы нанесли Шумахеру решающий удар, а в Германии лишь закрепили преимущество...

- Дэвид не хуже меня знает возможности Шумахера. Однако приятно, что он так уверен во мне!

-Как, на ваш взгляд, будут развиваться события в чемпионате дальше?

- Трудно сказать. Я доволен тем, как сейчас идут дела, но до конца сезона еще слишком много гонок, в которых случиться может все, что угодно. Повторюсь: буду продолжать работать, не снижая оборотов.

-Прогноз на Хунгароринг? Шумахер собирается дать там бой...

- Я бы на его месте не был слишком оптимистичен. Если память мне не изменяет, в Будапеште он выиграл лишь однажды, в 1994-м, а из всех других гонок для него результативной была тоже только одна - 4-е место год назад.

-Но результаты "Макларена" за последние пять лет здесь еще хуже - одно ваше 4-е место в 1996-м.

- Да, похвастаться нечем, но в прошлом году - до тех пор, пока не начались проблемы - мы смотрелись на Хунгароринге очень неплохо. В этом году наша машина выглядит просто великолепно, поэтому я настраиваюсь на борьбу за победу!

Между прочим, отныне в схватке за титул Мика, видимо, больше не одинок. Вот что сказал, уезжая из Хоккенхайма, Дэвид Култхард: "За плечами "Макларена" несколько лет сплошных неудач, и я знаю, что значит для команды титул чемпиона мира. Все говорит о том, что Мика выиграет в этом году чемпионат, - он стабилен и безошибочен, и нет ни одного человека в паддоках, кто сказал бы, что он не достоин быть чемпионом. Поэтому моя задача теперь - быть ему опорой, отбирая очки у Шумахера".

Ольга ЛИНДЕ

"СЭ" благодарит фирму МиК и концерн Reemtsma за содействие в организации этого интервью.